Многие современные родители загружают своих детей полезными развивающими занятиями с самого раннего возраста. Они уверены: каждую минуту ребёнок обязан проводить с пользой, чтобы не оставалось свободного времени «на дурь», ведь если ребёнка не занять, он использует свободное время бездарно или даже во вред себе.
С таким подходом категорически не согласна Галина Вячеславовна Козловская — доктор медицинских наук, детский психиатр, профессор, руководитель отдела психической патологии раннего детского возраста в ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»:
Я думаю, что здоровый ребёнок бездарно проводить время не может. Он обязательно найдёт себе какое-нибудь дело по интересам. Конечно, я имею в виду не сидение перед компьютером или многочасовое зависание перед телевизором, а нормальные творческие, познавательные интересы. Кому-то нравится рисовать, кому-то мастерить, конструировать, кому-то читать, бегать, играть в подвижные игры. Пусть он этим займётся.
А если у ребёнка совсем нет свободного времени, то он не может себя найти и превращается в некоего робота. Рано или поздно это даст отрицательный результат. Это так называемая перманентная монотония, которая очень сказывается и на иммунологическом состоянии организма, и на эмоциональном состоянии.
Как ребёнок спрячется от бесконечного кружения в суете? Он начнёт часто болеть. Тогда волей-неволей вся суета прекращается. А может впасть в депрессию и утратить вообще всякие интересы, будет выглядеть чуть ли не умственно отсталым.
Особенно часто такое происходит в школьном возрасте, когда нагрузки сильно возрастают. На ребёнка начинают жаловаться преподаватели. А родители вместо того, чтобы понять его и помочь ему, на него наседают. Они нанимают ему репетиторов, таскают на самые разные занятия. А у ребёнка потребности в этом становится всё меньше и меньше. Он относится к занятиям с отвращением, и когда ему предоставляется возможность, бросает музыкальную школу или спортивную секцию, хотя у него были к этому склонности. От уроков он тоже отлынивает, перестаёт реагировать на уговоры и даже на наказания. В конце концов, ребёнок попадает к психиатру, и его начинают лечить как психически больного человека.
Неправильно лишать ребёнка детского времяпрепровождения, игры и даже, до определённой степени, безделья.
Это плохо, когда ребёнок не может сам себя занять. Значит, он совсем не развит для самостоятельной жизни. Нормальный ребёнок знает, что ему интересно
Сейчас, правда, такому недоразвитию самостоятельности способствует образ жизни, который ведут современные дети, особенно в Москве. Они почти никогда не собираются во дворе, не играют. Не видно, чтобы дети бегали, кричали, прыгали. Даже в классики не играют! По дворам если и бродят, прогуливаясь, то пожилые женщины, а дети сидят по домам или ходят по кружкам. То есть им толком не дают побыть детьми, грузят занятиями. А такого, чтобы они просто, по-детски поиграли в салочки, в прятки, в футбол, волейбол, бадминтон, в снежки, полепили снеговика, построили снежную крепость, — такого почти не видно. Детей во дворах нет, хотя детские площадки прекрасно оборудованы.
Очень важно развивать в ребёнке трудолюбие и силу воли, однако делать это следует с поправкой на возраст и на психические особенности ребёнка, чтобы не перегрузить его чрезмерными требованиями и грузом родительских амбиций. Нельзя лишать детей детства.
Сегодня депрессии всё чаще завладевают людьми независимо от их возраста, статуса, материального достатка и пр. Но тем, кто лично не сталкивался с этим диагнозом трудно понять страдания тех, кому не посчастливилось – многим представляе
Свобода воли означает, что все свои решения человек принимает самостоятельно и осознанно и что Бог не запрограммировал человека исключительно на добро, не принуждает к нему. Человек должен сам захотеть единения
Из вопроса многодетной мамы порталу «Православие и мир»:
Двое младших не спят ночами, двое средних кричат и дерутся, у меня на себя нет ни минуты времени, уже три недели не причащались, две недели в храме не были. Как мо
Вот как характеризует обиду архиепископ Иоанн Шаховской: «Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают
09.06.2025, 16:23
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.