Многие женщины, вступив в прекрасную сферу материнства, сталкиваются с тем, что всё их внимание сосредотачивается на заботах о младенце, житейских хлопотах. Резкая перемена жизненного уклада, когда не остаётся ни сил, ни времени на спокойную вдумчивую молитву, на посещение храма, причащение. Да и в храме трудно полностью сосредоточиться на молитве, когда на руках маленький ребёнок. Ситуация усугубляется постоянным недосыпанием, нехваткой времени и сил, бесконечной домашней суетой.
И у молодых, и у многодетных мам зачастую складывается впечатление, что с рождением детей их духовная жизнь сходит на нет, что материнство и духовная жизнь вступают в противоречие.
Из вопроса многодетной мамы порталу «Православие и мир»:
Двое младших не спят ночами, двое средних кричат и дерутся, у меня на себя нет ни минуты времени, уже три недели не причащались, две недели в храме не были. Как молиться, не могу... стыдно за себя... Разве это спасение?!? Да, я всех родила, всех, кого Бог дал. Но я же духовно деградирую! Не знаю, что делать... Мысли только – отдохнуть... Боюсь так отойти от церкви и вовсе...
Протоиерей Димитрий Смирнов учил, что в семейной жизни никакого препятствия духовной жизни нет. В своей проповеди в день благоверных Петра и Февроньи 8 июля 2013 года, о. Димитрий, приводя слова апостола Павла о том, что женщина спасается чадородием, давал им такое толкование:
«У матери с утра до ночи, и даже во время сна, одна духовная жизнь! Потому что постоянное самоотречение ради своих детей – вот это и есть духовная жизнь. А не то чтобы с молитвословом стоять или в паломнические поездки ездить: лбом таранить раки и святые иконы и думать, что это и есть духовность. Нет! Духовная жизнь – она у того, кто дома: стирает, готовит, воспитывает, образовывает – жизнь свою кладёт ради ближнего!»
Эту же мысль подчёркивает в своей проповеди священник Валерий Сосковец. Батюшка даже проводит параллель семейного попечения матери о своих ближних с земным служением Спасителя: «Женщина, имеющая детей, себе не принадлежит. У неё больше нет выходных, нет отпусков. Она непрестанно служит – тем, кто её младше, кого она "главнее", и фактически, несёт на себе Христово служение».
О. Валерий называет такой образ жизни отдельным видом подвига, спасительным для души, ведь женщина ежедневно несёт на себе труды, за которые никто не платит, она совершает эту работу просто по любви; да ещё находит время помолиться, и прийти в храм, покаяться, причаститься. Вот это и есть настоящая христианская жизнь.
«Поэтому, дорогие мамы, у которых много детей, – обращается к матерям священник, – вы на пути к спасению. Ваш путь – прямой к спасению. Несравним ваш подвиг, но несравнима и награда».
Необходимо также добавить, что заботы о ближних никак не препятствуют молитвенному настрою сердца. Ведь молитва – это не обязательно «вычитывание» правил. Иногда краткое воздыхание к Богу, постоянная память о Нём, мысленное пред Ним предстояние гораздо более продвигают нас в духовной жизни, чем чтение акафистов и молитвословов.
А что же мужчины? Неверно думать, что глава семьи должен обеспечивать лишь материальное её благополучие. Настоящий христианин не «помогает» своей жене в её трудах – и в воспитании детей, и во всех житейских хлопотах – а полностью разделяет их, вместе с нею несёт он все бремена и тяготы семейной жизни, оберегая и защищая жену и детей, поддерживая их. В христианской семье семейные заботы и обязанности разделяются не пятьдесят на пятьдесят, а по мере сил, по возможностям каждого.
Неверно противопоставлять свою духовную жизнь любви к ближнему, которая проявляется в заботе и поддержке.
«Человек намечтает себе и думает, что духовная жизнь – это взять открыть молитвослов, зажечь лампаду и встать перед иконами, – говорит о. Димитрий Смирнов. – Нет! Это ещё не духовная жизнь. Духовная жизнь – это когда ты зажёг лампаду, открыл молитвослов, встал перед иконами и только сказал: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа", а тебе говорят: "Вась, ты за молоком не сходишь в магазин?", – и вот, в этот момент, когда ты закрыл молитвослов, взял целлофановый пакет, – вот в этот момент и началась твоя духовная жизнь! А почему? А потому, что ты смирился! Оставил своё занятие, которое тебе очень дорого, – ради любви к ближнему, ради своих детей – и пошёл, и это сделал».
В послании к Галатам апостол Павел учит: «Друг друга тяготы носите, и тем исполните закон Христов» (Гал.6:2). Под этими апостольскими словами подразумевается не только терпение душевных немощей наших ближних, неосуждение и прощение их грехов, но и помощь в несении ими житейских и бытовых трудностей. В этом и состоит наше исполнение закона Христова, важнейшим проявлением которого является евангельская заповедь о любви к ближнему.
Именно в семье мы учимся любви – главной христианской добродетели, здесь мы учимся самоотречению, жизни ради других. Именно поэтому семья является одним из двух (наряду с монашеством) важнейших условий спасения, настоящим кораблём в море житейских бурь, мостиком, ведущим к духовной жизни и обретению святости.
Вот как характеризует обиду архиепископ Иоанн Шаховской: «Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают
Психологи советуют избегать строить семьи с таким человеком — трудно будет построить гармоничную любящую семью с мужем, главным качеством которого специалисты называют инфантильность и отсутствие самостоятельности.
УФ-печать икон — современный метод изготовления икон с использованием специальных чернил, которые полимеризуются под воздействием ультрафиолетового излучения.
Качество изображения при УФ-печати сохраняется на про
Автор книги, известный детский психолог Татьяна Львовна Шишова, всё более уверенно заявляет о себе сегодня как зрелый прозаик. Её художественные произведения отличаются глубиной содержания, яркими узнаваемыми образами, точной
16.05.2025, 15:51
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.