Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Как можно верить в Бога после того, как Дарвин открыл эволюцию?

15.10.2020, 17:20

В издательстве «Познание» вышла книга митрополита Илариона (Алфеева) «Неудобные вопросы о религии и Церкви». Это сборник развернутых ответов на острые вопросы, которые поднимаются сегодня в православной среде: конфликт религии и науки, непонятные церковные правила, религия и личная жизнь, отношения Церкви и государства.

Публикуем ответы на некоторые вопросы в сокращении.

Церковь отрицает теорию эволюции. А между тем эта теория уже давно стала общепризнанной. Верить, что Бог создал мир за шесть дней, после открытий Дарвина невозможно

Сама теория эволюции не случайно называется именно теорией. Это лишь гипотеза происхождения видов. Экспериментально доказана лишь эволюция внутри вида — так называемая микроэволюция, но не макроэволюция — переход из одного вида в другой. Ни одна обезьяна не превратилась в человека.

Для того, чтобы быть православным христианином, требуется вера в Единого Бога, Творца неба и земли. Отказ от теории эволюции не требуется. Среди православных христиан есть разные подходы к этой теории. Одни ее категорически опровергают. Другие признают ее отдельные аспекты (например, микроэволюцию). Есть те, кто считают, что эволюция имеет место, но подчеркивают, что эволюционный процесс запущен Богом и регулируется Богом, а не стечением случайных обстоятельств.

Церковь не догматизирует тот или иной подход и оставляет за каждым верующим право придерживаться тех воззрений, которые ему нравятся, но при этом напоминая о непреходящем авторитете Библии, который не может быть поколеблен никакими научными теориями.

Церковь осуждает аборты. Но разве женщина не вправе распоряжаться своим телом?

Один раз я посещал университет в украинском городе Виннице и беседовал там со студентами. Мне был задан вопрос об абортах. Я начал свой ответ со следующих слов: «Давайте на минуту задумаемся о том, что все мы, сидящие здесь, не появились бы на свет, если бы наши мамы когда-то сделали аборт». Все, кто сидел в зале, задумались и затихли.

Очень часто мы рассматриваем ситуацию аборта исключительно с перспективы матери и оказываемся неспособны рассмотреть ее с точки зрения того ребенка, который лишился возможности появиться на свет. Поставим себя на его место и попытаемся понять, при каких обстоятельствах мы согласились бы не проявляться на свет, быть убитыми, еще не родившись.

Женщина вправе распоряжаться своим телом. Но зародыш с момента появления в ее чреве не является частью ее тела. Это самостоятельное живое существо, обладающее неотъемлемым правом всякого человека — правом на рождение. Уничтожение этого живого существа не является обычной операцией по удалению ненужных органов или тканей. С точки зрения Церкви, оно является убийством.

Церковь борется с сектами, используя против них агрессивную риторику. А как же свобода вероисповедания?

Христианство построено не на принципе принуждения, а на принципе свободы: человек становится христианином добровольно. А секты, напротив, в большей или меньшей степени манипулируют сознанием человека.

Жертвами сект по большей части становятся люди, принадлежащие к определенному психофизическому типу. Когда по улицам ходят свидетели Иеговы со своей литературой, они останавливают одного человека, другого, третьего — десятки людей либо вообще не станут слушать этих проповедников, любо возьмут их книжки и потом выбросят в мусорное ведро. Но найдется один из ста, кто остановится и заинтересуется: с этим человеком они и начнут работать.

Как правило, жертвами сект становятся люди, предрасположенные к сектантскому образу мышления, ищущие, под какой авторитет подпасть или за каким гуру последовать.

Среди сект немало таких, которые разрушают человеческую психику, разрушают семейные связи и в конечном итоге делают своего адепта неспособным к интеграции в общество.

Одним из главных отличий Церкви от секты является то, что Церковь не выдергивает человека из общества, а помогает ему в реальной жизни — в профессиональной деятельности, в семенных отношениях, помогает ему интегрироваться и социализироваться, чувствовать себя комфортно в общественном пространстве.

Крестить детей в бессознательном возрасте, а потом навязывать им религиозные воззрения — это нарушение свободы совести. Пусть они вырастут и сами выберут себе религию или не выберут никакой

Мать начинает кормить ребенка грудью, не дожидаясь, пока он об этом попросит. И в школу ребенка отдают не потому, что он этого хочет, а потому что «так надо».

Родители стараются передать детям все самое лучшее, что они имеют. И именно родители, как правило, выбирают, в какую школу ребенку пойти, чем заняться — музыкой, иностранными языками, математикой. Нередко и выборе профессии для молодого человека решающим является голос или пример одного из родителей.

При этом, разумеется, ребенок, когда подрастет, может отказаться от профессии, предлагаемой родителями, и пойти свои путем. Точно так же он может сменить религию в определенном возрасте.

Некоторые православные враждебно относятся к верующим других конфессий, говорят, что они «не спасутся». Но откуда такая уверенность? Разве можно за Бога решать, кто спасется, а кто нет?

Принадлежность к православной вере, уверенность в истинности Православной Церкви не должны становиться источником гордыни и превозношения над людьми других вероисповеданий. Решать, кто спасется, а кто нет, может только Бог.

В связи с этим можно вспомнить слова святителя Феофана Затворника: «Я не знаю, спасутся ли католики или нет. Знаю только, что я вне Православной Церкви не спасусь».

Почему Церковь всегда поддерживает власть? Почему не критикует ее, не поддерживает оппозицию?

То, что Церковь не критикует власть, неверно. Церковь достаточно часто критикует власть за ее действия или, наоборот, бездействие. В качестве примера приведу борьбу Церкви за преподавание религии в российских школах. Диалог на эту тему с Министерством образования длился многие годы, а успехов удалось добиться лишь минимальных.

Другой пример — борьба за сокращение абортов. Церковь неоднократно критиковала и продолжает критиковать государство за слишком мягкое законодательство в отношении абортов.

Помимо публичной критики власти, Церковь пользуется различными механизмами непубличной критики, которая нередко бывает более результативной. Так, например, в беседе с губернатором местный архиерей может выразить несогласие с теми или иными готовящимися или уже принятыми решениями.

То, что Церковь не поддерживает оппозицию, верно лишь в том смысле, что Церковь вообще не поддерживает какие-либо политические партии.

Зачем в Русской Церкви открывают по три храма в день? Лучше бы строили школы и больницы. Чем больше будет храмов, тем меньше в них будет людей. Уже храмы пустеют

Представление о том, что храмы пустеют, является продуктом домыслов или спекуляций тех, кто храмы не посещает.

Опыт последних десятилетий показывает, что количество верующих в храмах только растет.

Важно понимать, что открытие новых храмов — это не результат какого-то продуманного плана или разнарядки, спускаемой сверху. Храмы создаются там, где в этом возникает потребность. Как правило, сначала создается община, она начинает молиться в съемных помещениях, в нее назначается священник, и лишь по прошествии определенного времени начинается строительство храма.

Темпы роста числа духовенства, монашествующих, мирян, храмов и монастырей в Русской Православной Церкви беспрецедентны. Они не имеют аналогов ни в мировой истории, ни в современной ситуации. Эти темпы являются особенно впечатляющими на фоне того упадка религиозной жизни, который характерен для многих христианских общин на Западе, где регулярно снижается число верующих и количество священнических призваний, а храмы и монастыри все чаще закрываются.

Из книги «Неудобные вопросы о религии и Церкви»

Написать комментарий
— Отец Александр, скажите, что подталкивает человека к измене? — Что такое измена для мужчины? Ведь даже чтобы изменить в первый раз, все равно нужно к человеку подходить, цветы дарить, конфетки покуп
12.01.2021, 10:20
№1. Александр Торик — «Флавиан. Дневник». Заключительная часть истории об отце Флавиане. Как и предыдущих книгах серии, главный мотив повести — чудеса случаются чаще, чем мы думаем.   №2. Юрий Воро
14.12.2020, 12:04
Приходит женщина на исповедь: — Батюшка, благословите на развод. — А что случилось? — Муж такой-сякой... короче, плохой! — Зачем же ты за него замуж выход
13.11.2020, 11:18
Рассказывает иерей Дионисий Куваев, настоятель Богоявленского храма города Козельска: Меня часто просят рассказать о моем духовном отце — старце Илии (Ноздрине). Знаете, я думаю, что самое важное не в прозо
10.11.2020, 11:00
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.