В издательстве «Познание» вышла книга митрополита Илариона (Алфеева) «Неудобные вопросы о религии и Церкви». Это сборник развернутых ответов на острые вопросы, которые поднимаются сегодня в православной среде: конфликт религии и науки, непонятные церковные правила, религия и личная жизнь, отношения Церкви и государства.
Публикуем ответы на некоторые вопросы в сокращении.
— Церковь отрицает теорию эволюции. А между тем эта теория уже давно стала общепризнанной. Верить, что Бог создал мир за шесть дней, после открытий Дарвина невозможно
— Сама теория эволюции не случайно называется именно теорией. Это лишь гипотеза происхождения видов. Экспериментально доказана лишь эволюция внутри вида — так называемая микроэволюция, но не макроэволюция — переход из одного вида в другой. Ни одна обезьяна не превратилась в человека.
Для того, чтобы быть православным христианином, требуется вера в Единого Бога, Творца неба и земли. Отказ от теории эволюции не требуется. Среди православных христиан есть разные подходы к этой теории. Одни ее категорически опровергают. Другие признают ее отдельные аспекты (например, микроэволюцию). Есть те, кто считают, что эволюция имеет место, но подчеркивают, что эволюционный процесс запущен Богом и регулируется Богом, а не стечением случайных обстоятельств.
Церковь не догматизирует тот или иной подход и оставляет за каждым верующим право придерживаться тех воззрений, которые ему нравятся, но при этом напоминая о непреходящем авторитете Библии, который не может быть поколеблен никакими научными теориями.
— Церковь осуждает аборты. Но разве женщина не вправе распоряжаться своим телом?
— Один раз я посещал университет в украинском городе Виннице и беседовал там со студентами. Мне был задан вопрос об абортах. Я начал свой ответ со следующих слов: «Давайте на минуту задумаемся о том, что все мы, сидящие здесь, не появились бы на свет, если бы наши мамы когда-то сделали аборт». Все, кто сидел в зале, задумались и затихли.
Очень часто мы рассматриваем ситуацию аборта исключительно с перспективы матери и оказываемся неспособны рассмотреть ее с точки зрения того ребенка, который лишился возможности появиться на свет. Поставим себя на его место и попытаемся понять, при каких обстоятельствах мы согласились бы не проявляться на свет, быть убитыми, еще не родившись.
Женщина вправе распоряжаться своим телом. Но зародыш с момента появления в ее чреве не является частью ее тела. Это самостоятельное живое существо, обладающее неотъемлемым правом всякого человека — правом на рождение. Уничтожение этого живого существа не является обычной операцией по удалению ненужных органов или тканей. С точки зрения Церкви, оно является убийством.
— Церковь борется с сектами, используя против них агрессивную риторику. А как же свобода вероисповедания?
— Христианство построено не на принципе принуждения, а на принципе свободы: человек становится христианином добровольно. А секты, напротив, в большей или меньшей степени манипулируют сознанием человека.
Жертвами сект по большей части становятся люди, принадлежащие к определенному психофизическому типу. Когда по улицам ходят свидетели Иеговы со своей литературой, они останавливают одного человека, другого, третьего — десятки людей либо вообще не станут слушать этих проповедников, любо возьмут их книжки и потом выбросят в мусорное ведро. Но найдется один из ста, кто остановится и заинтересуется: с этим человеком они и начнут работать.
Как правило, жертвами сект становятся люди, предрасположенные к сектантскому образу мышления, ищущие, под какой авторитет подпасть или за каким гуру последовать.
Среди сект немало таких, которые разрушают человеческую психику, разрушают семейные связи и в конечном итоге делают своего адепта неспособным к интеграции в общество.
Одним из главных отличий Церкви от секты является то, что Церковь не выдергивает человека из общества, а помогает ему в реальной жизни — в профессиональной деятельности, в семенных отношениях, помогает ему интегрироваться и социализироваться, чувствовать себя комфортно в общественном пространстве.
— Крестить детей в бессознательном возрасте, а потом навязывать им религиозные воззрения — это нарушение свободы совести. Пусть они вырастут и сами выберут себе религию или не выберут никакой
— Мать начинает кормить ребенка грудью, не дожидаясь, пока он об этом попросит. И в школу ребенка отдают не потому, что он этого хочет, а потому что «так надо».
Родители стараются передать детям все самое лучшее, что они имеют. И именно родители, как правило, выбирают, в какую школу ребенку пойти, чем заняться — музыкой, иностранными языками, математикой. Нередко и выборе профессии для молодого человека решающим является голос или пример одного из родителей.
При этом, разумеется, ребенок, когда подрастет, может отказаться от профессии, предлагаемой родителями, и пойти свои путем. Точно так же он может сменить религию в определенном возрасте.
— Некоторые православные враждебно относятся к верующим других конфессий, говорят, что они «не спасутся». Но откуда такая уверенность? Разве можно за Бога решать, кто спасется, а кто нет?
— Принадлежность к православной вере, уверенность в истинности Православной Церкви не должны становиться источником гордыни и превозношения над людьми других вероисповеданий. Решать, кто спасется, а кто нет, может только Бог.
В связи с этим можно вспомнить слова святителя Феофана Затворника: «Я не знаю, спасутся ли католики или нет. Знаю только, что я вне Православной Церкви не спасусь».
— Почему Церковь всегда поддерживает власть? Почему не критикует ее, не поддерживает оппозицию?
— То, что Церковь не критикует власть, неверно. Церковь достаточно часто критикует власть за ее действия или, наоборот, бездействие. В качестве примера приведу борьбу Церкви за преподавание религии в российских школах. Диалог на эту тему с Министерством образования длился многие годы, а успехов удалось добиться лишь минимальных.
Другой пример — борьба за сокращение абортов. Церковь неоднократно критиковала и продолжает критиковать государство за слишком мягкое законодательство в отношении абортов.
Помимо публичной критики власти, Церковь пользуется различными механизмами непубличной критики, которая нередко бывает более результативной. Так, например, в беседе с губернатором местный архиерей может выразить несогласие с теми или иными готовящимися или уже принятыми решениями.
То, что Церковь не поддерживает оппозицию, верно лишь в том смысле, что Церковь вообще не поддерживает какие-либо политические партии.
— Зачем в Русской Церкви открывают по три храма в день? Лучше бы строили школы и больницы. Чем больше будет храмов, тем меньше в них будет людей. Уже храмы пустеют
— Представление о том, что храмы пустеют, является продуктом домыслов или спекуляций тех, кто храмы не посещает.
Опыт последних десятилетий показывает, что количество верующих в храмах только растет.
Важно понимать, что открытие новых храмов — это не результат какого-то продуманного плана или разнарядки, спускаемой сверху. Храмы создаются там, где в этом возникает потребность. Как правило, сначала создается община, она начинает молиться в съемных помещениях, в нее назначается священник, и лишь по прошествии определенного времени начинается строительство храма.
Темпы роста числа духовенства, монашествующих, мирян, храмов и монастырей в Русской Православной Церкви беспрецедентны. Они не имеют аналогов ни в мировой истории, ни в современной ситуации. Эти темпы являются особенно впечатляющими на фоне того упадка религиозной жизни, который характерен для многих христианских общин на Западе, где регулярно снижается число верующих и количество священнических призваний, а храмы и монастыри все чаще закрываются.
Из книги «Неудобные вопросы о религии и Церкви»
Не могу не ответить на такие слова : "Отказ от теории эволюции не требуется. ..Среди православных христиан есть разные подходы к этой теории".
Если есть разные подходы у православных к этой теории, по это уже не православные.
Или мы верим в то что сказал Господь и тогда мы православные или мы начинаем добавлять от себя и тогда мы идём в другую сторону.