Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Почему обида — грех

09.06.2025, 16:23

Обида вызывает в нас настолько тягостное и неприятное чувство, что испытывая её к кому-то, мы уже не можем его любить и нарушаем тем самым важнейшую заповедь Божию о любви к ближнему. Но обида имеет, как правило, две стороны: один обидел, другой обиделся, и каждый из нас в течение жизни многократно выступал и на той, и на другой стороне.

Между тем для нашей души опасны и разрушительны обе ипостаси, поэтому важно не только самому не обижать других, но и учиться бороться с собственной обидчивостью.

Вот как характеризует обиду архиепископ Иоанн Шаховской: «Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают в человеке болезненное напряжение тела, что отражается на его физическом обмене веществ и нарушает жизнь. Обидчик обижает, прежде всего, себя. Но и обижающийся поступает неразумно, сам себя ранит».

«Тот, кто обижается, никому не нравится, – пишет протоиерей Александр Гаврилов. – Потому что обида – это по сути манипуляция. Надутые губы, мина на лице, молчание, "я с тобой не разговариваю". Посыл понятен: если не хочешь, чтобы я обижалась, делай то, что я хочу». Священник уверен: обиды наносят душе пробоины.

«Представьте ванну. Если пробка открыта, какая бы сильная струя воды ни лилась, она вся уходит. Можно соблюдать пост, исповедоваться, причащаться, делать добрые дела – всё впустую. Потому что сливается через обиды».

Архиепископ Феогност (Гузиков) называет возникшую в душе обиду первым признаком гордости. «И когда мы себя ловим на мысли, что мы обиделись, это только свидетельствует о том, что в нас живёт гордыня – эта страшная разрушающая зараза, страшная болезнь, которая поедает нашу душу, как ржа поедает железо...»

Между тем подавляющее большинство людей не считают обиду чем-то зазорным, не видят в ней греха, считая, что обида – естественная реакция на грех против нас, на допущенную по отношению к нам несправедливость. Нам нанесли рану, причинили душевную (а иногда и физическую) боль, и разве мы можем запретить себе эту боль испытывать? Это физически невозможно. И при чём тогда здесь гордость? Выходит, нас обидели, а мы же ещё и виноваты?

В этих рассуждениях кроется следующая ошибка: обида и боль не равнозначные понятия.

Испытываемая нами боль – как физическая, так и душевная – это сигнал нашей нервной системы об опасности, защитный отклик организма на внешний раздражитель, на душевные и физические травмы. Обида же – это погружение в боль, её «смакование», и она всегда сопряжена с осуждением обидчика, иногда с жаждой мести и желанием ему зла, а порой с завистью и даже ропотом на Бога.  

И если здравая реакция на боль состоит в том, чтобы как можно быстрее её пресечь: обратиться к врачу, залечить травму, использовать обезболивающий препарат и т.д., то совсем другое дело, если человек изо дня в день расковыривает свою рану, лелеет и бережёт эту боль, делая её своим постоянным спутником жизни. Именно так и ведут себя обидчивые люди, готовые обижаться на всех и на вся, всё и всех осуждающие, не умеющие прощать.

Более того, зачастую обида возникает вовсе на пустом месте, когда реакция возникает не на боль, а на фантазии, не имеющие никакого отношения к реальности.

Архимандрит Савва (Мажуко) характеризует такое состояние как одержимость, как самый распространённый вид беснования. Вот как описывает он ход мыслей такого человека:

«Положиться не на кого. Довериться некому. Случись что, никто ж на помощь не придёт. Неблагодарные такие все вокруг. Столько добра людям делаешь, а они тебе в ответ холодно отворачиваются. С днём рождения даже никто и не поздравит. Если кто и поздравит, так смотрит, чтобы от тебя урвать. Что они мне дарят? Что я видел от людей?» и т.д.

Это особая позиция, очень удобная – быть обиженным на всех, на весь мир, на всё живое и даже на Бога. Архимандрит Савва сравнивает такое состояние с пребыванием в зловонном саркофаге, из которого человек не желает выходить, потому что полюбил свою обиду, упивается ею, испытывая в этом даже некое сладострастие. Что бы ни произошло в жизни, одержимый обидчивостью истолковывает на свой манер, восприятие его искажено, словно он разучился нормально видеть. Обидчивый человек не разрешает себя полюбить, а в ответ на любовь, на доброту и дружбу выдаёт обжигающую злость.

«И хоть тебя обсыпь золотом, подари тебе все дворцы мира, всех красавиц и восемь самолётов в личное пользование, всё равно будешь несчастным. Почему у меня такие родственники, почему у меня такая наследственность, почему такая церковь – всё не так, всё не то… Потому что больные глаза».

Архимандрит с сожалением признаёт, что каждый из нас в той или иной мере подвержен этой болезни глаз, этому искажённому восприятию. И лечится такое «заболевание глаз» только благодарностью. И вот как, по мысли о. Саввы, надо применять это лекарство:

Во-первых, говорит он, надо разрешить себя полюбить; необходимо научиться видеть любовь по отношению к себе. Ведь не бывает людей, которых не любит никто. Раз я есть на свете Божием, значит, меня как минимум, любит Бог, и меня любит гораздо больше людей, чем мне кажется. Благодеяния этих людей нужно обязательно замечать и обязательно благодарить. Но прежде всего благодарить Господа за любое, малейшее благодеяние, которое Он нам даёт: за этот светлый день, за дар познания Евангельского, за то, что мы в Церкви, что молимся, за малейшую услугу, которую человек нам оказывает – помог, позвонил, сказал доброе слово.

«Любое благодеяние нужно замечать – как сокровище, бережливо подбирать, хранить, – подытоживает архимандрит Савва. – Прощать надо людей, прощать и благодарить».

Но как же прощать того, кто причинил нам реальную боль? Если обидчик нанёс нам травму, моральную или даже физическую, разве не согрешил он против нас?

Согрешил. Но за свой грех он сам будет нести ответ перед Богом, а наше осуждение и нежелание прощать нам же и вредит. Ведь наша обида живёт внутри нас и чаще всего никак не затрагивает нашего обидчика, в то время как нам самим она может нанести серьёзный вред, разъедая не только нашу же душу, но зачастую и тело. Не секрет, что негативные эмоции могут привести к унынию и даже болезни.

«Когда обида не проходит много лет и даже десятки лет, то это может закончиться онкологией. Очень часто причиной разных онкологических заболеваний являются сильные переживания, связанные с обидой, – уверен иерей Антоний Русакевич. – Обида, – продолжает он, – это самый частый грех каждого из нас. Мы много-много раз в течении своей жизни обижаемся, гневаемся, осуждаем… Очень часто от обиды идут все остальные грехи, которые вредят нашему духовному состоянию. Причин для обид может быть великое множество. Большинство обид, которые нас мучают, происходят из-за суеты. Сейчас мы их бесконечно прокручиваем в голове, но пройдёт время — и мы даже не вспомним об этом переживании. И чем более человек обидчивый, тем больше в нём гордости. Человек смиренный не будет обижаться, потому что будет принимать всё так, как оно есть на самом деле, и за всё благодарить Бога. Но человек гордый всегда будет чем-то недоволен, но проблема-то, на самом деле, не в окружающем мире, а в нём самом.

И единственное решение, – заключает о. Антоний – поменять отношение к тому, что происходит».

Итак, смиренное сердце обид не знает, а гордость обиды рождает.

Обида всегда разрушительна; являясь грехом сама по себе, она влечёт за собой и другие грехи. Именно поэтому необходимо замечать в себе обиду, не допускать в своё сердце одержимость обидчивостью и всеми силами бороться с ней, прибегая к таинствам Церкви и уповая на милость Божию.

Книги по теме: борьба со страстями

Читайте также:

3 стадии гордыни. Как распознать и бороться

10 техник борьбы с гневом

Зачем верующему человеку агрессия

Написать комментарий
Психологи советуют избегать строить семьи с таким человеком — трудно будет построить гармоничную любящую семью с мужем, главным качеством которого специалисты называют инфантильность и отсутствие самостоятельности.
02.06.2025, 14:58
УФ-печать икон — современный метод изготовления икон с использованием специальных чернил, которые полимеризуются под воздействием ультрафиолетового излучения. Качество изображения при УФ-печати сохраняется на про
23.05.2025, 13:19
Автор книги, известный детский психолог Татьяна Львовна Шишова, всё более уверенно заявляет о себе сегодня как зрелый прозаик. Её художественные произведения отличаются глубиной содержания, яркими узнаваемыми образами, точной
16.05.2025, 15:51
Вместо того чтобы изменить свою греховную жизнь, защищаются от «порчи» языческими средствами: колдовскими манипуляциями, походами к экстрасенсам, а в лучшем случае заходят поставить свечку в церкви (прич
12.05.2025, 10:07
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.