«Смиряйся, тебе полезно!». Так обычно говорят, когда с человеком произошло неприятное событие. В одних случаях смирение пойдет на пользу душе, в других — может навредить или ввести человека в прелесть. Попробуем разобраться, от чего это зависит.
Поделиться статьей с друзьями:
«Покажите...в добродетели рассудительность» (2 Пет. 1:5) — наставляет апостол, дабы уберечь от неумеренных подвигов. Отсюда пошло и учение о «царском пути», то есть о золотой середине во всех добродетелях.
Многие опытные аскеты приходили к выводу, что без рассудительности даже самые благие намерения могут закончиться печально, ибо «не всякое благое желание входит в сердце от Бога» (прп. Исаак Сирин). Поэтому необходимо изучать себя, свою душу, обстоятельства, в которых мы находимся. То, что в одном случае будет уместно, в другом — окажется совершенно противоположным евангельскому духу.
Этому учатся все монахи, как только поступают в монастырь. Обычно послушникам и новоначальным дают самую грязную и непривлекательную работу, чтобы проверить его готовность к новому образу жизни, способность к послушанию. Игнатий Брянчанинов пишет об этом в своих трудах так: «Поступающие в больницу для пользования обязываются руководствоваться во всем наставлением врача, не позволяя себе употреблять пищу, одежду, движение, лекарства по собственному усмотрению; иначе вместо пользы они принесут себе вред: так и всякий, вступивший в монастырь, обязывается упражняться не в тех подвигах и трудах, которые кажутся самому ему нужными и полезными, но в тех, которые будут ему указаны и назначены настоятелем лично или при посредстве других монастырских властей». Поэтому для монаха абсолютно естественно постоянное самоукорение и ненадеяние на собственные силы, почитание себя низшим из всей братии.
См. также: Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша)
Но представим такое поведение у отца большого семейства. Абсурдно, не так ли? Взявшие на себя ответственность семейной жизни должны помнить слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Также и свт. Иоанн Златоуст говорит, что «кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех».
Отец обязан защищать свою семью, принимать важные решения, разбирать и примирять домашние конфликты. Поэтому ему необходимо иметь свое мнение и определенный авторитет внутри семьи. И даже если монашеский образ жизни влечет душу семьянина, не стоит забывать, что его близкие нуждаются в кормильце и защитнике.
В этом отношении есть две крайности — «плыть» по течению жизни и стремительно идти к своим целям вопреки всему вокруг. Крайности всегда опасны: первая может привести к безделью и унынию, а вторая — к гордости и сребролюбию. Но, как мы говорили выше, лучше идти средним путем, не уклоняясь ни в одну, ни в другую сторону.
О важности труда для человека четко говорится в Писании: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Однако трудиться можно по-разному. Стоит ли стремиться к высокому заработку, бесконечно улучшать свои земные дела? Такие вопросы, по-видимому, возникали и у первых христиан, на что апостол Павел пишет: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствия и пагубу» (1 Тим. 6:8–9).
Для христианина зарабатывание денег — не самоцель. Труд для человека важен с точки зрения физической и духовной пользы, ибо трудиться было заповедано еще первому человеку после грехопадения. Степень же богатства и земного благополучия определяется Богом. Христианин может быть и богатым, если это не повредит его душе.
Многие сталкиваются с такой проблемой, как выбор между молитвой или деятельной помощью ближним. Часто это бывает, когда в семье не все верующие. Родные могут не понимать и даже обижаться и ссориться из-за того, что «появился тунеядец в семье, который только и молится». Некоторые специально или случайно тревожат просьбами именно в тот момент, когда человек решил уединиться для молитвы. Тогда возникает вопрос: продолжать молиться или откликнуться на просьбу?
К таким сложным вопросам нужно постараться подойти с рассуждением. Если человек только пришел к вере, молитва дается ему с большим трудом, а со всех сторон его еще и отвлекают, то, скорее всего, это попытки не дать идти к Богу. Если человек, проверив свою совесть, знает, что честен перед Богом, перед собой и ближними, что молитва для него — это не побег от своих обязанностей, то нужно проявить волю и принять, может быть, не очень приятные слова в свой адрес.
Но бывает другая ситуация. Когда человек ощутил сладость молитвы, красоту уединения, он может искать этого всегда и везде, забывая о людях рядом. В конце концов, он может возгордиться тем, что общается с Богом в то время как другие заняты суетой. В данном случае можно поучиться у подвижников, которые, порой не ожидая гостей, часто оставляли молитву и терпеливо выслушивали пришедшего. Они считали, что проявить любовь к брату таким образом в данной ситуации выше их личной молитвы к Богу.
Пост является предметом многих споров. Некоторые говорят о необходимости для любого христианина соблюдение всего, что прописано Уставом. Вероятно, такая точка зрения имеет в себе долю правды: внешняя жизнь определяет внутреннюю, особенно у новоначальных.
Но каждый человек индивидуален, особенно хорошо знали это выдающиеся духовные наставники прошлых лет. Для каждого есть свой предел духовных и телесных сил. Определяя меру поста, разумнее подойти с рассуждением и советом духовного лица. Ведь «запостившись» можно начать превозноситься над другими, тогда ни о каком смирении не может быть и речи.
Так же поучительны примеры из жизни святых, которые скрывали свой пост и могли съесть даже мясо, чтобы почтить любовь тех, кто старался и готовил.
Пожалуй, эта самая трудная сторона жизни. Легко на словах быть верующим, но сохранить мир и добрые отношения с окружающими и, тем более, возлюбить их, как самого себя, крайне сложно.
Своих учеников и церковные общины апостол Павел просил: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Слово «возможно» здесь неслучайно: не всегда христианин может одинаково со всеми общаться, с каждым делиться мыслями, быть любимцем всех.
См. также: «Смирение заменяет всё». Письма преподобного Макария Оптинского о духовной жизни
Святые отцы хорошо знали, что ради спасения души можно отказаться от общения: «Если увижу, что самый возлюбленный мой увлекает меня в душевный вред, то немедленно отвергну его от себя, т.е. прекращу знакомство и сношения с ним» (авва Агафон Египетский). Это вовсе не значит, что мы должны упрекать человека за то, что он вредит нашей душе. Он может и сам того не желает. Но когда нас пытаются склонить на явный грех, нужно проявить волю.
В других ситуациях конфликты с людьми, наоборот, могут послужить нашей душевной пользе. Стерпеть грубое слово в свой адрес, вынести критику начальства, не замечать разговоров и сплетен у себя за спиной — всё это нам по силам. Поступая так, мы будем, по слову Христа «носить тяготы друг друга» и терпеть недостатки наших ближних.
Никакая добродетель не приобретается без принуждения себя. Но получает ее человек по благодати Божией.
Занимаясь искусственным понуждением к смирению, существует опасность, что сначала человек изображает из себя благочестивого перед другими, а потом — и перед самим собой. И, в конечном счете, теряет себя, живет выдуманной жизнью, ни капли не меняясь внутренне на самом деле.
Господь — Творец — создал каждого индивидуальным и неповторимым и хочет, чтобы в каждом раскрылись именно его таланты. «Поэтому самое главное — найти для себя ту меру смирения, которую ты искренне принимаешь сердцем, а уже от нее начинать двигаться дальше и понуждать себя к большему» (схиархимандрит Авраам (Рейдман)).
Смотрите также:
Почему мы не всегда получаем то, о чем просим