Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Как судить, но не осуждать
01 февраля 2017 в 8:00

Пожалуй, нет греха которым чаще всего грешит человек, как грех осуждения. На этот грех указывают люди, в отношении которых выносится суд. «Не осуждай меня» — требуют одни. «За собой смотри» — твердят другие, как бы оправдывая свое беззаконие. Нешуточные дебаты возникают по этому поводу и в социальных сетях. Одни просят не осуждать их, как бы заботясь о спасении душ осуждающих, а на самом деле не желая слышать о себе плохое. А в ответ слышат что это не осуждение, а суждение, а на самом деле осуждающие люди движимы страстью гордости и тщеславия.

Так в чем же отличие понятий суждения от осуждения?

 

Закон один — возлюби

Оба эти понятия, слова одно корня — суд. А суд всегда подразумевает две вещи — закон и судью. И судья, по определению, должен знать и правильно понимать закон. Можно сказать, что должен проникнуть в суть закона, почувствовать его дух. Иначе он недостоин звания судьи. А мы попытаемся все эти понятия светской юриспруденции применить к себе.

Существует закон. В данном случае — это Закон Божий. И есть мы — выступающие в роли судьи. Немощные, страстные, со своими страстишками и пороками, пытаемся по этому закону судить. Но ведь закон Божий, по словам Христа, всего один — возлюби. Любовь есть основание закона. И конечно, мы, которые желаем выступать в роли судьей, должны знать Бога. Иметь Его любовь в своем сердце. Бог есть любовь, которая по словам апостола Павла «милосердсвует, и долготерпит», т.е имеет долгое терпение и милующее сердце. Поэтому не имея в себе любви, мы не можем быть судьями никого.

Человек в окружающих людях и целом мире видит отражение своего Я. Для чистого все чисто. Господь, вселившийся в сердце человека духовного преображает его всего так, что этот человек видит окружающих добрыми и хорошими, а себя грешным и погибающим.

Мы не можем правильно судить о человеке еще потому, что судья всегда выясняет мотивы и цель поступка. Мы же почти всегда видим только внешнею форму поступка. И убийца и хирург держат в руках нож, и оба режут человека. Только один чтобы спасти жизнь человеку, а другой наоборот, лишает его жизни.

Означает ли все вышеизложенное, что христианин должен быть безразличным и инфальтивным к тому, что происходит кругом? Никак не реагировать на окружающее зло, и не иметь своего суждения, смиряясь со всем происходящим? Нет конечно. Христианин может и должен иметь свое суждение, и даже применять силу, когда необходимо, но всегда в свете евангельского учения. Есть замечательный труд православного философа Ивана Ильина. Называется он «О сопротивлении злу силой».В нем автор доказал, что злу необходимо противостоять силой, но только с позиции любви. Возвращаясь к аналогии со светской юриспруденцией, можно сказать, о этих двух терминах, что судить — это процесс, о осудить это уже приговор. И наш приговор почти всегда необъективный.

 

Любить человека, ненавидеть грех

В обыденной жизни эти два понятия суждения и осуждения очень часто переплетаются. Только начали как-бы рассуждать об предмете или явлении, а уже и осуждаем конкретных людей. Поэтому Святые отцы, и подвижники благочестия, предупреждают о нежелательности суждения людям подверженным страстям, которые не имеют любви. Осуждение почти всегда проистекает от гордости, и осуждающий человек моментально теряет сердечную теплоту благодати. Люди ведущие внимательный образ жизни это хорошо знают.

Понятие любви — это тема отдельного разговора. Просто напомним, что любовь есть вершина добродетели, а фундамент ее — духовная нищета. Не имея прочного основания в виде духовной нищеты, опытного познания своей немощи и недостоинства, любовь приобрести невозможно. А познавшие свою духовную болезнь и немощь, никогда не будут осуждать духовные немощи других. Если один больной будет надсмехаться над другим больным, не сочтут ли такого человека неразумным? И наоборот. Человек, опытно познавший тяжесть борьбы с грехом, познавший немощь человеческой природы, будет жалеть и сострадать грешнику. Он сможет строго различать человека как образ Божий, и грех как что-то чуждое и несвойственное человеку.

Кажется у владыки Антония Сурожского есть замечательный пример-аналогия. Он сравнивал грешника с иконой которая покрыта вековым слоем копоти и пыли. А реставратор, зная ее ценность, очень аккуратно берет, и счищает грязь. Слой за слоем, пока не проявляется лик. Вот так и нам должно отличать душу человека, и ту наносную грязь которая прилипла к душе. Люби человека, но ненавидь грех этого человека. Это единственный и основной критерий отличия суждения от осуждения. Судить можно о всем, но строго отличать поступки человека от самого человека.

 

Послесловие

Особо хочется остановиться на суждении поступков и осуждении людей публичных, от решения которых зависит жизнь окружающих. Сейчас все больше осуждают власть и светскую и церковную в том числе. И приходится слышать что «всякая власть от Бога». «Смотри на бревно в своем глазу» и т. д. А людей пытающихся, добиться от властей адекватный ответ, обвиняют в отсутствии смирения и христианской любви.

Это все правильно если публичный человек выступает от своего имени. А если он выступает от имени государства? Если от принятия его решений, законов пострадают миллионы людей? Не судить его поступки и безгласно наблюдать? Наверное это было бы неправильно. Даже великие подвижники оставляли свои пустыни, когда дело касалось вероучения или благочестия в стране.

Закончить хочется словами святителя Филарета Московского: «Гнушайтесь врагов Божиих, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших».

Борис (Феодосий)

Читайте далее:

Что такое настоящее Смирение

Книги о масонах и Конце света. Польза или вред?

Грех недопрославления

Комментарии
Так в чем же, все-таки, смысл жизни? Как ответить на этот вопрос
16 августа 2018 в 15:20

Кто-то скажет, что смысл жизни в том, чтобы подготовиться к встрече с Всевышним. Другой возразит, что смысл в детях и потомках. Третий заявит, что смысл в том, чтобы реализовать свой потенциал. А у ко

Цветы или комплименты? Семейный психолог о том, как правильно любить
15 августа 2018 в 15:10

Есть любовь, а есть влюбленность. Влюбленность — это мимолетное чувство, продиктованное нам гормонами. Психологи сравнивают его с брачными криками гусей. Влюбленность внезапно бьет в голову и так же внеза

Как разговаривать с детьми, чтобы они вас слушали
13 августа 2018 в 16:56

Когда мы приказываем ребенку что-то сделать, он сопротивляется. Это нормально, так мы устроены. «Убери игрушки в коробку» — «Не хочу. Не буду». Если же мы изменим

Свобода выбора. Что мешает нам жить так, как хочется
10 августа 2018 в 16:31

Один человек мечтал стать популярным. А когда стал — спился. Другой человек много лет трудится на работе, которая ему неприятна. Да еще и платят мало. Но сменить боится. Почему такое происходит? Отв

Минутка философии. Как бороться с серыми буднями, бессонницей и плохим настроением
07 августа 2018 в 17:57

Иван Ильин — русский философ и богослов. Критиковал взгляды Льва Толстого. Лев Толстой считал, что все с человеком происходит по воле Божией, следовательно, зла в мире нет. Иван Ильин же напротив, считал,

История покушения на жизнь архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
06 августа 2018 в 19:30

Казалось бы, о жизни всероссийского старца — архимандрита Иоанна (Крестьянкина) известно практически все. Со времени кончины отца Иоанна в 2006 году, о нем вышло множество объемных книг, в котор

Священник Андрей Лоргус: Что мешает нам быть счастливыми
03 августа 2018 в 17:35

Представьте, что все люди стали бессмертными. Смерти не стало. Что тогда изменится в поведении людей? Скорее всего они начнут радоваться всему, что с ними происходит. Не будут печалиться, горевать, опускать руки. Они пер

«Ой, да брось, это ерунда...» Как нельзя успокаивать людей
01 августа 2018 в 12:04

Бывает, пытаешься кого-то успокоить, а становится только хуже. Словно масла в огонь подливаешь своими советами. Происходит это потому, что не все умеют помогать людям. А это такой же навык, как и остальные. При н

Святые, которые обладали даром исцеления
27 июля 2018 в 17:19

Многие святые обладали даром исцеления. Мы же перечислим далеко не всех, но наиболее известных. Более полный список христианских целителей можно посмотерть в Википедии. Праведный Симеон Верхотурский Симеон родился в семье русск

Каким святым молятся от недуга пьянства
27 июля 2018 в 13:42

Борьба со страстями возможна, если человек сам желает от них избавиться. Помочь в этом нелегком деле ему могут и родные люди, и врачи, и молитвы. Также советуем прочитать статью Как я бросил пить, автора, пожелавшего остаться анонимным,