Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru

Что такое настоящее Смирение

25.01.2017, 12:40

Очень часто в православной среде можно встретить людей, которые прочитав в книгах, что смирение является фундаментом добродетелей, стараются всеми силами побыстрее эту добродетель приобрести. Но не до конца понимая, что это за добродетель, как обычно идут по пути найменшего сопротивления. Таких людей очень легко узнать по тихому говору, потупленному взору, употреблению к месту и не месту слов «простите, благословите». «Какие они смиренные!» — восхищаются окружающие.

 

Смирение — это прежде всего примирение

Так что же такое смирение? Смирение — это дар Божий человеку. Даруется этот дар христианину проведшему много времени в борьбе со страстями, и глубоко познавшим свою немощь, и немощь человеческой природы. Дар этот дается Богом тогда, когда Господь посчитает полезным для спасения человека. Добродетель смирения находится в руках Промысла Божьего. Господь может даровать этот дар тогда и тому, когда увидит, что подвижник усердно подвизается в другой добродетели. Имя этой добродетели — смиренномудрие. Смиренномудрие — это добродетель опытной христианской жизни. Это смиренное мудрование о себе. Эта добродетель происходит в глубинах сердца, где только Бог и душа. А желание внешними формами приобрести смирение, в виде вышеупомянутых упражнений, всего лишь жалкая карикатура добродетели. Смирение и смиренномудрие имеет корень «МИР». Это прежде всего примирение с окружающими тебя людьми. Примирение с обстоятельствами жизни, которые Богом тебе уготованные. Говоря одним словом — это опытная вера, или доверие Богу, и вручение всего себя Его Промыслу.

В молитве Парфения Киевского есть такие слова: «Господи дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Какие бы известия я не получал, дай мне помнить что все ниспослано мне Тобой». Об этом необходимо помнить и нам. И если что-то происходит, то спрашивать Бога ни «За что, мне Господи», а «для чего мне Господи! Что Ты хочешь от меня, посылая мне какого-либо человека, или ставя меня в какое-либо положение».

 

Смиренномудрие происходит от самопознания

И имея такое внутреннее устроение, постоянно находясь перед всевидящим оком Бога, следя за своими, чувствами, желаниями, мыслями, человек потихоньку начинает составлять правильное понятие о себе самом. Начинает видеть свои грехи, с каждым разом, все больше очищая грязь своей души, «как археолог очищает слой вековой пыли над драгоценным сосудом» по меткому сравнению митрополита Антония Сурожского. И естественно человек пытается бороться с этими грехами, но терпит раз за разом неудачу. Преподобный Исаак Сирин как-то писал что «пока не смирится человек, не получит награду за труды. Потому что награда дается не труду и не добродетели, над которой трудился, а рождающему от них смирению».

Значит вся суть подвига христианина сводится к приобретению этой добродетели. Она прямая противоположность нашей падшей природы. Где в основе всего лежит эгоизм или самолюбие. Эта человеческая самость проходит через всю человеческую жизнь. Она имеет разные оттенки, но суть остается прежней: самоволие, самочиние, самомнение. Поэтому смиренномудрие и заключается в отвержении своего «Я», своей самости. Оно является опытным знанием основанным на неоднократных падениях, и греховных переживаниях. «Бедный я человек» — восклицал апостол Павел. «То что хочу, не делаю, а то что не хочу, делаю. И делаю не я, но живущий во мне грех». И в другом месте продолжает: «Чтобы я не превозносился данными мне дарованиями от Бога дано мне жало в плоть ангел сатаны, чтобы удручать меня». Он многократно просил у Господа исцеления, на что был получен ответ «Сила Моя в немощи совершается». Старец Силуан Афонский пишет: «Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою, и смирились, и за смирение свое приняли Святаго Духа, а с Духом Святым — всё хорошо, всё радостно, всё прекрасно».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что смирение это дар Божий, и дыхание Святого Духа в человеке. Это не театр одного актера и множества зрителей, с опущенными глазами, кроткими речами. В этой игре в «смирение», скорее всего, присутствует дух тщеславия. Смиренный человек наоборот, будет всячески стараться скрыть свою добродетель, зная немощь своей природы, и боясь допустить в душу даже помысл тщеславия. Игумен Никон (Воробьев) в своей книге «Нам оставлено покаяние» в одном из писем духовным чадам вообще говорит что Господь не дал нашему времени подвигов, из-за рождающегося тщеславия.

Смирение это тайна которую знают всего двое — Бог и душа. Это внутреннее состояние человека, который на всякий час может сказать словами Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все».

Борис (Феодосий)

Читайте далее:

Как правильно вести себя в церкви

Любовь к твари

Что нам мешает быть счастливыми

 
Написать комментарий
В издательстве Никея вышла книга размышлений священника Дмитрия Климова «Антиманипуляция». Одна из тем, которую поднимает отец Дмитрий — ребенок в церкви. Как приучить детей ходить в храм? Как избежать ошибок и что делать,
25.12.2018, 12:37
В книге «От суеты земной к жизни истинной» собраны беседы с протоиереем Валерианом Кречетовым. Одна из бесед называется «Что важнее, ходить в храм или делать добрые дела?» Священник отве
21.12.2018, 16:52
Зачем мы ездим в паломничества? Каждый, наверно, переживал такой этап, когда есть зуд побывать везде, во всех святых местах, приложиться ко всем святыням, привезти домой освященные камешки, сувениры, землицу... Это
14.12.2018, 18:52
№1. Натюрморт с разбитой чашкой. Наталия Сухинина Самой продаваемой книгой 2018 года оказалась история об иконописце, попавшему в так называемый любовный треугольник. Наталия Сухинина ведет своих героев через падения, испытания дружб
14.12.2018, 13:43
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.