Читая о пользе поста, может возникнуть желание «удариться» в непомерную аскезу (упражнение), и перейти на воду с хлебом. Так вместо добродетели умеренного ограничения, мы уходим в крайности, вредящие: и телу, и душе.
Сохранить ссылку на статью:
Как часто можно слышать, даже в наши дни, о безмерных подвигах тех, кто до единой йоты соблюдает пост, наперекор рекомендации врачей. Написано в книге: сухоядение — и она ничего не варит, написано: без масла — и она, бедная, жует капусту и запивает водой. Всем рассказывая о строгости своей жизни, она думает, что уже при Боге, когда вместо этого, обделена и в малых духовных плодах. Конечно, со временем, она бросит непосильный пост, но он уже отрицательно повлиял на телесное и душевное состояние.
Дело в том, что все аскетические меры писались в то время, когда экология планеты отличалась от современной. При приготовлении хлеба не использовали химию, рыба не отравлялась радиацией из разрушенной японской атомной электростанции, молоко брали от здоровых коров, в творог не добавляли пальмовое масло, да и каши готовились из цельного зерна, а не заливались кипятком из чайника.
Люди в древности ели здоровую пищу, и обладали куда лучшим здоровьем, чем мы сейчас. Вспомним, как постился Христос в пустыне. Он не только не ел вареного, а совсем отказался от пищи на сорок дней. Его организм имел полноту человеческого здоровья, как и у многих в то время. Тогда люди могли и через три дня есть, и пост пройти на горсте чечевицы и кружке воды. Времена изменились. Нам нельзя мериться силами со Святыми.
Безусловно, есть примеры великой постнической жизни и молитвы, в относительно недавние времена (Алексий Бортсурманский, Серафим Саровский). Исключения же эти подтверждают правило: большинству людей (особенно тем, кто ежедневно ходит на работу) уготована более скромная учесть в подвижничестве, но это — не призыв совсем отказаться от молитвы и поста. Главное: соблюдать равномерность во всем, и не причинить себе непоправимый вред.
Необходимо индивидуально подобрать такое количество ежедневной пищи, чтобы сохранилось желание молиться, но, при этом, имелась возможность выполнять каждодневные дела на работе и дома.
Если идет пост, а у вас тяжелая болезнь, например диабет, и врач рекомендует есть отварную говядину, то зная о том, что строгость в пище приведет к непоправимым последствиям для здоровья тела, грехом станет именно отказ от мяса.
Игра в духовность, через непомерную строгость в пище и непосильный молитвенный подвиг, не приведет ни к чему полезному. Возрастет лишь самомнение, противное Богу. Как писал Алексей Ильич Осипов: «богатыри не мы». Лучше вспомним об отношениях с людьми. Примиримся со всеми. Если невозможно найти взаимопонимания, то хоть перестанем осуждать.
Наша задача одна — прийти в смирение. Средств к этому множество.
Если строгость в пище взращивает самодовольство, то лучше наварить ведро картошки и «навалить» туда свинины, чем превозноситься своим ничтожным воздержанием.
Вспомните, чем соблазнял диавол Антония Великого, надеясь привести его в превозношение: ты мало ешь — я совсем не ем, ты мало спишь — я совсем не сплю, ни этим ты победил меня, а своим смирением. Преподобный Антоний отсек и эту лесть, приписав все свои достижения Богу.
Трудно нам уйти от соблазнов, когда до греха доводит только нажатие кнопки. Нам же слабым, хоть отчасти в чем-то себя ограничить — и этого достаточно. Подвигов у нас нет, и они невозможны для столь немощных «сосудов». Тем же, кто вздумает идти путем подвижников «от силы к силе», есть предостережение и утешение Святых Отцов: подвиги у них (говорится про нас) отнимутся, но спасутся они терпением скорбей и покаянием, и таковые станут выше древних Старцев, по степени осознания своих грехов.
В издательстве Оптиной Пустыни вышла небольшая книга «Зачем нужны монастыри? По письмам оптинских старцев».
В ней протоиерей Сергий Четвериков доступно отвечает на важнейшие для христианина вопросы о спасении души, о смысле с
№1 — А. Торик — «Карантин». Повесть со злободневным названием стала самой популярной книгой нашего магазина в этой году.
Александр Торик рассказывает историю космонавта, которому выпала честь отправиться
Великая русская литература это не только Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов и другие известные всем со школы классики. До революции в России была удивительная по своему многообразию и творческой силе лите
— Отец Александр, скажите, что подталкивает человека к измене?
— Что такое измена для мужчины? Ведь даже чтобы изменить в первый раз, все равно нужно к человеку подходить, цветы дарить, конфетки покуп
12.01.2021, 10:20
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.