Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Можно ли поститься постными пряниками?
17 марта 2017 в 12:40

За окном весна. И вместе с солнечными днями наступают дни Великого Поста. Великий пост — время покаяния, ограничения удовольствий, время самопознания. В Греции, где православие является государственной религией, в первую неделю Великого Поста, закрываются все учреждения и приспускаются флаги. У нас, в России, время Великого Поста людьми воспринимается по-разному. Если спросить основную массу населения как они понимают пост, то услышим довольно таки разноречивые ответы. Для кого-то пост — это диета и разгрузочные дни. Для других — это «выдумки попов». Такие считают телесный пост чем-то маловажным, пережитком прошлого, делая акцент на внутренней составляющей поста. Но большинство людей видят пост как запрет вкушать определенную пищу. В частности пищу животного происхождения т.е. содержащие молоко, и мясные продукты. Неядением определенной пищи они надеются приклонить милость Божью к себе.

 

Пост телесный и духовный

Сформировалось такое отношение к посту, как бы странно это ни звучало, благодаря жизнеописаниям подвижников и святых. Рассказывая о жизни какого либо святого, автор неизменно упоминал, что подвижник был постником и вкушал только одну просфору в несколько дней. И у людей читающих житие, складывалось впечатление, что в этом и заключается смысл поста, в неядении скоромного. Это отношение к посту сохранилось и до сих пор в основной массе людей. Понимая пост не как усиленную работу над своим внутренним человеком, а как просто невкушение определенных продуктов, люди продолжают жить как прежде, с нетерпением ожидая окончания поста. Для такой категории постящихся предприимчивые коммерсанты придумали определенный перечень продуктов. В погоне за прибылью и клиентами, появилась постная колбаса с грибами, постные котлеты и пельмени из соевого мяса, постные пряники и шоколад, постное пирожное на кокосовом молоке и т.д. Как говориться «спрос рождает предложение».

Возникает закономерный вопрос: «Как относиться православным христианам к этим кулинарным шедеврам постной кухни? В чем смысл телесного поста? И существуют ли условия, при которых пост можно нарушить?».

Смыслом телесного поста является ограничение влияния тела на духовное состояние человека. Человек, по святоотеческому учению, состоит из трех составляющих: тела , души, и духа. Все эти составляющие тесно переплелись между собой. И задача телесного воздержания состоит именно в том, чтобы тело подчинить душе, обуздать его, заставить его служить душе, а не главенствовать в человеке. Это является основной задачей телесного воздержания. Иоанн Лествичник писал, что кто обуздал тело, сможет обуздать и всего человека, имея ввиду душевные страсти человека. У него в «Лествице» есть целая глава посвященная чреву. Она так и называется «О лукавом и любезном для всех владыке чреве».

Действительно, только христианин, ведущий внимательную жизнь знает как тяжело, и почти невозможно молиться и даже мыслить о духовных вещах, при полном чреве. Повторюсь, что это знают только те, которые опытно ведут борьбу с врагом. Для прочих это всего лишь «разгрузочные дни» или «диета». Оно и будет так если брать во внимание только телесную сторону поста, напрочь забывая о существе поста — покаяние и изменение своего внутреннего человека. Если бы суть поста заключалась в неядении мясного и молочного, то по меткому выражению одного священника, «все коровы были бы святыми».

 

Рассуждение — главная добродетель

Вообще главная христианская добродетель, указанная святыми отцами, это добродетель рассуждения. Это умение отличить главное от второстепенного и расставить все по своим местам. Вот и к вопросу о посте необходимо подходить с рассуждением. Главное в период поста — это внутренняя работа над собой, а телесный пост в этой работе — одно из основополагающих условий. Ведь можно и постной пищей набить брюхо так, что и встать не сможешь. Поэтому христиане, которые строго соблюдают телесный пост и забывают о душе, напрасно изнуряют свое тело.

Есть и другой тип постящихся которые любят приводить слова старца: «Мясо ешь — людей не ешь». Взявши слова старца, как лозунг они телесный пост игнорируют вообще. «К Богу пища не приближает. Зачем нужны эти земные поклоны, посты?». Тяжело объяснить этим людям смысл поклонов. Мне невольно вспоминается эпизод, виденный мною в Почаевской Лавре. Там был один монах о.Роман с очень больными ногами. Он чтобы прийти на службу в храм, выходил за час до начала службы и шел держась за стену. А идти предстояло всего 250-300 метров по крытой галерее. И вот однажды я молился в ризнице рядом с ним. Служили акафист Почаевской иконе Божьей Матери. И вот отец Роман с его больными ногами стал делать земной поклон со словами: «Хоть один поклончик Матушке нашей положу». Мне этот эпизод врезался на всю жизнь. Мы не знаем внутреннего состояния тех людей, которые якобы борются со страстями, и при этом не соблюдают пост и отвергают поклоны. Но как показывает практика ни телесного, ни душевного поста эти люди не соблюдают. Они или лукавят или поруганы врагом.

 

«Постные» пряники и другие вкусности

Наконец мы подошли к вопросу о всяких постных вкусностях, изобильно предлагаемых нам промышленностью. Человеческая природа так устроена, что она всегда ищет оправдания своим страстям и порокам. В корне всех страстей лежит самость. И одним из производных грехов этой самости является грех самооправдания. Ум человеческий всегда ищет в своей голове подходящее оправдание своим греховным поступкам. В семинарской среде давно ходит байка о студенте, который в среду жевал бутерброд с колбасой, спускаясь по лестнице. На возмущенный и недоуменный вопрос инспектора он ответил: «А я путешествующий. С третьего этажа на второй. А путешествующим пост ослабляется». Так вот ум всегда будет искать оправдания. Поэтому и вертят в руках постящиеся очередную «вкусняшку» из магазина читая состав — есть ли там молоко? И не найдя молока с удовольствием поглощают колбасы, сыры, пряники, шоколад и другие «постные продукты». Меня один знакомый вполне серьезно спрашивал про водку, постная она или нет? Там молока и мяса нет.

 

Как принимать гостей в пост

Конечно, пост — вещь сугубо индивидуальная. Этот подвиг борьбы знает только Бог и сам человек, ну и, возможно, духовник. Поэтому пусть человек сам себя, и в своей христианской совести спросит о таких продуктах: «А моей душе нужно это? Или это только прихоть утесненного чрева?». Это относится ко всем «постным продуктам».

Но всеми этими правилами руководит один закон — закон любви. По этому закону христиане обязаны оказать гостеприимство и утешить гостя. И пост здесь роли играть не будет. Потому что пост — это дело твое личное, которое необходимо содержать втайне от посторонних глаз. И если придется ради любви вкусить скоромного, можно вкусить и затем просить прощения у Господа. В Древнем Патерике есть рассказ о старце, который угощал гостей вином. И ученики попросили гостей отказать старцу, так как он за каждую подносимую чашу вина, в последствии мучил себя жаждой.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что пост телесный, без внутренней борьбы не есть настоящий пост. Равно как и внутренний пост без телесного невозможен. А мерилом всего есть закон любви и внутренний голос совести.

Борис (Феодосий)

Смотрите также:

Серия книг «Путеводитель по Великому посту»

Монастырские съедобные продукты

Почему принято просить прощения перед Великим постом

 

Поделиться статьей с друзьями:

 
Комментарии
Богословие и философия в православии
26 июня 2017 в 8:00

Богословие - это учение о Боге, о правильном Богопочитании и Божием Промысле в отношении человечества. Учение о православной вере и Церкви Божией. Каждый православный христианин должен в какой-то мере изучать Богословие, чтобы правильно сла

Об особом духовном подвиге
23 июня 2017 в 8:00

- Слышала ли ты Марья Ивановна, сегодня в проповеди, про нищих духом? – спросил маму блаженной Любови Рязанской священник Иоанн Добротворский. – Это про смиренных, что ли? – Не просто смиренных, а добровольно смиренн

Это важно. О Божьем Законе и Богослужебной литературе
22 июня 2017 в 8:00

Закон Божий - это изложение Священного Писания, ее толкований, а так же краткое изложение  Церковного учения о Боге, вере в Него, о богослужениях и правилах жизни общецерковной и жизни каждого православного верующего. Христинин долж

Рассказ из книги о блаженной Любови Рязанской
21 июня 2017 в 8:00

Марья Ивановна Сухановская (мама Любушки) шла после воскресной литургии домой и размышляла о заповедях блаженства. Особенно о первой: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Она никак не могла понять, что такое &la

Библия для всех, или мысли о Священном Писании
20 июня 2017 в 8:00

Книги Ветхого, также и Нового Завета - они являются в целом составными частями всей Библии. Ветхий завет нам рассказывает об истории нашего человечества и до пришествия Иисуса Христа, Новый завет, Евангелие – рассказывает нам о жизни

Игорь Евсин о значении исторической трагедии в Исадах
19 июня 2017 в 8:00

20 июля (2 августа по новому стилю) 2017 года, к расположенному на реке Оке селу Исады подошли ладьи рязанских князей, в которых находились шестеро родственников князей Глеба и Константина. Один из них Изяслав Владимирович был родной брат з

«Несостязательная» литературная премия
16 июня 2017 в 8:00

Известный современный писатель и киносценарист, лауреат литературной премии им. А. Платонова Алексей Иванов назвал Платоновскую премию несостязательной. По его словам, для того, чтобы ее получить не надо заводить специальные «выгодные

Игорь Евсин. Путь юродивого Андрюши.
15 июня 2017 в 9:52

Юродивый Андрюша Потехин никогда ни на кого не обижался. Наоборот он всегда мирил рассорившихся селян. Бывало, чтобы подружить поссорившихся, выпрашивал у одного из них рубашку и дарил другому. У другого тоже брал что-нибудь, и передавал пе

Болезнь - это личное
13 июня 2017 в 10:48

  Мысль о болезни, о её глубоких духовных корнях, о её неслучайности не даёт мне покоя. Способность (готовность!) принимать страдания ближних приходит вместе с готовностью принимать страдания личные. Но что же мне делать с этой гото

09 июня 2017 в 8:00

Есениновед П. Ф. Юшин писал о «Радунице», куда вошло немало стихотворений клепиковского периода: «На первом плане в книге Русь богомольная, благостная, смиренная... Поэта привлекают темы и образы связанные с религиозными в