Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Можно ли поститься постными пряниками?
17 марта 2017 в 12:40

За окном весна. И вместе с солнечными днями наступают дни Великого Поста. Великий пост — время покаяния, ограничения удовольствий, время самопознания. В Греции, где православие является государственной религией, в первую неделю Великого Поста, закрываются все учреждения и приспускаются флаги. У нас, в России, время Великого Поста людьми воспринимается по-разному. Если спросить основную массу населения как они понимают пост, то услышим довольно таки разноречивые ответы. Для кого-то пост — это диета и разгрузочные дни. Для других — это «выдумки попов». Такие считают телесный пост чем-то маловажным, пережитком прошлого, делая акцент на внутренней составляющей поста. Но большинство людей видят пост как запрет вкушать определенную пищу. В частности пищу животного происхождения т.е. содержащие молоко, и мясные продукты. Неядением определенной пищи они надеются приклонить милость Божью к себе.

 

Пост телесный и духовный

Сформировалось такое отношение к посту, как бы странно это ни звучало, благодаря жизнеописаниям подвижников и святых. Рассказывая о жизни какого либо святого, автор неизменно упоминал, что подвижник был постником и вкушал только одну просфору в несколько дней. И у людей читающих житие, складывалось впечатление, что в этом и заключается смысл поста, в неядении скоромного. Это отношение к посту сохранилось и до сих пор в основной массе людей. Понимая пост не как усиленную работу над своим внутренним человеком, а как просто невкушение определенных продуктов, люди продолжают жить как прежде, с нетерпением ожидая окончания поста. Для такой категории постящихся предприимчивые коммерсанты придумали определенный перечень продуктов. В погоне за прибылью и клиентами, появилась постная колбаса с грибами, постные котлеты и пельмени из соевого мяса, постные пряники и шоколад, постное пирожное на кокосовом молоке и т.д. Как говориться «спрос рождает предложение».

Возникает закономерный вопрос: «Как относиться православным христианам к этим кулинарным шедеврам постной кухни? В чем смысл телесного поста? И существуют ли условия, при которых пост можно нарушить?».

Смыслом телесного поста является ограничение влияния тела на духовное состояние человека. Человек, по святоотеческому учению, состоит из трех составляющих: тела , души, и духа. Все эти составляющие тесно переплелись между собой. И задача телесного воздержания состоит именно в том, чтобы тело подчинить душе, обуздать его, заставить его служить душе, а не главенствовать в человеке. Это является основной задачей телесного воздержания. Иоанн Лествичник писал, что кто обуздал тело, сможет обуздать и всего человека, имея ввиду душевные страсти человека. У него в «Лествице» есть целая глава посвященная чреву. Она так и называется «О лукавом и любезном для всех владыке чреве».

Действительно, только христианин, ведущий внимательную жизнь знает как тяжело, и почти невозможно молиться и даже мыслить о духовных вещах, при полном чреве. Повторюсь, что это знают только те, которые опытно ведут борьбу с врагом. Для прочих это всего лишь «разгрузочные дни» или «диета». Оно и будет так если брать во внимание только телесную сторону поста, напрочь забывая о существе поста — покаяние и изменение своего внутреннего человека. Если бы суть поста заключалась в неядении мясного и молочного, то по меткому выражению одного священника, «все коровы были бы святыми».

 

Рассуждение — главная добродетель

Вообще главная христианская добродетель, указанная святыми отцами, это добродетель рассуждения. Это умение отличить главное от второстепенного и расставить все по своим местам. Вот и к вопросу о посте необходимо подходить с рассуждением. Главное в период поста — это внутренняя работа над собой, а телесный пост в этой работе — одно из основополагающих условий. Ведь можно и постной пищей набить брюхо так, что и встать не сможешь. Поэтому христиане, которые строго соблюдают телесный пост и забывают о душе, напрасно изнуряют свое тело.

Есть и другой тип постящихся которые любят приводить слова старца: «Мясо ешь — людей не ешь». Взявши слова старца, как лозунг они телесный пост игнорируют вообще. «К Богу пища не приближает. Зачем нужны эти земные поклоны, посты?». Тяжело объяснить этим людям смысл поклонов. Мне невольно вспоминается эпизод, виденный мною в Почаевской Лавре. Там был один монах о.Роман с очень больными ногами. Он чтобы прийти на службу в храм, выходил за час до начала службы и шел держась за стену. А идти предстояло всего 250-300 метров по крытой галерее. И вот однажды я молился в ризнице рядом с ним. Служили акафист Почаевской иконе Божьей Матери. И вот отец Роман с его больными ногами стал делать земной поклон со словами: «Хоть один поклончик Матушке нашей положу». Мне этот эпизод врезался на всю жизнь. Мы не знаем внутреннего состояния тех людей, которые якобы борются со страстями, и при этом не соблюдают пост и отвергают поклоны. Но как показывает практика ни телесного, ни душевного поста эти люди не соблюдают. Они или лукавят или поруганы врагом.

 

«Постные» пряники и другие вкусности

Наконец мы подошли к вопросу о всяких постных вкусностях, изобильно предлагаемых нам промышленностью. Человеческая природа так устроена, что она всегда ищет оправдания своим страстям и порокам. В корне всех страстей лежит самость. И одним из производных грехов этой самости является грех самооправдания. Ум человеческий всегда ищет в своей голове подходящее оправдание своим греховным поступкам. В семинарской среде давно ходит байка о студенте, который в среду жевал бутерброд с колбасой, спускаясь по лестнице. На возмущенный и недоуменный вопрос инспектора он ответил: «А я путешествующий. С третьего этажа на второй. А путешествующим пост ослабляется». Так вот ум всегда будет искать оправдания. Поэтому и вертят в руках постящиеся очередную «вкусняшку» из магазина читая состав — есть ли там молоко? И не найдя молока с удовольствием поглощают колбасы, сыры, пряники, шоколад и другие «постные продукты». Меня один знакомый вполне серьезно спрашивал про водку, постная она или нет? Там молока и мяса нет.

 

Как принимать гостей в пост

Конечно, пост — вещь сугубо индивидуальная. Этот подвиг борьбы знает только Бог и сам человек, ну и, возможно, духовник. Поэтому пусть человек сам себя, и в своей христианской совести спросит о таких продуктах: «А моей душе нужно это? Или это только прихоть утесненного чрева?». Это относится ко всем «постным продуктам».

Но всеми этими правилами руководит один закон — закон любви. По этому закону христиане обязаны оказать гостеприимство и утешить гостя. И пост здесь роли играть не будет. Потому что пост — это дело твое личное, которое необходимо содержать втайне от посторонних глаз. И если придется ради любви вкусить скоромного, можно вкусить и затем просить прощения у Господа. В Древнем Патерике есть рассказ о старце, который угощал гостей вином. И ученики попросили гостей отказать старцу, так как он за каждую подносимую чашу вина, в последствии мучил себя жаждой.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что пост телесный, без внутренней борьбы не есть настоящий пост. Равно как и внутренний пост без телесного невозможен. А мерилом всего есть закон любви и внутренний голос совести.

Борис (Феодосий)

Смотрите также:

Серия книг «Путеводитель по Великому посту»

Монастырские съедобные продукты

Почему принято просить прощения перед Великим постом

 

Поделиться статьей с друзьями:

 
Комментарии
Искания русского классика. О книге «Гоголь и православие»
18 августа 2017 в 8:00

Вышел в свет сборник «Гоголь и православие». Это книга о духовных исканиях русского классика. В ней представлены самые интересные моменты его творчества, и многообразие личности Николая Гоголя. Одним из авторов сборника «Г

Библия о назначении Адама
17 августа 2017 в 13:05

Если на способность человека творить как следует поразмыслить и посмотреть с богословской точки зрения, можно интереснейших открытий множество сделать. По мысли святых отцов, сотворив видимый мир, Бог, ввел в этот мир человека как властелин

Является ли оправданием нехватка времени на молитву?
15 августа 2017 в 12:19

Молитва — это всегда подвиг. Поначалу тяжело молиться, и из-за сухости сердца, возникает мысль о бесполезности усилий. Что же на это говорят святые? Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя

В чем состоит милосердие. Рассказ о митрополите Симоне (Новикове)
11 августа 2017 в 8:00

Почитатель владыки Симона генерал МВД Иван Федорович Перов вспоминая те времена, говорил: «Бóльшая часть служения рязанского архиерея пришлась на те годы, когда ему было небезопасно лишнее слово сказать. Каждый месяц Первый сек

Издан Богослужебный месяцеслов на 2018 год
10 августа 2017 в 8:00

В Москве вышел в свет «Богослужебный месяцеслов на 2018 год», которой выпустило издательство Московской Патриархии. Данное издание — новое, оно является к указаниям Богослужебным на 2018 год тематическим приложением. Об

Как научить детей помогать по дому
09 августа 2017 в 19:12

Родители совершают критическую ошибку, когда вместо того, чтобы мотивировать детей к самостоятельности, предпочитают делать все сами, лишь бы ребенок ничего не испортил. Без личного опыта ребенок ничему не научится и&nbs

Почему у одних гармония, а у других раздор в семье
09 августа 2017 в 9:50

Однажды, гуляя по набережной, заметил, как семейная пара пожилого возраста идет, держась за руки, и беседует, отрешившись от всего мира так, как это бывает на первом свидании. Это умилительная ситуация напомнила

Юрий Нагибин: жизнь и судьба.
09 августа 2017 в 8:00

В Москве вышло созданное коллективом редакции газеты «Вечерняя Москва» уникальное издание о знаменитом писателе сценаристе и журналисте Юрии Нагибине «Юрий Нагибин: жизнь и судьба. Родом с Чистых прудов». (1920-1994

Монахи Афона и их книги
08 августа 2017 в 14:50

Афон — один из земных уделов Пресвятой Богородицы, Святая Гора, на которой находится два десятка монастырей. Афонские монахи не только погружены в молитву, но и занимаются литературными трудами, эта

Игорь ЕВСИН.. Рассказ о Никоне Сушкинском
08 августа 2017 в 8:00

  Владелец зеркальной фабрики села Кирицы Карл Иванович Генике стоял возле окна в своем рабочем кабинете и смотрел, как по улице шатается тощий, неприкаянный дождь. На дворе стояла поздняя осень. Около фабричной конторы стояли потем