Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Почему принято просить прощения перед Великим постом

07.03.2017, 12:25

Перед началом Великого Поста, в конце Сырной недели, православные христиане вступают на путь Великопостного подвига и предварительно испрашивают друг у друга прощение. Этот обычай возник очень давно, примерно 4-5 веках, в египетских монастырях. Там подвижники на время Великого Поста выходили из монастыря и уходили в пустыню, для особых подвигов. Эти подвиги были скрыты от людской молвы и глаз. Свидетелем подвигов был только Бог. Пустыня подстерегала подвижников многими опасностями. Это и холод ночью, и невыносимая жара днем. Это и голодные лютые звери. Очень часто монахи умирали в это время в пустыне, унося с собой тайну своих трудов. Поэтому перед тем как идти в пустыню, на последнем совместном богослужении они испрашивали друг у друга прощения, не зная вернутся ли они живыми, по прошествии Великого Поста.

В нашей современной церковной практике этот благочестивый обычай испрашивать прощения имеет также глубокий смысл. Указание на прощения ближних мы находи в Евангелии и в молитве Господней. И сам Христос неоднократно прощал кающихся грешников. Все богослужебные тексты пронизаны жаждой прощения. Самая частая молитва произносимая в храме, это молитва «Господи помилуй».

Прощение или иными словами помилование в своей основе имеет милость. Осужденный преступник уже не оправдывается. Он осужден, и у него не остается доводов в свою защиту. В осознании своей неправоты он единственно ждет и питает надежду на милость или помилование. И не случайно в Прощеное воскресенье церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Через грехопадение весь человеческий род, вся природа человека претерпела изменения. Она стала более склона ко греху, чем к добродетели. И основополагающей фундаментальной страстью человека стала гордость, желание быть как боги без Бога. И через гордость пал дьявол, который никогда не сможет покаяться. Потому что гордость и покаяние два понятия, которые взаимно исключают друг друга. А в основе прощения лежит противоположная гордости добродетель — смирение и любовь. Именно жертвенная сострадательная любовь лежит в основе прощения и милости. Человек прощает ближнему, и просит у других прощения, так как сам знает как тяжело бороться со грехом внутри себя. Осознает что и окружающие его люди, и все человечество в целом такие же как и он немощные духом. Поэтому заслуживают не суда, а любви и снисхождения.

Два чувства необходимы христианину вступившему на путь покаяния — осознания своей падшей греховной природы и всепокрывающая сострадательная любовь. Это два крыла на которых христианин сможет долететь к Небу. Именно прощение и любовь переворачивают душу грешника, выворачивают ее на изнанку, заставляя его сердце по другому взглянуть вокруг.

Вспоминается один рассказ, где муж открыто изменял своей супруге, а жена с терпением и любовью все терпела, ожидая когда он образумится. И вот настает момент когда он с рыданием падает перед ней на колени, прося прощения за все. И самое важное — ни слова упрека не слышит в ответ. Вот так и мы христиане. Лежим по уши в греховном болоте, и не смеем даже глаза поднять к небу. А Господь любит нас и таких, несмотря ни на что. Вот это чувство божественной любви, и осознание своей греховности открывает дверь покаянию. Поэтому важно прощать друг друга, с любовью, по примеру Христа. Ведь можно подойти к этому формально юридически, и как бы простить ближнего снисходительно с чувством собственной значимости и мнимой «правоты»: так и быть, я сегодня в хорошем настроении, поэтому его прощаю и наказывать не буду, но пусть он мне больше на глаза не попадается... Конечно, с таким подходом к прощению о покаянии и исправлении говорить не приходится.

Но как же быть если человека, у которого желаем попросить прощения, нет рядом. В таком случае советуют простить его в своем сердце и, что очень важно, обязательно за него молиться в соборных и домашних молитвах.

Бывают ситуации и иные — умом как бы простили, а сердцем нет. Не отзывается сердце. Интересный эпизод из своей жизни описывает митрополит Антоний Сурожский. Он однажды поссорился с другом, и пришел к духовнику за советом. Духовник ему посоветовал в молитве «Отче наш» дойдя до слов «и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» пропустить их. Конечно это невозможно. И владыка стал молиться Господу чтобы он отнял у него это чувство неприязни к товарищу. И это нам также урок — научение.

Борис (Феодосий)

Читайте далее:

Праздник Сретения или встреча Души с Богом

Как судить, но не осуждать

Что такое настоящее Смирение

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.