Приближается праздник Сретения Господня и в связи с этим хочется остановиться на нем подробнее. Сретение в переводе с церковно — славянского означает встреча. Этот праздник берет свое начало в Ветхозаветной истории, когда младенца Христа по закону иудейскому принесли в храм. И вот на пороге храма Христа встретил праведный Симеон. Этот человек был один из семидесяти толковников, который переводил Священное Писание. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Богомладенца Христа, который спасет народ от греха. Принявши на руки младенца, Симеон обратился к Богу: «Ныне отпущаеши раба твоего Владыко с миром по твоему глаголу. Потому что мои глаза увидели спасение, которое Ты приготовил для людей и славы Израиля». Эти слова читаются или поются на каждом вечернем богослужении в храме. Они символизируют окончание ветхозаветной эпохи и начало Нового Завета. Но в преддверии праздника Сретения на это событие библейской истории можно посмотреть с другой, мистической стороны.
Речь идет о сретении (встречи) души с Богом. Момент этой встречи бывает у всех по-разному. Кто-то читал Евангелие, и оно коснулось его невидимых струн души. Кто-то познакомился и общался с духовным человеком, и увидел в нем отображение Христовой любви. Мы не сможем описать все способы, которыми Господь привлекает людей к Себе. В жизни каждого христианина этот момент встречи был свой, личный, или же они читали про эти эпизоды из святоотеческого наследия или жизнеописания святых. Но все эти встречи объединяет одно: вдруг все вокруг стало иным, другим. Внешне все осталось как прежде, все та же обстановка, те же люди. Но ты чувствуешь, что твое отношение к окружающим поменялось. Ты и на окружающий мир смотришь как бы заново как-то по-другому. Христос посетил душу человеческую и душа в восторге просто ликует. Конечно, трудно подобрать слова, чтобы передать это состояние человека.
В Библии есть одна книга, предназначение которой многим непонятно, а людям неверующим дает повод к кощунственным насмешкам. Это книга Песнь Песней. В ней описывается диалог между влюбленным женихом и невестой. По святоотеческому толкованию под образом жениха следует понимать Христа, а под именем невесты — душу человеческую. И невольно поражаешься удачной аналогии. которую употребил автор. Это аналогия влюбленности. Действительно, парень и девушка могут видеть друг друга, проходить мимо друг друга, как-то пересекаться между собой. Но приходит момент и человек, как бы заново открывает для себя другого человека. Он пленяется им и все вокруг становиться второстепенным и неважным. Все мысли и чувства человека направлены на объект своей любви. Других юношей или девушек просто не существуют. Народная поговорка говорит, что влюбленные часов не наблюдают. Хочется добавить и не только часов, а и все вокруг.
Когда-то прочитал интересное толкование на книгу Бытия. Когда сердце, мысли и чувства Адама и Евы были направлены с любовью к Богу, они не замечали друг друга. Они были цельными. Были наги и не стыдились. И когда эта любовь через грех была нарушена, тогда их чувства и мысли расстроились, они стали озираться по сторонам и они увидели свою наготу.
Подобно влюбленным и душа ведет себя при посещении Божественной Любви. Она невольно чувствует что это и есть настоящая жизнь — жизнь с Богом. А все остальное — неважно, второстепенно.
Вспомним эпизод Преображения Господня. Апостолы восприняли свет «Якоже можаху», т. е. насколько могли вместить, и совсем не думали, что они будут есть или пить. Вместо этого они просят Христа соорудить три шалаша (кущи) и жить здесь. В святоотеческом богословии эта встреча души с Богом называется призывающая благодать. Господь дает душе почувствовать Свою любовь и человек в это время летает на крыльях любви. Но проходит время и Господь промыслительно отступает. А человек, вкусив Божественного Духа, ищет, страдает и плачет. И начинается долгий и трудный путь подвига, борьбы, падений и искушений. Но душа уже уязвлена Христом, и только Его ищет. В этом, кстати, причина по которой молодые люди бросают все: карьеру, благополучие, бизнес и уходят в монашество.
Очень хорошо это борение с собой и желание снова почувствовать Бога, изображено в жизнеописании афонского старца Силуана. К этой встрече души с Божественным Духом направлено все внешнее устройство церкви. Это и молитвословия и пение и чтение, и иконы и все церковные чинопоследования. В этом вся суть и цель жизни христианина. Преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым обозначил, что цель жизни христианской — приобретение Духа Святого. Все в храме, или земной церкви должно служить для достижения этой благой и основной цели. И наверное будет правильно сказать, что не переживших радость встречи со Христом и христианами назвать можно условно. Восприняв христианство только посредством умозаключения, и не имея живого опыта веры, или богообщения, эти люди не познали, что «Бог есть Любовь». Любовью измеряется христианство. Нет любви — нет христианства. Даже если знать весь устав и все богословие, выстаивать все службы и вычитывать все молитвы. Более того, апостол Павел говорит, что «если имею веру и знаю все тайны, а любви не имею, то я ничто». Вот почему сейчас много неверующих и мало людей в храмах. Нет живого опыта богообщения.
Интересную мысль приводит православный философ Иван Ильин. Он утверждает, что чтобы познать любой предмет необходимо к нему подойти с правильным методом восприятия. Нельзя увидеть музыку или услышать картину. Для восприятия музыки необходим слух, а для картин зрение. Для познания Божественного Духа необходим также свой метод. Этот метод познания указан нам в самом Евангелии. Бога смогут увидеть те, у кого чистое сердце. А что же тогда чистота сердечная, и как ее достичь? Преподобный Исаак Сирин в своих творениях описывает как приобретается чистота сердца. «Ум, может скоро очистится, как только прекратить доступ внешних раздражителей. А чистота сердца достигается многими скорбями, болезнями и лишениями». Через страдания сердце очищается и способно быть вместилищем Святого Духа. Поэтому иного пути, как только через крест и страдания к познанию Бога не существует. Вышеупомянутый преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы люди знали какую славу приготовил Господь любящим Его, то они согласились бы всю свою земную жизнь прожить в яме с гадами, которые пожирали бы их плоть.
И вот в канун праздника Сретения, хочется чтобы каждый пережил радость встречи со Христом. И даже если этой встречи не было, искренне помолиться чтобы Господь открылся душе. И Он обязательно откроется, потому что имя Ему Любовь.
Читайте далее:
Необыкновенное чудо. О явлении иконы в селе Великорецком