Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru

О Священном Предании, или как читать святоотеческую литературу

08.03.2017, 11:55

В учении нашей Православной церкви наряду со Священным Писанием почитается и Священное Предание. Невольно вспоминаются обличительные слова Спасителя, сказанные фарисеям, что они держатся предания старцев. На эти слова Христа часто ссылаются протестанты, отрицая Священное Предание, и признавая только Священное Писание. Так что же представляет собой Священное Предание.

 

О Святоотеческом Предании

Предание — это какое-то знание или опыт, который передается от отца сыну из поколения в поколение. И дело здесь не в названии, а в содержании. Иудейское предание старцев, которые обличал Христос, было набором внешних правил и ограничений, направленных на тщательное исполнение буквы закона. Священное Предание в Новом Завете — это, прежде всего, Дух Божий живущий в церкви. Иными словами Священное Предание — это опыт жизни в Боге, в Духе Святом, воплощенный в ее членах, и так же как в Ветхом завете передаваемый из поколения в поколение.

Особое место в Священном Предании Церкви занимает святоотеческое письменное наследие. Святые отцы и учителя церкви, которые прошли трудный путь борьбы с грехом оставили нам своего рода путеводитель на пути спасения. Это путь очень трудный, сопряженный со многими опасностями. Отправляясь в горы, путешественники обязательно берут проводника, который хорошо знает дорогу, и опасности таящиеся на этом пути. Он сможет привести путников к конечной цели, и не даст погибнуть никому. Так же и святые отцы, в своих творениях, указали каким образом нам идти по пути спасения, и какие могут подстерегать опасности на этом пути. И святоотеческие писания называют именно творениями, а не сочинениями. Отцы «творили», или восстанавливали в себе утраченный через грех образ Божий.

Однажды в беседе о творениях Святых Отцов один старый священник мне сказал: «Понимаешь, в Царство Небесное строем не ходят. У каждого свой путь, который необходимо пройти только тебе». Действительно, нет готовых решений для вопросов возникающих на пути спасения. Каждому человеку необходим свой совет, свое решение. Это правило, кстати, относится и к советам старцев. Старцы давали советы конкретному человеку, в конкретной ситуации, с учетом его индивидуальных особенностей и духовного возраста. Поэтому странно слышать, что старец благословляет поступать так-то и делать то и это.

 

О том, как читать святоотеческие книги

Сейчас православные издательства стали издавать много духовной литературы, в том числе и творения Святых Отцов. Это очень благородное и богоугодное дело. Но настораживает отношение некоторой части христианского общества к этим книгам. В ложном смирении они не желают читать святоотеческие творения, считая, что эти книги написаны для монахов. Мы, дескать, миряне и нам такие высоты, не под силу. Мы вот почитаем рассказы, или православную художественную литературу. Чтобы было интересно, и желательно с захватывающим сюжетом. А святоотеческие творения пусть читают монахи и священники. Да, действительно среди церковных писателей есть и монахи, и миряне, и священники и святители. Писали они разным людям. Но было бы большой ошибкой отрицать их религиозный опыт, опыт духовной борьбы.

Любая книга — это не столько источник информации, сколько духовный опыт автора, выраженный в словах и предложениях. И при чтении книг очень важно научиться проникать в ту мысль, ту основную идею, которую автор хотел донести читателю. Всегда помня время и цель написания произведения, увидеть то ценное, которое необходимо нам. Попытаемся объяснить это на примере. Возьмем, к примеру, «Лествицу». Написал ее преподобный Иоанн, игумен горы Синайской в 4–5 веках. Сколько было и еще будет отзывов об этой книге. Как восторженно-положительных, так и негативно-отрицательных. Каждый видит в ней то, что желает видеть, иными словами, в меру своего духовного возраста. Христианин, ведущий борьбу со своими пороками и страстями, увидит в ней бесценное практическое пособие. А человек относящийся к христианству с предубеждением, увидит в ней только внешнюю форму, не проникая в глубины духа. В этой книге главным он увидит темницу, в которую ссылали монахов для покаяния, и самодура-игумена, оставившего лежащего перед собой монаха без обеда.

В православной традиции существует неписаные правила чтения святоотеческих и священных книг. Мне о них как-то рассказал один монах. Все духовные книги обращены к твоей, и только к твоей душе. И даже если это проповедь сказанная многим, каждый должен воспринимать ее применительно к себе, в меру своего духовного возраста. И огромной ошибкой является требование исполнения окружающими каких-либо предписаний или прочитанных советов.

Каждая священная книга содержит духовную составляющую. Она каким-то особым образом заставляет затухающий дух человека снова разгораться огнем любви к Богу. Поэтому очень важно иметь эти книги у себя под рукой и периодически возвращаться к ним.

Смысл священных текстов, как упоминалось выше, открывается человеку по мере его духовного роста. Один и тот же текст, воспринимается человеком по-разному и в разное время. Помню, я неоднократно читал евангельский текст о бревне и сучке в глазу брата. Но однажды остановился на слове из трех букв. Это слово «как». Вынь сначала бревно из своего глаза и потом увидишь КАК (т.е. увидишь метод, каким образом) вынуть сучек из глаза брата. Всего три буквы, но раньше я по ним просто скользил глазами.

 

О книгах и современных устройствах

Подробнее хочется остановиться на книгах в электронном формате. Действительно, может быть это очень удобно. На маленьком электронном устройстве вместить целую библиотеку книг. Но видя как благоговейно относятся христиане к Священному Писанию, как целуют его после прочтения, и хранят его в священном уголке, я всегда задаюсь вопросом: «А что целуют люди читающие Евангелие с электронных устройств? Планшет? И хранят его рядом с иконами?». Может быть, я не прав, но здесь чувствуется какая-то фальшь. Евангелие для христиан — это не только источник информации, а нечто большое. Беря в руки Евангелие и целуя его, мы поклоняемся Духу, присутствующему в этой книге. И знаем что в этой книге только Евангелие и ничего более. А всевозможные электронные устройства, это только средства воспроизведения информации. На них можно читать как Евангелие, так и богопротивные книги.

В заключение хочется, чтобы у каждого христианина была бы своя библиотека святоотеческой литературы. Благо для этого сейчас есть все условия. Чтобы была возможность в любой момент взять книгу с полки, и найти ответ на возникший вопрос или недоумение. И даже если мы не до конца понимаем текст, будем верить, что это ограниченность нашего духовного опыта виной тому. Или в тишине, углубляясь в чтение, всмотреться в свою душу, в свой духовный опыт, сравнивая его с опытом святых. Чтобы на пути спасения вместо «дома Отца», нам не уйти в «страну далече».

Борис (Феодосий)

Смотрите также:

Святоотеческая литература

Луг духовный: достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов

О внутреннем христианстве или святые среди нас

Написать комментарий
Издательство «Вольный Странник» выпустило книгу протоиерея Андрея Ткачева «Каюсь, что я не ангел». В книге речь идет о том, как искать путь ко спасению в современном мире мегаполисов и&n
23.07.2019, 14:15
Издательство Вольный Странник выпустило книгу игумена Нектария (Морозова) «Долг любви. Как быть христианином всегда». В книге автор рассказывает, как избежать ошибок духовной жизни. Бывает так, что, придя в храм, че
22.07.2019, 12:37
Издательство Никея выпустило книгу семейного психолога Валентины Москаленко «У меня свой сценарий». Эта книга — помощь для тех семей, которые живут в нездоровой атмосфере. Валентина Москаленко выделяет 10
10.06.2019, 11:52
Издательство Никея выпустило книгу проповедей архимандрита Андрея Конаноса «Счастье в твоем сердце». В книгу вошли беседы священника на радио разных лет — о смирении, о жизни без страха, о&nbs
04.06.2019, 14:08
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.