Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
О внутреннем христианстве или святые среди нас
21 января 2017 в 12:35

Мы очень часто судим о людях по тому впечатлению, которое они произвели на наши чувства. Даже поговорка существует: «По одежке встречают». Люди придумали внешние правила приличия в обществе, назвав их «этикетом». Но правила эти касаются только внешних форм и никак не отражают внутреннего человека. Один мудрый, старый священник как-то сказал: «Этикет — это способ внешними формами скрыть уродство души». А человека, не принимавшего этих правил, считали или невоспитанным или даже сумасшедшим.

 

Блаженная монахиня Александра

В свое время, учась в Семинарии, я каждые каникулы приезжал к своему духовному отцу в один провинциальный городок под Киевом. Очень часто при храме была одна блаженная старица-монахиня. Звали ее Александра. Она никогда не носила монашеское облачение. Никто не знал, где она живет и есть ли у нее вообще дом. Часто ее видели в Киево-Печерской Лавре возле митрополии. Эта монахиня несла крест юродства Христа ради. Иногда ночами она брала пустой таз или ведро и ходила под окнами братских келий, стуча палкой по ведру. «Вы монахи или кто?», — кричала она в два часа ночи — «Вставайте на молитву, а то немцы в Фастове!» (Фастов — узловая железнодорожная станция под Киевом). Или преграждала путь автомобилю архиерея, приехавшего на прием в митрополию, с требованием дать денег диакону, у которого трое детей. К ней по-разному относились: кто-то с раздражением, а кто-то с любовью просил ее молитв. Потому что отношение людей к окружающему миру всего лишь отражение нашего внутреннего мира. Это как в притче о пчеле и мухе, которые летали в сад и каждый нашел свое.

За матушкой Александрой очень интересно было наблюдать со стороны. В тюрьме, в период правления безбожной власти, она потеряла один глаз. Но оставшимся она смотрела очень и очень пристально. Это был взгляд умалишенного человека, но казалось, что она видит твою душу насквозь. Мой духовный отец ее очень уважал и она подолгу жила при храме, где он служил.

Однажды я стал свидетелем скандала, который устроила матушка Александра при входе в храм. На венчание приехала молодая пара. Александра встретила их на пороге храма и не стесняясь в выражениях, накинулась с обличием на невесту: «Сделала два аборта, убила детей, а теперь одела белое платье, как девственница и под венец идешь?!» — кричала она. «У тебя платье в крови!». Конечно, невеста — в слезы, гости в шоке от такого приема в церкви. Родители требовали вызвать «скорую», чтобы увезли эту «ненормальную» от их расстроенной «девочки». А «ненормальная», зайдя в храм, преклонила колени и стала со слезами бить поклоны о прощении грехов «девочки». Кто знает, может ее молитвами, после обличения эта невеста задумается и покается в своих грехах. Поистине святые живут среди нас.

Помню еще случай. Однажды наш батюшка куда-то отлучился на пару дней по делам. Мы, молодые семинаристы, ужинали за столом, о чем-то беседуя. Ужинала с нами и матушка Александра. Она обычно сидела в конце длинного стола. И вдруг, смотря на нас, молодых парней, она стала говорить об очень серьезных вещах: о грехе, наследственности, о нашем времени. Это было так неожиданно, что мы затихли. Обычно матушка болтала всякую ерунду, понятную только ей, поэтому на нее внимания почти никто не обращал. А здесь мы все в удивлении впали в ступор. Она, оглядев всех своим зорким оком, стала бранить нас не особо стесняясь в выражениях. Я как-то спросил духовника об этих «крепких словечках». Он ответил, что люди такого духовного уровня достигли бесстрастия и в эти слова они не вкладывают те чувства и эмоции, которые вкладывают обычные люди. Это подвижники в первых рядах духовной брани.

«Всегда отличай форму от содержания. Внутреннюю жизнь души и сердца от внешних проявлений форм. Люди, живущие духовно и имеющие дары Святого Духа, будут пытаться всячески эти дары скрыть от любопытных и праздных глаз». Наставление это я запомнил на всю жизнь и в дальнейшем всегда старался ему следовать. Главное действие и сокровище скрыто в сердце, а внешность часто обманчива, особенно в наше время.

 

Босой архимандрит

Помогло мне это наставление и в другом случае.

В Троице-Сергиевой Лавре жил один архимандрит Ф. Он всегда ходил по Лавре с отрешенным взглядом, в стареньком, видавшем виды, подряснике и часто босиком. Конечно, монастырскому начальству это не нравилось. Представьте себе иностранных туристов, посещающих Лавру, великолепие храмов, экскурсовода, рассказывающего о возрождении Православной Руси и на фоне всего этого босоногого архимандрита. Но было в нем что-то необычное, не от мира сего.

Я стал вечерами посещать его в кельи. Он ставил меня перед иконами с советской газетой в руках и благословлял читать последние новости. Сам же заходил во внутреннюю келью в виде фанерной перегородки и вскоре оттуда доносился храп. Здравому человеческому рассудку это покажется глупостью и прихотью душевнобольного. Я однажды спросил его о каком-то вопросе при подготовке к проповеди. «Не знаю, я не ученый» — услышал в ответ. «Вот такой-то святой об этом пишет так, а этот — так». И стал мне приводить наизусть целые страницы из творений святых отцов. Я был шокирован. Но странное дело, после чтения новостей из газет, я вдруг ощущал на сердце внутренний покой и радость.

Этот мир я ощущал и при посещении одного схимника в Почаевской Лавре. Я шел к нему со своими неразрешимыми проблемами и казалось над головой и в душе грозовые тучи. А он, встретив меня, стал рассказывать про коней на хоздворе и хвалить борщ, который подавали на обед в трапезной. И у меня вдруг в душе наступал мир и покой, а тучи сами собой развеялись.

От встречи и общения с такими людьми укрепляешься верой, чувствуешь, что Христос и сейчас живет в Церкви, в своих «избранных». Но не все это видят. Нужно смотреть в сердце. Основная масса людей будет видеть в таких людях «ненормальных», «умалишенных», в лучшем случае «просто старичка», как говорили об о. Николае Гурьянове рыбаки с острова Залит.

«Мы как сор для мира всеми попираемые» — говорил апостол Павел. Но именно в их душах и живет полнота любви Христовой. Именно на них держится Церковь.

Борис (Феодосий)

Читайте далее:

Рассказ об архимандрите Авеле (Македонове)

Игорь Евсин. Пелагея Захаровская была праведницей

Как спали наши предки

Комментарии
Любовь Толкачева 04.04.2017
Статьи мне очень понравились,особенно о духовной брани ( я я однажды обиделась на монаха в Оптиной пустыни,который забранился ) а они оказывается ругают на духовном уровне, не так как в миру.....спасибо!!!!!!
Рейтинг: 1
Говорите меньше, и тогда вы научитесь слышать. О книге протоиерея Игоря Макарова «Непроизнесенное...»
23 февраля 2018 в 15:19

Казалось бы, что нового можно написать о предназначении человека, о жизни и смерти, о духовных и житейских проблемах? Все уже написано в Евангелии, в поучениях святых отцов, в книгах богословов.

Иван-чай. О пользе русского чая. Рецепты
21 февраля 2018 в 16:34

Вкус иван-чая можно назвать приятным, с кисловатым привкусом и травянистым оттенком. Но выпить две чашки подряд, например, для меня непостижимо, потому что вкусовые рецепторы воспринимают его как настой лекарственных тра

Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой р

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду