Театр начинается с вешалки, Рязань с Кремля, а Кремль с Успенской колокольни. Но это сегодня. А когда-то город Переяславль-Рязанский начинался с дубовых ворот, над которыми высились сторожевые башни. Одна из них называлась Глебовской и стояла на месте Успенской колокольни. С этой башней связана удивительная история.
Поделиться статьей с друзьями:
Унизительная грамота
Случилось это в 1521 году, когда Крымский хан Махмед Гирей вторгся на русскую землю осадил Москву и начал около неё деревни да сёла жечь и народ в полон брать. Московский князь Василий III выехал из города подмогу собирать.
Крымский хан Махмед Гирей и московский князь Василий III
Начальничать стали бояре. Хотели татар пушками остановить, да как на грех пороху не хватало.
Подумали, подумали бояре, и решили от Махмеда Гирея откупиться обещанием платить дань. Однако, хитрому татарину одного обещания, конечно же, было мало.
— Дайте мне, — потребовал он, — удостоверяющую грамоту о том, что московский князь обязуется платить мне дань.
Испуганные бояре согласились и выдали такую грамоту. Довольные татары не стали нападать на Москву и повернули обратно.
По дороге им предстояло пройти через рязанское княжество. А с Махмедом Гиреем ходил вместе на Москву литовец Евстафий Дашкович. Ох, и ненавидел он рязанцев, потомков великого князя Олега, бившего когда-то, как выражались на Руси, «литву поганую», стремившуюся овладеть нашим Отечеством. Огнем и мечом готов был истребить нашу землю. Однако главным его оружием были хитрость и лукавство.
И послал он к рязанцам переговорщика, который уговаривал их выкупить у татар своих соплеменников — православных русичей. Вместе с этими пленными Евстафий надеялся ворваться в Переяславль Рязанский со своими отрядами.
Случай у дубовых ворот
Пока Евстафий вёл переговоры, Махмет свою политику начал проводить. Поскольку рязанское княжество тогда уже подчинялось московскому, он вызвал рязанского наместника воеводу Ивана Хабара.
Воевода был убежденным сторонником политики Московского княжества, направленной на объединение Руси. Зная это, хитрый татарин передавал ему:
— Ты холоп Великого Князя Московского Василия. А поскольку Василий мой данник, значит и ты тоже. У меня и грамота удостоверительная есть.
Но Хабар не поверил речам татарским и захотел эту грамоту увидеть. Что ж, передали ему грамоту, поскольку Махмед был уверен в успехе предприятия литовца. Однако у самых ворот глебовской башни получилась у Евстафия Дашковича заминка и под стенами Переяславля-Рязанского собралось множество татар, которые стали удобной мишенью для пушки глебовской башни. И тогда пушкарь, взяв на себя всю ответственность, стал палить по тататрам безо всякой команды.
Как повествует Дмитрий Солодовников: «Пушкарь, немец Иордан, стал стрелять в татар из пушек. Татары испугались, разбежались. Хан рассердился, требует у Хабара, чтобы он выдал ему пушкаря, а Хабар не даёт. Видит Махмет: хитростью Переяславля не возьмёшь, и ушёл, а грамота московских бояр так и осталась у Хабара».
Вот так рязанцы благодаря наместнику Ивану с какой-то иностранной фамилией и немцу Иордану спасли Москву от позора.
В память об этом событии на колокольне Успенского собора висит чугунная табличка, на которой отлиты слова историка Н. М. Карамзина «...На сем месте была каменная Глебовская башня с воротами и бойницами, с которых в 1521 году окольничий Иван Хабар Симский, сын воеводы Василия Образца, посредством пушкаря Иордана поразил татар крымского хана Магмет-Гирея. А прежде сего поражения, Хабар взял у хана грамоту князя Московского... за что дали ему сан боярина и внесли услуги его в книги разрядные на память векам...».
За спасение москвичей от ханской дани Хабар Симский получил чин боярина — высший чин в Боярской Думе.
В заключение же следует отметить, что защищаясь от Махмеда Гирея, наши предки надеялись, конечно же не просто на удачу, и даже не на собственные силы, а на Божию помощь и заступничество Богородицы, икона которой находилась на Глебовской башне.
Называлась «Одигитрия», что значит «Путеводительница». В славянских же сказаниях название «Одигитрия» объясняется, как «Крепкая Помощница». Ведь как у греков, так и у славян эта икона была помощницей в борьбе против врагов.
Сегодня депрессии всё чаще завладевают людьми независимо от их возраста, статуса, материального достатка и пр. Но тем, кто лично не сталкивался с этим диагнозом трудно понять страдания тех, кому не посчастливилось – многим представляе
Свобода воли означает, что все свои решения человек принимает самостоятельно и осознанно и что Бог не запрограммировал человека исключительно на добро, не принуждает к нему. Человек должен сам захотеть единения
Из вопроса многодетной мамы порталу «Православие и мир»:
Двое младших не спят ночами, двое средних кричат и дерутся, у меня на себя нет ни минуты времени, уже три недели не причащались, две недели в храме не были. Как мо
Вот как характеризует обиду архиепископ Иоанн Шаховской: «Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают
09.06.2025, 16:23
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.