Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Игорь ЕВСИН. Как рязанцы татар громили.
01 марта 2015 в 0:00

Каждый раз, когда монголо-татарские полчища вторгались на Русь, рязанцы грудью вставали на защиту своей земли, надеясь, что, в конце концов, смогут одолеть золотоордынцев. И надежды их оправдались. Именно на рязанщине, за два года до Куликовской битвы была одержана первая победа над татарами.

 

Поход Бегича

 Рязанская земля в эпоху удельных княжеств являлась военным форпостом на юге и востоке Руси. Монголо-татарские полчища, совершая завоевательные походы на Русь, в первую очередь обрушивались на рязанское княжество, разоряя его и уводя в полон множество людей.

В 1376 году оно подверглась очередному разорению. Татарский хан Арапша совершил на рязанскую землю набег. И был он столь неожиданным, что князь Олег Иванович попал в плен. Однако, вырвался из него и, жестоко израненный татарскими стрелами, бежал.

Разграбив Рязань, Арапша удалился. Но не успел князь Олег оправиться от ран, как татары в 1377 году вновь вторглись в рязанские земли. На этот раз под предводительством мурзы Бегича они выступили походом на Москву.

Узнав об этом, Дмитрий Иванович, принял решение выступить со своими дружинами навстречу врагу. Быстрым маршем он выдвинул свои войска за пределы Московского княжества, перешёл реку Оку и занял позиции на рязанской земле у реки Вожи.

К московским дружинам присоединились рязанцы во главе с князем Даниилом Пронским. Ему было назначено командовать флангом русских войск. Другим флангом командовал рязанский боярин Тимофей Вельяминов. Ослабленный после тяжёлого ранения от воинов Арапши рязанский князь Олег принял решение не участвовать в предстоящей битве.

Тревожное выжидание

 Русские дружины хорошо подготовились к встрече противника. В этом проявился полководческий талант князя Димитрия и его рязанских сподвижников. Проведя успешную разведку они выяснили, где именно будет пересекать Вожу татарская конница. Наши дружины перекрыли брод, по которому татары собирались совершить переправу, и заняли удобную боевую позицию на холме, с которого хорошо просматривалась вся местность. Построение русских имело форму дуги, то есть западни, в которую должна была попасться татарская конница.

Хитрый Бегич почувствовал, что-то неладное, и стал выжидать, надеясь, что русские первыми пойдут в атаку.

Однако князь Дмитрий понимал, что занятая им позиция очень удачна. Местность, на которой стояли русские дружины, была пересёченной и оттого неудобной для маневрирования татарской коннницы.

Но Бегич не решался переходить реку на виду у русского войска и, по словам летописца, «стоял много дней». Тогда Дмитрий Иванович заманивая татар, немного отвёл свои войска берега. Бегич попался в расставленную западню.

Покрылась кровью Вожа

 11 августа 1377 года во второй половине дня Бегич погнал свою конницу через Вожу, намереваясь смять русских, расколоть их дружины и разбить по частям. Но рязанцы и москвичи мужественно, стойко оборонялись. Натиск татарской конницы был отбит, и русские воины, сражавшиеся в полукруговом строении, перешли в контрнаступление. Рязанский удельный князь Даниил ударил с одной стороны, рязанский боярин Тимофей с другой, а в лоб татарам ударил московский князь Дмитрий.

Татарская конница, не сумев прорвать оборону, не выдержала решительных контрударов и устремилась в бегство. Рязанско-московские дружины бросились их преследовать. Усердно поработали русские ратники мечём и копьём. По словам древнего летописца, они «бьюще, секуще, колюще» побили множество золотоордынцев. Покрылась алой кровью тихая Вожа,  и «бежаше татарове во всю мощь».

В сражении погибли сам мурза Бегич и ещё четверо ордынских князей: Хазибей, Ковергуй, Карабалук и Костров.

Битва на Воже стала первой победой русских дружин над большим войском Золотой Орды и имела большое психологическое значение. Русские поняли, что враг не такой уж непобедимый, каким казался. Сражение показало, что татарская конница сильна лишь в первый момент боя, но не выдерживает стойкой обороны и решительных контрударов.

Свята память о победе

 Посрамлённые на рязанской земле татары с сожалением вспоминали своё былое могущество. И Мамай мечтая о возвращении этого могущества, решил как можно скорее выступить против крепнущей Москвы сам. Но решающая битва между татарами и объединенными русскими войсками на Куликовом поле окончилась полным разгромом основных сил Золотой Орды.

И одним из факторов, благодаря которому русские воины приобрели уверенность в победе над татарами, была победа на Воже.

…Свыше шести столетий минуло со дня Вожского сражения, но рязанцы свято чтят память о замечательной победе русских дружин над татаро-монгольскими захватчиками. В селе Глебово-Городище, в ознаменование этого события установили памятную стелу. Работает попечительский совет по возрождению окрестности села, как одного из ратных полей России. Проводятся работы по созданию на этом памятном месте музея-заповедника, посвящённого защите русских рубежей.

С августа 2003 года на предполагаемом месте битвы каждый год проводится народный праздник «Битва на Воже», на котором реконструируется сражение монголо-татар с русичами. На этот праздник съезжаются тысячи людей из разных регионов. Здесь, на рязанской земле, они могут проникаются гордостью за историю России, за предков, отстаивавших честь и независимость нашего Отечества.

 
Комментарии
Что посмотреть с детьми. Любимые фильмы протоиерея Алексея Уминского
19 июля 2018 в 16:01

Протоиерей Алексей Уминский служит в храме Святой Троицы г. Москвы. Часто прихожане спрашивают, отец Алексей, посоветуйте посмотреть какое-нибудь умное кино вместе с детьми. Чтобы не глупые стрелялки, а со смыслом. Так священнику

Занимайтесь чем угодно, но оставьте душу свободной. Советы священников о смирении
18 июля 2018 в 12:09

Самые строгие афонские монахи живут в кельях на скале. С внешним миром их соединяет тонкая лебедка, по которой в кельи доставляют еду и воду. Но даже в таких условиях монахи живут умиротворенно,

Как бороться с гневом: 10 техник
12 июля 2018 в 14:03

Гнев — как аллергия. Сначала нас раздражают только самые неприятные ситуации. Но если не бороться с гневом, то мы начинаем чувствовать раздражение все чаще и чаще. И вот мы уже начинаем заводить

Православная литература для начинающих
11 июля 2018 в 11:20

Православная литература многогранна. Здесь можно встретить как легкие юмористические рассказы, так и глубокую, сложную для неподготовленного ума литературу. Многие авторы в своих рассуждениях о Боге порой расходятся, из-за чего возн

Раскаяние без прощения приводит к неврозам. Советы психолога о чувстве вины
06 июля 2018 в 13:09

Чувство вины одним помогает совершать правильные поступки, других доводит до саморазрушения. Из нашей статьи вы узнаете, как отличить полезное чувство вины от опасного. Информация взята из книги психолога Марины

«Можно ли бить богохульников?» Андрей Конанос о православии
03 июля 2018 в 16:01

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В последней части книги архимандрит Андрей рассказывает о православии. Что это такое, кто его придумал и как святые люди обращали в

«Не думайте ни о чем хотя бы 2 минуты в день». Советы, как стать счастливым
27 июня 2018 в 15:26

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В этот раз священник рассказывает о том, как найти подход к трудным людям, как успокоить мысли и настроиться на духовную жизнь. Порфирий Кавсок

Христос посреди нас. Новая книга архимандрита Андрея Конаноса
25 июня 2018 в 15:47

На днях в издательстве Никея вышла новая книга архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». Книга начинается с беседы о том, как за 2000 лет изменилось наше представление о Христе. Хрис

«Крики и ссоры — оружие слабых». Священник Павел Гумеров о семейных конфликтах
21 июня 2018 в 15:01

В конфликтах нет ничего страшного. Конфликт — это столкновение разных точек зрения. Нам дан язык и способность общаться, чтобы прийти к согласию. В книге «Семейные конфликты» священник Павел Гум

Есть ли душа у животных и растений?
19 июня 2018 в 14:18

В Священном Писании словом «душа» иногда обозначается человеческая жизнь. Так, к примеру, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кт