Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Игорь ЕВСИН. Есенин объединял всех.

11.10.2015, 0:00

…Татьяна Фёдоровна Есенина сидела у окна и, обливаясь слезами, шила саван для своего смертельно больного сына Сережи. Четверо детей родила она и все они умерли. Во младенчестве скончались Петя и Аня, в трехлетнем возрасте Оля и Леня. «Господь взял их к себе на небесные поля», — утешала Татьяну мать — Наталья Евтеевна.

 Теперь вот Сережа... Вроде и окреп уже, ведь шестнадцать годочков исполнилось, а вот неугодно, наверное, Богу, чтоб он жил...

Сергей Есенин в тифозном бреду вдруг приоткрыл глаза и ясно увидел, как мать, плача, шьет ему саван. И тогда у него появилось неодолимое желание жить и наперекор материнскому плачу выбраться из душной, сумрачной избушки на солнце, на свежий воздух. Это желание было настолько сильным, что свершилось чудо. Сергей Есенин выжил.

 Жизнелюбие, благодаря которому он преодолел смертельную болезнь, оживотворяло все его творчество. Даже грусть, свойственная равнинной русской душе и та для него блаженна:

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

И  в самые черные, так называемые «упаднические» времена Есенин писал: «Будь же  ты вовек благословенно, // Что пришло процвесть и умереть».

Жизнь и творчество  Сергея Есенина расцвели в трагические для нашего Отечества годы, когда в России  полыхала братоубийственная гражданская война и лилась кровь русских людей, воевавших друг против друга. Страданиями, враждой и озлобленностью была тогда переполнена наша земля.  И среди сонма признанных и новоявленных поэтов, вовлеченных в политические споры и распри, голос Есенина призывал всех к христианскому примирению:

Не губить пришли мы в мире,

А любить и верить, —

писал он сразу же после свершившийся революции в поэме «Певущий зов».

 В то время, когда Маяковский призывал браться за оружие («Ваше слово, товарищ маузер!»), Есенин считал, что лучше умереть самому, чем «...С  любимой поднять земли // В сумасшедшего ближнего камень». Таким образом он напоминал людям о важнейшей  христианской заповеди «Возлюби  ближнего своего...».

 «Молю вас, братья, да любите друг друга», —  завещал перед своей смертью апостол Иоанн Богослов. «Дайте мне на родине любимой // Все любя, спокойно умереть», — писал незадолго до гибели Сергей Есенин.

 Духовные, православные ценности являлись основными для мировоззрения поэта на протяжении всей его жизни. И, хотя в поздний период своего творчества Есенин не обращался в своих стихах к христианской символике, но, как писал литературный критик того времени Г. Покровский: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронес через бури революции и незаметно вкрапливает ее тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи». Как верно подметил Покровский эту особенность в творчестве Есенина! Действительно, даже в так называемой любовной лирике «Персидских мотивов» можно услышать мотивы христианских заповедей. Так, в стихотворении «Золото холодное луны» поэт пишет:

Оглянись, как хорошо кругом:

Губы к розам так и тянет, тянет.

Помирись лишь в сердце со врагом —

И тебя блаженством ошафранит.

Как здесь не вспомнить евангельские слова «Блаженны миротворцы...» и «Молитесь за врагов своих...».

Прощать своих врагов, примиряться с  ними может  только человек, который желает «...все любя, спокойно умереть».

Святой исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) писал: «Любить... врагов могут только те,  у кого сердце чистое».

В  дни празднования 110-летия со дня рождения великого поэта архимандрит Иоанно-Богословского монастыря Авель (Македонов) в разговоре с писателями сказал: «У Сергея Есенина было чистое сердце».

 Однако в сердце поэта жили и мучительные противоречия, которые приводили его к пересмотру своей религиозности. Так в автобиографии к неосуществленному изданию своего «Собрания сочинений» поэт писал: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Но, через некоторое время, опомнившись, попросил редактора «Собрания...» И. Евдокимова снять эту автобиографию. По воспоминаниям самого Евдокимова поэт говорил: «Ложь, ложь там все! Любил, целовал, пьянствовал... не то, не то, не то!»

 Это признание поэта можно отнести и к некоторым строчкам других его автобиографий...

Современный есениновед, доктор филологических наук, автор уникальной монографии «Сергей Есенин и русская духовная культура», О.Е. Воронова пишет о последнем периоде его творчества: «То, что в его стихах исчезла эстетика христианской образности, столь характерная для раннего этапа его творчества, и «богоборческая»  риторика революционных поэм, значило лишь, что сокровенная духовная жизнь Есенина была напряженной и мучительной».

 Очень точно выразилась Ольга Ефимовна, назвав духовную жизнь Сергея Александровича в последние годы напряженной и мучительной. Поэт относился к тому типу творческих людей, у которых,  по замечанию профессора Духовной академии М.М. Дунаева, «...в глубинах сердца вера, быть может, и укоренена безсознательно, но сознание предъявляет и свои права: сомневается, ищет, отвергает даже несомненное. Оно мучит, мучит и себя, и сердце своего обладателя и выплескивает собственную муку из себя в окружающий мир».

Напряженные, мучительные строки выплеснул в «окружающий мир» Есенин за два года до гибели:

Стыдно мне, что я в Бога верил,

Горько мне, что не верю теперь.

И мир принял это признание и понял, ведь противоречия духовной жизни Есенина отражали в то время противоречия всего русского народа, плоть от плоти которого он был.  Как писал современник Есенина, писатель-эмигрант Г. Иванов: «Есенин — типичный представитель своего народа и своего времени. За Есениным стоят миллионы таких же, как он, безымянных «Есениных» — его братья по духу «соучастники-жертвы» революции... судьба Есенина — их судьба, в его голосе звучат их голоса». Об этом же сказал и советский есениновед Ю. Л. Прокушев: «Противоречия во взглядах и творчестве Есенина являлись глубоким и серьезным отражением в его душе  действительных явлений жизни. Не надо сглаживать противоречия Есенина, не надо выпрямлять его жизненный путь. Этого нельзя делать даже при самых благих намерениях. Отнять у Есенина его противоречия, умолчать о некоторых произведениях, а другие, наоборот, выпятить — это значит обокрасть и себя, и Есенина».

 К сожалению, мы обкрадывали и обкрадываем себя до сих пор, выпячивая, как в поэзии, так и в самом поэте негативные, скандальные стороны и умалчивая о его православной лирике и личной вере в Бога. Даже сам Юрий Львович в исследовательских работах не сумел воплотить свою установку. Сергей Есенин выглядит у него человеком, который через ошибки и противоречия неуклонно стремился стать активным участником «коммунистического строительства».

В работах же современных есениноведов, таких как Н. Сидорина, В. Кузнецов, С. Куняев, поэт предстает  разочарованным в коммунистических идеалах и даже стремившимся покинуть советскую Россию из-за  преследований ОГПУ (Отдела главного политического управления).

Однако феномен Есенина состоит в том, что благодаря православному мировоззрению, которое тогда еще не было утеряно в русском народе, он соединял, по выражению Г. Иванова, «два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы нет ничего общего...».

 Это же отмечает и наш современник, доктор филологических наук А. И. Чагин, «...герой Есенина как бы возвышается над фактом раскола нации, с горечью осознавая его, но равно принимая в свое сердце оба берега рассеченного «русского сознания». В полной мере сказалась здесь позиция наследника единой, неразделимой национальной культуры, позиция ПОЭТА-ОБЪЕДИНИТЕЛЯ».

 В самом деле, в предреволюционное время его стихи читали и крестьяне и дворяне, Царица Александра Федоровна, Царевны и Великая Княгиня Елизавета Федоровна, а после революционного переворота большевистские вожди — Ленин, Троцкий, Свердлов, Дзержинский и, позднее, Сталин.

«На любви к Есенину, — писал Г. Иванов, — сходятся и шестнадцатилетняя комсомолка и пятидесятилетний белогвардеец» .

Да и сегодня Сергей Есенин объединяет расколотое по экономическому положению и политическим взглядам русское общество своим творчеством, поэзией, о которой сказал когда-то В. А. Жуковский, что она «Есть Бог в святых мечтах земли».

А для того, чтобы поэзия стала такой, Есенину необходимо было прежде всего самому сохранить и пронести через время воинствующего безбожия, через собственные ошибки и заблуждения святую православную веру, которую в конечном счете сохранилобольшинство нашего народа.

 В статье «Сергей Есенин и русская революция» священник Сергий Рыбаков пишет: «Русский народ во всех, выпавших на его долю испытаниях сохранил в себе образ Божий, свет иного бытия. И одним из тех, кто в поэтической форме запечатлел блики Божественного сияния над Россией, кто раскрыл истинную устремленность русской души к небесному, горнему миру, был и остается наш народный поэт Есенин».

«Душа грустит о небесах,//Она нездешних нив  жилица», эти есенинские строчки характеризуют духовный путь поэта, который вел его ко Христу, но никак не к Иуде.

Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы А.В. Гулин заметил: «Огромное движение, проделанное Есениным за его жизнь, главные итоги этого движения противоречат мысли о его самоубийстве. Одухотворенность поздней его поэзии способна убеждать: не участь висельника Иуды, а честная мученическая смерть во искупление грехов была уготована ему в конце».

 

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.