В Священном Писании словом «душа» иногда обозначается человеческая жизнь. Так, к примеру, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». (Мф.16:25). Также словом «душа» обозначают чувства, эмоции, переживания, благородные порывы сердца, проявления любви. Но что же такое — душа? Этими вопросами задаются и философы, и богословы, и простые люди. Весьма интересно и достаточно доступно говорит об этом известный старец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей книге «Размышления о бессмертной душе».
Архимандрит Иоанн около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX — начале XXI веков
Почему душа находится в теле
Прежде всего батюшка Иоанн говорит о том, что душа создана Господом при творении человека и приводит в пример слова из Книги Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою» (Быт.2:7).
Таким образом, отмечает старец Иоанн, душа человека «была создана вместе с его телом... И этот Дух, как сила, исшедшая от Бога стремится своим внутренним сокровенным чутьем сознавать свое происхождение от Бога и обязанность исполнять Его волю...». Это мнение отца Иоанна вполне согласуется с писаниями святых отцов. Так, например, преподобный Иоанн Дамаскин говорил: «Нужно понимать, что тело и душа человека созданы одновременно, вместе, — и в сие самое мгновение вдунут Богоподобный дух, так что человек сразу явился во всем своем величии и совершен по душе и телу».
При этом отец Иоанн задаётся вопросом — для чего же бессмертная душа, частичка Божия, была соединена с телом? Чтобы точнее ответить на этот вопрос, старец приводит слова святителя Григория Богослова: «Душа соединена с телом для того, чтобы, если мы вздумаем гордиться образом Божиим в нас, земное естество наше смирило бы нас, чтобы в борьбе и брани с телом мы постоянно обращали взоры к Богу ... чтобы мы знали, что мы в одно и то же время велики и ничтожны, перстны и небесны, смертны и бессмертны».
Есть ли душа у растений?
Светские люди не признают души в животных и уж тем более в растениях. Потому особо интересно, что в книге «Размышления о бессмертной душе» архимандрит Иоанн (Крестьянкин), согласуясь с мнением святых отцов, пишет, что созданные Богом животные, и растения также имеют душу. Но душа человеческая, по слову отца Иоанна имеет свойства особые, свойства, ставящие её в особое по отношению к душам животных и растений положение.
«В низшей своей части, — отмечает отец Иоанн, — она сходна с душой животных, но ее одуховленность возвышает ее над душой животных и растений. При создании души человеческой Бог творил ее по образу Духа, вложив в нее образы и законы добродетели: рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и другие добродетели».
Чем же ещё отличается душа человека от души растений и животных? Отец Иоанн приводит на эту тему замечательную подборку высказываний святых отцов. Приведём лишь некоторые из них.
Святитель Филарет, митрополит Московский:
«Душа человека — невидимая тонкая сила; существо духовное и бессмертное. Но образ Божий в человеческой душе проявляется не столько в этих двух ее качествах (духовности и бессмертии), но в ее силах и способностях. А именно: «уме, даре слова, свободе, памяти и разуме».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Душа — часть мира духовного. Бог отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение, чем мутнее — тем тусклее, так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души, отражение (Божие) прекращается, и душа остается в состоянии духовного мрака, в состоянии бесчувственности. Душа — это та часть естества нашего, которой мы познаем Бога, молимся Ему, обращаемся к Нему во всех наших жизненных обстоятельствах (молитва — это пища нашей души). Душа — это та разумная часть нашего естества, которой мы способны распознавать добро и зло, выбирать свой жизненный путь».
Душа — это частичка Бога в нас
На основе определений и высказываний святых отцов архимандрит Иоанн приходит к выводу, что: «Душа человека — это бессмертная, разумная, деятельная духовная сила, полученная человеком от Бога при творении, дающая возможность человеку, при воздействии на нее благодати Духа (Святаго) Божия, беспредельного развития и обожения. Это та часть естества нашего, которая позволяет нам сознательно идти путем, указанным Богом, борясь со всеми искушениями и ухищрениями духа злобы. Это та часть естества нашего, которая дает нам возможность не увлекаться земными соблазнами, а иметь единственную цель в жизни — стремление к познанию Бога и, насколько это доступно человеку, ощущать присутствие Божие уже во время нашей временной земной жизни. Душа — это источник, из которого проистекает активность человека в его действиях, в его целеустремленности (к добру или ко злу); это та связь, которая нашей человеческой природе сообщает возможность быть близкой к Богу, внушает желание стремиться к Богу. Душа — это частичка Бога в нас».
Странно, а Антоний Великий писал,что у растений нету души: «Против тех, кои дерзают говорить, что растения и травы имеют душу, написал я сию главу к сведению для простейших. Растения имеют жизнь физическую, но души не имеют. Человек называется разумным животным, потому что имеет ум и способен приобретать познания. Прочие же животные земные и воздушные, у которых есть голос, имеют дыхание и душу. Все растущее и умаляющееся можно назвать живым потому, что живет и растет, но нельзя сказать, чтобы все такое имело душу. Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены – каковы Ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание, каковы люди; иные имеют дыхание и душу – каковы животные; а иные имеют только жизнь – каковы растения. Жизнь в растениях держится и без души, и без дыхания, и без ума и бессмертия; но и прочее все без жизни быть не может. Всякая человеческая душа есть приснодвижна».
Рейтинг:
1
Подпишитесь на публикации!
Не пропустите интересное: новинки православной литературы, публикации, купон для выгодных покупок.
Свобода воли означает, что все свои решения человек принимает самостоятельно и осознанно и что Бог не запрограммировал человека исключительно на добро, не принуждает к нему. Человек должен сам захотеть единения
Из вопроса многодетной мамы порталу «Православие и мир»:
Двое младших не спят ночами, двое средних кричат и дерутся, у меня на себя нет ни минуты времени, уже три недели не причащались, две недели в храме не были. Как мо
Вот как характеризует обиду архиепископ Иоанн Шаховской: «Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают
Психологи советуют избегать строить семьи с таким человеком — трудно будет построить гармоничную любящую семью с мужем, главным качеством которого специалисты называют инфантильность и отсутствие самостоятельности.
02.06.2025, 14:58
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.