5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой рассказывается о жизненном пути владыки Симона, о его духовных размышлениях и советах. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них, которые были сказаны в назидание рязанской пастве.
Поделиться статьей с друзьями:
О предназначении человека
«Предназначение человека — жить в общении с Богом. Духовная область обитания человека — Богоподобие.
Если для рыбы, например, областью обитания определена вода, то в воде она чувствует себя, как дома. Но стоит только вытащить рыбку из воды, она сразу ощутит неуют, будет метаться, биться, мучиться и, наконец, погибнет. Вот так и человек.
Стоит ему выйти по своей греховности из среды Богоподобия, лишиться общения с Богом, он тут же почувствует неуют, дисгармонию.
Он суетится, бьётся, мучится, и что бы не делал, ничего у него не получается.
И говорят о таком человеке, что он бьётся, как рыба об лёд...
Почему так получается? Да потому, что полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом, в постоянном общении с ним. Удаление от Бога служит источником духовных бедствий».
О необходимости соблюдения церковных правил
«Вся наша жизнь, в сущности, есть соблюдение каких-то правил, ограничивающих наши действия. К примеру, когда мы переходим улицу, то смотрим на светофор — можно ли переходить? Если мы не соблюдём правила перехода улицы, то рискуем попасть под машину, стать калекой, а то и погибнуть под колёсами автомобиля.
Так и в церковной жизни — если мы будем соблюдать правила, то будем находиться в духовной безопасности, если не будем, то рискуем подвергнуться нападению злых духов».
О личной молитве
«Молитву называют дыханием души. Как воздух необходим для жизни так, так и молитва необходима для жизни души...
Не через молитву ли отверзаются в нас источники слёз, которыми омываем грехи свои?
Не через молитву ли получаем радость и утешение среди злостраданий мира сего, среди невзгод и несчастий?
Итак, христианин, если хочешь иметь у себя это бесценное сокровище молитву, нужно учить себя молиться, как учат ходить малое дитя, когда оно только начинает делать первые шаги. А наипаче нужно просить Господа, чтобы он Сам даровал нам молитву и научил нас молиться...
О необходимости молитвы в храме
«Домашнюю молитву не только можно, но и нужно возносить. Но знай, христианин, никогда и ничто не заменит тебе церковную службу. Ты можешь пить дома воду стаканом, но для этого надо сначала сходить с ведром на колодец. Чтобы молиться дома молитвой чистой и благодатной, необходимо прежде сходить в храм святой и наполнить сосуд своего сердца струями благодати Христовой, а потом возгревать её в своей келейной молитве.
Христианское богослужение есть источник духовной жизни для верующих. В храме совершаются святые таинства, в которых подаётся Божественная благодать, — без неё невозможно человеку не только спастись, но даже и начать спасение.
Только находясь в постоянном духовном общении с церковью и нравственно совершенствуясь при помощи Божественной благодати, христианин может постепенно ослабить в себе силу всякой нравственной нечистоты. В этой борьбе со злом ему окажут помощь молитвы других членов церкви за него...
Особенно же сильна молитва в храме, где слабость и недостаточность молитвы одного члена восполнятся крепостью и совершенством молитвы всей Церкви».
Об искушении
«По учению святой Церкви, искушения человеку могут приходить с трёх сторон: от мира, от плоти и от диавола. Мир с его прелестями, плоть со своими страстями и похотями и козни диавольские — вот три стрелы, которые должен отражать человек всю свою жизнь, «облекаясь в броню правды». Особенно это относится к христианину, человеку, который должен угодить Господу, чтобы наследовать Царство Небесное. «Чадо, — говорит премудрый сын Сирахов, — аще приступаеши работать Господеви, уготови душу твою во искушение» (Сир. 2,1).
О грехах
Быть может, иной и порадовался бы тому, если бы что-то из совершённого им или его помыслов навсегда скрылось и никогда не помянулось, иной, быть может, и смотреть бы не захотел на многое из того, что было его жизни. Но Священное Писание говорить нам, что ничто не исчезнет бесследно, ни мысль, ни слово, ни желание, ни дело — всё цело. Всё сохраняется, всё блюдётся на день оный, когда объявятся советы сердечные.
О покаянии
«Счастлив человек, чья душа чиста и совесть спокойна. Но что делать нам. Если жизнь прожили нерадиво? Что делать с тем худом, которое уже допущено?...
Есть единственное средство для очищения души — принести покаяние...
Мы грешны, но в покаянии наша неправда изгладится правдою Божиею. Мы немощны, но в покаянии наша немощь восполниться Силою Божией. В покаянии тьма наша греховная просветится Светом Божиим, и возгреется вера в Господа...
Покаяние — значит исправление. Покаялся — значит исправился. Господь, „не хотяяй смерти грешника“, ждёт от нас исправления».
О смирении
«Смирение вполне совместимо с твёрдой волей, с живой мыслю и кипучим сердцем, и при всём этом — постоянное признание своего несовершенства....
Смирение возвышает личность, сообщая ей внушительность и силу...
Если гордость почти всегда связана с неудовлетворённой озлобленностью, только портит и разрывает отношения, то смирение, наоборот, дышит добротой и самую злобу побеждает. Оно сближает и роднит людей, завоёвывает невольное уважение к себе и укрепляет симпатию. Смиренная душа всегда светла, и через это и привлекательна для других».
О скорби
«Кто из нас не знает, как трудно соблюсти в чистоте свою душу среди окружающих нас соблазнов? Сколько преткновений встречает человек на дроге жизни? Сколько раз падали в прожитое нами время? Сколько раз сходили мы с пути спасения? О если б Господь не напоминал об этом скорбями, то как далеко удалились бы мы от него! В какую бездну греха впали бы! Господь же не хочет нашей погибели и посылает для вразумления различные скорби».
О радости
Праведные и в ликовании, как и в скорби, не забывают Господа. В скорби они молятся и просят, в радости благодарят и славословят Господа....
В жизни своей мы все испытываем и многоразличные скорби, и многоразличные радости. Но не все одинаково умеем переносить эти скорби, и тем более не все одинаково умеем радоваться...
Праведный и в скорби находит минуты утешения, радуется мо всеми радующимися, плачет с плачущими, молится за досаждающих.
О раздражительности
Повседневная жизнь показывает, что человек, увлечённый страстями, везде находит поды к оскорблению других людей, которые его окружают, мало того, он ухищряется сердиться даже на неодушевлённые предметы, на вещи с которыми он обращается...
Ему хотелось бы, чтобы и люди, и вещи мгновенно передвигались бы и изменялись сообразно с его капризами и страстями....
Мир с людьми требует, как необходимого условия, чтобы человек был в мире с самим собой. Внутренний духовный мир достигается самообладанием, торжеством над своими страстями, послушанием голосу своей совести, особенно же деятельной преданностью воле Божией.
О миролюбии
Будем помнить, что мир наш с ближними дороже наших жертв. «Милости хочу, говорит Господь, — а не жертвы» (Мф. 9, 13).
Мир есть величайшее благо, которое завещал Господь ученикам своим: «Мир оставляю вам, Мир мой даю вам» (Ин. 14, 27). Вот идеал человека мирного, то есть к чему мы должны стремиться: бранят — не оскорбляться; хвалят — не превозноситься; получив благо — не увлекаться; в беде не малодушествовать.
Для этого нужно приобрести добродетель смирения, никого не осуждать, никому не досаждать, как говорил преподобный Амвросий Оптинский — и всем моё почтение.
О доверии
Как мало в нас доверия друг к другу — этого верного признака истинной любви. В самом деле кому из людей открыта наша душа? К тому лишь, кто нам доверяет.
А как мало мы заботимся о том, чтобы не оскорблять, а оберегать честь человека, человека, который от Бога малым чим умален от ангелов, человека, которого Сам Бог славой и честью венчал.
О чистоте сердечной
Человек, имеющий чистое сердце, всегда исполнен любовью к Богу и людям, потому что всегда видит Бога, а в людях видит ангелов. Бережно относится он к другому, потому что видит святыню в нём, видит то, что тот и сам не знает за собой. Любуется и не может нарадоваться святыней всякого.
О надежде
Надежда ни милость Божию пусть никогда не покидает нас, потому что без надежды нельзя жить на земле. По слову святого апостола Павла, надежда вместе с верою и любовью составляют три главных свойства души, три главных её добродетели.
О любви
На любви как на основании утверждается, семья, общество и жизнь всего человечества. Только любовь порождает всё прекрасное: великодушие, мужество, честность, дружбу, долготерпение.
Любовь как Божественный дар возрождает человека из жизни греховной в жизнь святую. Она делает злого человека — добрым, жадного — милостивым, врага — другом.
Всё наше земное благополучие зависит от меры возрастания в нас благодатного дара любви.
Любовь является основой нравственной и религиозной жизни. Она усыновляет нас Богу (1 Ин. 3,1) и даёт нам жизнь вечную.
Из книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)»