Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой рассказывается о жизненном пути владыки Симона, о его духовных размышлениях и советах. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них, которые были сказаны в назидание рязанской пастве.

Поделиться статьей с друзьями:

 

О предназначении человека

«Предназначение человека — жить в общении с Богом. Духовная область обитания человека — Богоподобие.

Если для рыбы, например, областью обитания определена вода, то в воде она чувствует себя, как дома. Но стоит только вытащить рыбку из воды, она сразу ощутит неуют, будет метаться, биться, мучиться и, наконец, погибнет. Вот так и человек.

Стоит ему выйти по своей греховности из среды Богоподобия, лишиться общения с Богом, он тут же почувствует неуют, дисгармонию.

Он суетится, бьётся, мучится, и что бы не делал, ничего у него не получается.

И говорят о таком человеке, что он бьётся, как рыба об лёд...

Почему так получается? Да потому, что полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом, в постоянном общении с ним. Удаление от Бога служит источником духовных бедствий».

О необходимости соблюдения церковных правил

«Вся наша жизнь, в сущности, есть соблюдение каких-то правил, ограничивающих наши действия. К примеру, когда мы переходим улицу, то смотрим на светофор — можно ли переходить? Если мы не соблюдём правила перехода улицы, то рискуем попасть под машину, стать калекой, а то и погибнуть под колёсами автомобиля.

Так и в церковной жизни — если мы будем соблюдать правила, то будем находиться в духовной безопасности, если не будем, то рискуем подвергнуться нападению злых духов».

О личной молитве

«Молитву называют дыханием души. Как воздух необходим для жизни так, так и молитва необходима для жизни души...

Не через молитву ли отверзаются в нас источники слёз, которыми омываем грехи свои?

Не через молитву ли получаем радость и утешение среди злостраданий мира сего, среди невзгод и несчастий?

Итак, христианин, если хочешь иметь у себя это бесценное сокровище молитву, нужно учить себя молиться, как учат ходить малое дитя, когда оно только начинает делать первые шаги. А наипаче нужно просить Господа, чтобы он Сам даровал нам молитву и научил нас молиться...

О необходимости молитвы в храме

«Домашнюю молитву не только можно, но и нужно возносить. Но знай, христианин, никогда и ничто не заменит тебе церковную службу. Ты можешь пить дома воду стаканом, но для этого надо сначала сходить с ведром на колодец. Чтобы молиться дома молитвой чистой и благодатной, необходимо прежде сходить в храм святой и наполнить сосуд своего сердца струями благодати Христовой, а потом возгревать её в своей келейной молитве.

Христианское богослужение есть источник духовной жизни для верующих. В храме совершаются святые таинства, в которых подаётся Божественная благодать, — без неё невозможно человеку не только спастись, но даже и начать спасение.

Только находясь в постоянном духовном общении с церковью и нравственно совершенствуясь при помощи Божественной благодати, христианин может постепенно ослабить в себе силу всякой нравственной нечистоты. В этой борьбе со злом ему окажут помощь молитвы других членов церкви за него...

Особенно же сильна молитва в храме, где слабость и недостаточность молитвы одного члена восполнятся крепостью и совершенством молитвы всей Церкви».

Об искушении

«По учению святой Церкви, искушения человеку могут приходить с трёх сторон: от мира, от плоти и от диавола. Мир с его прелестями, плоть со своими страстями и похотями и козни диавольские — вот три стрелы, которые должен отражать человек всю свою жизнь, «облекаясь в броню правды». Особенно это относится к христианину, человеку, который должен угодить Господу, чтобы наследовать Царство Небесное. «Чадо, — говорит премудрый сын Сирахов, — аще приступаеши работать Господеви, уготови душу твою во искушение» (Сир. 2,1).

О грехах

Быть может, иной и порадовался бы тому, если бы что-то из совершённого им или его помыслов навсегда скрылось и никогда не помянулось, иной, быть может, и смотреть бы не захотел на многое из того, что было его жизни. Но Священное Писание говорить нам, что ничто не исчезнет бесследно, ни мысль, ни слово, ни желание, ни дело — всё цело. Всё сохраняется, всё блюдётся на день оный, когда объявятся советы сердечные.

О покаянии

«Счастлив человек, чья душа чиста и совесть спокойна. Но что делать нам. Если жизнь прожили нерадиво? Что делать с тем худом, которое уже допущено?...

Есть единственное средство для очищения души — принести покаяние...

Мы грешны, но в покаянии наша неправда изгладится правдою Божиею. Мы немощны, но в покаянии наша немощь восполниться Силою Божией. В покаянии тьма наша греховная просветится Светом Божиим, и возгреется вера в Господа...

Покаяние — значит исправление. Покаялся — значит исправился. Господь, „не хотяяй смерти грешника“, ждёт от нас исправления».

О смирении

«Смирение вполне совместимо с твёрдой волей, с живой мыслю и кипучим сердцем, и при всём этом — постоянное признание своего несовершенства....

Смирение возвышает личность, сообщая ей внушительность и силу...

Если гордость почти всегда связана с неудовлетворённой озлобленностью, только портит и разрывает отношения, то смирение, наоборот, дышит добротой и самую злобу побеждает. Оно сближает и роднит людей, завоёвывает невольное уважение к себе и укрепляет симпатию. Смиренная душа всегда светла, и через это и привлекательна для других».

О скорби

«Кто из нас не знает, как трудно соблюсти в чистоте свою душу среди окружающих нас соблазнов? Сколько преткновений встречает человек на дроге жизни? Сколько раз падали в прожитое нами время? Сколько раз сходили мы с пути спасения? О если б Господь не напоминал об этом скорбями, то как далеко удалились бы мы от него! В какую бездну греха впали бы! Господь же не хочет нашей погибели и посылает для вразумления различные скорби».

О радости

Праведные и в ликовании, как и в скорби, не забывают Господа. В скорби они молятся и просят, в радости благодарят и славословят Господа....

В жизни своей мы все испытываем и многоразличные скорби, и многоразличные радости. Но не все одинаково умеем переносить эти скорби, и тем более не все одинаково умеем радоваться...

Праведный и в скорби находит минуты утешения, радуется мо всеми радующимися, плачет с плачущими, молится за досаждающих.

О раздражительности

Повседневная жизнь показывает, что человек, увлечённый страстями, везде находит поды к оскорблению других людей, которые его окружают, мало того, он ухищряется сердиться даже на неодушевлённые предметы, на вещи с которыми он обращается...

Ему хотелось бы, чтобы и люди, и вещи мгновенно передвигались бы и изменялись сообразно с его капризами и страстями....

Мир с людьми требует, как необходимого условия, чтобы человек был в мире с самим собой. Внутренний духовный мир достигается самообладанием, торжеством над своими страстями, послушанием голосу своей совести, особенно же деятельной преданностью воле Божией.

О миролюбии

Будем помнить, что мир наш с ближними дороже наших жертв. «Милости хочу, говорит Господь, — а не жертвы» (Мф. 9, 13).

Мир есть величайшее благо, которое завещал Господь ученикам своим: «Мир оставляю вам, Мир мой даю вам» (Ин. 14, 27). Вот идеал человека мирного, то есть к чему мы должны стремиться: бранят — не оскорбляться; хвалят — не превозноситься; получив благо — не увлекаться; в беде не малодушествовать.

Для этого нужно приобрести добродетель смирения, никого не осуждать, никому не досаждать, как говорил преподобный Амвросий Оптинский — и всем моё почтение.

О доверии

Как мало в нас доверия друг к другу — этого верного признака истинной любви. В самом деле кому из людей открыта наша душа? К тому лишь, кто нам доверяет.

А как мало мы заботимся о том, чтобы не оскорблять, а оберегать честь человека, человека, который от Бога малым чим умален от ангелов, человека, которого Сам Бог славой и честью венчал.

О чистоте сердечной

Человек, имеющий чистое сердце, всегда исполнен любовью к Богу и людям, потому что всегда видит Бога, а в людях видит ангелов. Бережно относится он к другому, потому что видит святыню в нём, видит то, что тот и сам не знает за собой. Любуется и не может нарадоваться святыней всякого.

О надежде

Надежда ни милость Божию пусть никогда не покидает нас, потому что без надежды нельзя жить на земле. По слову святого апостола Павла, надежда вместе с верою и любовью составляют три главных свойства души, три главных её добродетели.

О любви

На любви как на основании утверждается, семья, общество и жизнь всего человечества. Только любовь порождает всё прекрасное: великодушие, мужество, честность, дружбу, долготерпение.

Любовь как Божественный дар возрождает человека из жизни греховной в жизнь святую. Она делает злого человека — добрым, жадного — милостивым, врага — другом.

Всё наше земное благополучие зависит от меры возрастания в нас благодатного дара любви.

Любовь является основой нравственной и религиозной жизни. Она усыновляет нас Богу (1 Ин. 3,1) и даёт нам жизнь вечную.

Из книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)»

 
Комментарии
Марина Гончаренко: Моя задача - предупредить. Интервью с автором антиутопии «Остров бессовестных»
17 мая 2018 в 12:03

— Марина Васильевна, скажите, что побудило вас написать такую, я бы сказал, странную для писателя-реалиста повесть? Тему повести «Остров бессовестных» мне навеял сон о племени дикарей, которые каким-то об

Смириться или проявить волю? Как найти золотую середину в духовном смирении
28 апреля 2018 в 17:18

«Смиряйся, тебе полезно!». Так обычно говорят, когда с человеком произошло неприятное событие. В одних случаях смирение пойдет на пользу душе, в других — может навредить или ввести человека в прелесть. Попробуем разобратьс

Как бороться с грехами, если их нет?
26 апреля 2018 в 15:03

Существует довольно большая категория людей, которые считают, что у них нет серьезных грехов. Они не воруют, не блудят, не пьянствуют, не курят, не гневаются, никого не обижают. Что это за люди и прав

Митрополит Павел (Пономарев) о браках и разводах
19 апреля 2018 в 16:17

Митрополит Павел (Пономарёв) — бывший управляющий Рязанской епархией, а ныне экзарх Белорусской Православной Церкви. В книге «Беседы с владыкой Павлом» содержатся высказывания относительно

Паломничество Ланселота. Обзор романа-антиутопии Юлии Вознесенской
17 апреля 2018 в 15:34

Роман «Паломничество Ланселота» переносит нас в будущее, в те времена, когда миром будет править антихрист. Поделиться статьей с друзьями:   Жизнь в виртуальном мире В начале произведения

Сколько бы много грехов у нас ни было, у Бога милосердия более. Наставления старца Кирилла (Павлова) из книги «Помним»
11 апреля 2018 в 15:06

В интернет-магазине «Зерна» появилась книжная новинка «Помним. Жизнь и наставления архимандрита Кирилла (Павлова)». В книге описываются встречи и беседы с одним из наиболее почитаемых старцев

Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
05 апреля 2018 в 14:45

Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себ

Встречаем Пасху 2018. Выбираем подарки и пасхальную утварь
30 марта 2018 в 14:05

Доброго дня. На этой странице вы найдете все необходимые для встречи Пасхи товары. Пасочница, подставка под кулич, подарки родным, книги, свечи, сувениры. Мы постарались подобрать полезные и недорогие товары, которые пользуются популярность

Как рязанцы спасли Москву от позора
28 марта 2018 в 16:27

Театр начинается с вешалки, Рязань с Кремля, а Кремль с Успенской колокольни. Но это сегодня. А когда-то город Переяславль-Рязанский начинался с дубовых ворот, над которыми высились сторожевые башни.

Ошибки в духовной жизни. О книге Марины Захарчук «В радость или в тягость?»
23 марта 2018 в 15:40

Размышлениями о духовной жизни в старые времена занимались только богословы. Потом на эту тему печатно стали высказываться архиереи и священники. К сегодняшнему времени каждый писатель или публицист может размышлять