Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Зачем Господь допускает войны?

29.01.2018, 16:36

«Отчего не сделает Всемогущий Господь, чтобы в мире не было войн?» «Зачем Он допускает убийства»?

Такими вот вопросами люди задаются не первый век. Сегодня, в мире, как и всегда идут войны, происходит взаимное физическое истребление человека человеком. Потому эти вопросы остаются актуальными и жизненно важными.

Поделиться статьей с друзьями:

 

Библия о войнах

Согласно Библии и православному мировоззрению Господь не допускает ни войны, ни терроризма, ни убийств. В Священном Писании говорится, что не Господь, а падший ангел, сатана, натравливает людей друг на друга и сеет всяческие раздоры. Именно он, вселяясь в людей и делая их нечестивыми разжигает пламя вражды. Вот что говорится о таковых в Священном Писании «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис. 57:21). «Пути мира они не знают» (Ис.59:8).

Еще в Раю Бог говорил сатане, который поддался его соблазну: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3). Таким образом после грехопадения прародителей и как его следствие в мир вошла вражда. Она началась уже с семьи Евы и Адама. Их сын Каин по наущению сатаны убил брата Авеля и стал враждовать с Богом, отказываясь принести покаяние. Именно вражда с Богом, нежелание каяться за грехи и породило у людей вражду между собой. Господь учит, чтобы люди не завидовали друг другу, не имели зла друг на друга, не поднимали рук своих друг на друга. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27) — говорил Иисус Христос.


Изгнание Адама и Евы из Рая

С появления сатаны и грехопадения Адама и Евы в мире стали действовать лишь две силы — это сила любви, добра, дружбы и сила, которая называется насилием, враждой и злостью. Бог призывает к любви, а сатана к вражде. Но коль Бог не пользуется насилием, то мы, люди свободны. Мы свободны в своем выборе — стать на сторону Бога или же служить сатане. Так вот, люди, служащие сатане и устраивают войны. Именно о них сказал Христос: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44). Хотя, когда-то согласно Библии, человечество преобразится и войн не станет. Тогда народы «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4.).

Святые отцы о войнах

Конечно война — это несомненное зло. Но ведь они бывают как наступательные, так и оборонительные. А оборонительные войны можно считать справедливые и несправедливыми. Преподобный Исидор Пелусиот писал: «Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное».


Святитель Филарет (Дроздов) — один из самых почитаемых Отцов Церкви XIX века

А бывают еще и вынужденные войны о которых святитель Филарет говорил: «Война — страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война — священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости — в защиту правды, веры, отечества».

Святитель Николай Сербский указывал даже на пользу военных действий. По его словам, «Одни на войне губят тело, а иные — душу. Первые потеряли меньше. А некоторые душу свою обрели, и они истинные победители. Были и такие, кто ушли на войну как волки, а вернулись как агнцы. Я знаю много таких. Это те, кто, благодаря какому-то чудесному случаю ощутил, что невидимый Господь ступает рядом с ними».

Святитель Феофан Затворник, относясь с критикой учению о несоприотивлении злу насилием говорил: «На воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?».


Иринарх Затворник благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы. Худ. Сапожников. Нач. XIX в.

В ответ на то, почему же христиане в войнах участвуют, если Иисус Христос учил любить даже врагов своих равноапостольный Кирилл сказал: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). «Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам».

«Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших» — так кратко и убедительно высказался святитель Филарет об Отечества и о Христовой заповеди о любви к врагам. Также и святитель Димитрий Ростовский, разъясняя заповедь о любви к врагам, писал: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры... Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви».

Как христианин должен относиться к воинской службе

«Убивать вообще преступно, но убивать своего врага на войне законно и похвально. Не думайте, что христианин с оружием в руках не может угодить Богу. Он доблестью своей защищает родину от варваров и тем охраняет слабых в тылу» — писал святитель Афанасий Великий. Следуя этому, а также учению других святых отцов появились великие христианские воины. Многие из них стали святыми, как, например, преподобный Илья Муромец, святой воин Иоанн Русский, Монахи Ослябя и Пересвет, святые князья-воины — Александр Невский, Дмитрий Донской, адмирал Ушаков и др. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» — говорится в Евангелии (Ин. 15).

Святые отцы учат, что даже на войне необходимо оставаться христианами. К врагам проявлять христианское благородство, раненых ни в коем случае не добивать, щадить тех, кто просит пощады. Выбор, как вести себя на войне, впрочем, как и в каждом важном жизненном поступке остается за каждым отдельным человеком. А святые отцы учат, что самое главное, когда сердце человека принадлежало Господу, и тогда, водимое Его любовью и получая помощь от Бога, человек найдет правильное решение.

Василий Стенин

Смотрите также:

Святой благоверный князь Александр Невский

Рассказы о войне

История и политика

Написать комментарий
Комментарии
ваыыв 18.03.2022
Затем что верующие первые, и всегда, и сегодня кто поддерживает Войны и призывает Самые первые и самые громкие
Рейтинг: 2
Владимир 24.03.2022
Неправда, верующие люди в основном против войны, и молятся за их окончание..
Рейтинг: 10
Алена 25.03.2022
Верующие люди, не призывают к войне, они призывают к миру. И молятся о вразумление
Рейтинг: 7
Семен 28.05.2022
Когда Иисус Христос был на земле, он учил людей вместо ненависти исполняться бескорыстной любовью. Он сказал: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Евангелие от Иоанна 15:12). Он также говорил: «Блаженны миротворцы, » (Евангелие от Матфея 5:9). В Библии под «миротворцами» подразумеваются те, кто не только ведет себя мирно, но и устанавливает мир, активно содействуя доброжелательным отношениям.
Трудно даже себе представить, чтобы ученики Иисуса Христа служили в воюющих между собой армиях, убивая друг друга. Такое выходило бы за рамки христианских принципов. Ведь те, кто исполняет волю Бога — того Бога, о котором говорится в Библии,— не станут причинять вреда никому, даже своим врагам (Евангелие от Матфея 5:43—45).
Очевидно, что Бог сегодня не благословляет войны. Будучи миролюбивыми людьми, истинные христиане стремятся к миру.

Рейтинг: 9
Олег 03.07.2022
Автор ! Вопрос задан почему бог допускает войны , а вы постепенно уходите от вопроса и начинаете приводить примеры что говорили святые отцы , как христианин должен относится к войне
Рейтинг: 4
Иван 05.09.2022
Как известно, если убить убийцу количество убийц не изменится. А так же возлюби ближнего как самого себя и возлюби те врагов ваших, не потому ли что это один и тот же человек. Убьёшь другого убьёшь себя, и не о каком спасении уже в Библии нет речи. У признанных святыми и праведниками тоже есть свое мнение, а одураченые убивают друг друга зато что им не принадлежит.
Рейтинг: 2
ИЛЬЯ 01.01.2023
Начали за здравие ,а кончили за упокой ...Бог осуждает любое насилие ибо в заповеди его без всяких двойных толкований сказано -НЕ УБИВАЙ ...А ваши ***святые***в угоду власти ,под пятой которой находилась ,так называемая церковь ...Они имеют дерзость толковать заповеди БОЖИИ.... Какие же они ***святые***если извращают откровение самого Бога ...Дескать так то нельзя ,но если очень хочется ,то можно ...Вы не есть истина ,а Церковь ли вы ...с таким странным учением ,адаптированным к этому безумному и жестокому миру ...Кто вы ...Кому молитесь ...Кого чтите ///***
Рейтинг: 3
Андрей 17.02.2023
Итак: Почему священник извергается из сана взяв в руки оружие?Священник образ Иисуса Христа! Вот Иисус взял в руку верёвку...Но ведь и он сказал- убери меч!Значит подражая Христу полностью подставь шею свою,убери меч..Христос " за други своя никого не убил...Хотя младенцев за него убили...Значит убийство ради спасения жизни другого это скорее необходимость для человека А для Бога убитый невинны й попадет в Рай.Вот и всё
Рейтинг: 1
Константин 16.03.2023
Если бы церковные служители выступили с каждой стороны против войны и тд. А также муфтии. И не имели влияния государств . То война отошла бы на второй план.
Рейтинг: 2
Ника 19.04.2023
Кому нужна война? Сильным мира сего Рядовым гражданам она не нужна.
Рейтинг: 3
Наталия 12.12.2023
Если страна защищает свое Отечество, то это дело хорошее. Главное не быть в Духе ненависти и гордости, а всегда с молитвой на устах и верой в сердце. А священник помогает сохранить солдату образ Божий. Не мстить, не унывать, не пить и тд.
Важный вопрос это отношение к убийству. Если умрёшь нераскаянным, это нехорошо. Вообще, иметь на руках кровь это нехорошо. Но если молиться, то с Богом возможно брать в плен, ранить не на смерть и вовремя эвакуировать даже и противника раненого.
Рейтинг: 2
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.