Каждый год издаются сотни тысяч новых книг. Время неудержимо мчится вперёд: новое становится старым, старое — старинным, старинное же, каким бы блистательным и ярким оно прежде ни было, увы, гаснет в потоке времени и забывается...
Множество прекрасных книг прошлого предано незаслуженному забвению, и теперь их трудно найти. Проект «Забытая русская проза» создан для того, чтобы вернуть эти книги читателю.
Великая русская литература это не только Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов и другие известные всем со школы классики. До революции в России была удивительная по своему многообразию и творческой силе литературная жизнь, но сегодня большая часть этого богатейшего литературного наследия лишена достойного читательского внимания, — многое неизвестно, а нередко и недоступно современному читателю, многое было забыто, многое, попав в идеологические жернова советского времени, просто было вытравлено из литературного достояния, многие выдающиеся имена и замечательные произведения ныне находятся в тени и ждут своего читателя.
И если нынешний читатель, наконец, обратит на эту забытую русскую прозу, своё внимание, то очень удивится: столько всего нового, интересного и полезного ему вдруг откроется!
Разве не интересно, например, ознакомиться с творчеством родных братьев тех же Достоевского и Чехова — Михаила Достоевского и Александра Чехова? Оба не достигли и малой доли славы своих гениальных братьев и теперь совсем позабыты, но при этом они весьма оригинальны, как авторы, и творчество их крайне любопытно.
Или разве не полезно, хотя бы в качестве саморазвития, прочесть два грандиозных бестселлера, не имевших себе равных весь XIX век, самые читаемые и самые любимые в простом народе книги до революции: «Милорда» Матвея Комарова и «Магометанку» Н. И. Зряхова? И то, и другое, и в дореволюционном шрифте, до недавнего времени трудно было найти даже в интернете, а теперь они — в современной русской орфографии. «Для пользы людей», — как говорили о своём творчестве сами авторы этих произведений.
Разве не совершенно новым будет для читателя последний опубликованный роман Лидии Чарской, считавшийся среди почитателей знаменитой писательницы утраченным? Её роман «Кошмар» и раньше не успел получить должного внимания: публиковали его по частям в журнале «Родина» в нескольких номерах до и после Февральской революции. По этим самым частям, действительно — по крупицам, его текст в проекте «Забытая русская проза» и собирали, чтобы теперь каждый имел возможность его прочесть.
На данный момент в проекте «Забытая русская проза» опубликовано или готовится к публикации несколько десятков таких книг. Среди них:
— повесть «Отец Иван и отец Стефан» Раисы Радонежской, писательницы 70—80—х годов XIX века, молодой сельской учительницы, которая весь полученный ею от этой книги гонорар потратила на ремонт своей школы, а её — как раз за книгу — выгнали из школы и довели до трагедии;
— сборник произведений ученика А. Н. Островского, забытого классика, почётного академика русской словесности А. А. Потехина «Старый покровский дьякон»;
— «Грех попутал» — сборник рассказов Г. И. Недетовского, ярчайшего писателя второй половины XIX века, публиковавшегося под псевдонимом О. Забытый и писавшего о православном духовенстве того времени;
— сборник рассказов «В метель и вьюгу» П. В. Засодимского — писателя, рассказы которого читал и высоко оценивал сам Л. Н. Толстой;
— «Сеть мирская» — книга рассказов загадочного гения русского литературы Фёдора Крюкова, которого ряд исследователей считает автором т. н. прототекста «Тихого Дона», якобы использованного позже М. А. Шолоховым;
— «Крест» — рассказы Ивана Шмелёва, сильные и точно живые картины о русском апокалипсисе в послереволюционном Крыму, где жил писатель в 1918–20 гг. и всё видел собственными глазами;
— «Юродивый» — рассказы православного священника Валентина Свенцицкого, им написанные до принятия сана в 1917 году;
— «Папаша крёстный» — тонкие и ироничные рассказы С. Миловского-Елеонского, кроткого обличителя, служившего смотрителем духовного училища и из-за страха перед начальством всю жизнь прятавшего свою литературную деятельность за псевдонимом;
— «Авва» — сборник малоизвестного творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка, великого, но незаметного писателя, многие выдающиеся произведения которого забыты, неизвестны современному читателю;
— Книга «Святочные вечера» знаменитого беллетриста Г. П. Данилевского, автора популярнейших исторических романов во второй половине XIX века, но теперь забытого настолько, что его путают с другим Данилевским — написавшим «Россию и Европу».
А ещё сборник рассказов «Захолустье» Александры Бостром, матери писателя А. Н. Толстого, повесть «Мот» Ивана Штевена, писателя времён Николая I, раньше Герберта Уэллса придумавшего человека-невидимку, упомянутые ранее «Повесть о приключениях английского милорда Георга» Матвея Комарова и «Битва русских с кабардинцами» (иначе «Магометанка») Николая Зряхова, роман «Кошмар» Лидии Чарской, «Осенние вечера» П. П. Ершова, неизвестная проза автора легендарного «Конька-Горбунка», сборник рассказов «Христиане» Леонида Андреева, самого модного и читаемого писателя начала XX века, и многое другое.
Многие из этих книг не переиздавались после революции, некоторые можно было найти только в виде текстов в интернете, зачастую в дореволюционном шрифте, другие и вовсе находились вне общедоступного поля — в архивах библиотек, в отсканированных и оцифрованных дореволюционных изданиях, а иные были полностью недоступны и вышли в свет впервые за долгое время.
Проект «Забытая русская проза» очень зависит от Вашей поддержки. Поддержите проект: читайте эти книги, они достойны Вашего внимания. Это наша история, наше — по праву — литературное достояние, память нашего народа. Книги, а забытые — в особенности, любят, чтобы их читали.
Сергей Корнев,
редактор проекта