«Всякому, просящему у тебя, давай...» (Лука 6: 30).
«Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут» (Матфея 5:7).
«...Как водою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостынею и делами правды утушается пламя грехов...» (Киприан Карфагенский).
«Блажен, кто многим делает добро, он на Суде найдет многих защитников» (преподобный Нил Синайский).
К милости призывают многие святые. Однако, всем ли можно ее подавать? Не будет ли такая благотворительность бо́льшим злом? Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: «Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом». Давайте прислушаемся к совету — с верою поразмышляем и узнаем суждения святых.
Поделиться статьей с друзьями:
В святоотеческом учении есть две параллельные точки зрения. Одни святые считают, что нужно буквально понимать слова Христа и подавать любому просящему. Так считал Иоанн Златоуст, который писал:
«...Если мы станем исследовать образ жизни (нуждающихся), то не окажем милости ни одному человеку, но из-за такой неуместной пытливости останемся бесплодными, никому не подадим помощи, и будем трудиться без всякой пользы и напрасно. Поэтому прошу вас, оставив эту неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего суда) великой милости и снисхождения от Бога».
Позицию святителя разделял и святой Иоанн Кронштадтский:
«Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40).
Святитель Иоанн Милостивый:
«Если вы действительно рабы Христовы, то подавайте так, как Христос повелел, не взирая на лица и не расспрашивая о жизни тех, кому даете...»
Ряд святых отцов придерживались мнения, что милостыня должна соседствовать с рассудительностью и благоразумностью. Святитель Василий Великий писал:
«Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу... а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою».
Об осмотрительности призывает и древний христианский письменный памятник — Учение Апостолов (Дидах):
«Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь».
Логика понятна: мы же не дадим алкоголику водку или наркоману наркотик? Однако, если милостыня (деньги, в частности) будет направлена нуждающимся во вред себе, будет ли в этом вина подающего? К примеру, если на деньги он купит тот же самый алкоголь или наркотики и умрет от них? Однозначно по этому поводу пишет святитель Иоанн Златоуст: «Бог наказывает или увенчивает не самое дело наше, но намерение». Сомневающимся можно предложить более безопасную альтернативу — вместо денег дать воду, еду, одежду и др.
См. также: Знаменитые творения Святых Отцов
И те, и другие святые призывали к тому, чтобы творить милостыню с любовью, а не для того, чтобы человек поскорее отвязался. «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души», — писал святитель Филарет Московский.
Иоанн Кронштадский писал, «что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Подавай, сказано, в простоте, «благотвори с радушием» (Рим 12:8).
Святые отцы заостряли внимание на том, что не размер подаяния является важным, а доброе намерение человека. «Бог требует не изобилия приношения, но богатства душевного расположения, которое выражается не мерою подаваемого, но усердием подающих», — писал Иоанн Златоуст.
Священное писание предупреждает, в каком случае милостыня может стать злом: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собой, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Матфея 6:2).
Святитель Василий Великий:
«Нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою...»
Милостыню можно подавать не напрямую, а через благотворительные фонды. В настоящее время в России действует свыше 2400 благотворительных учреждений. Однако мошенников в сфере благотворительности хватает — то и дело всплывают факты об «отмывании» денег различными фондами. Как же отличить честный фонд от аферистов? Выделяют несколько основных критериев:
Как правило, честные фонды не собирают деньги на улицах;
Представители фонда должны обладать полной информацией об организации, иметь в наличии копии уставных документов, «живые» контакты ответственных лиц, предъявить счет в банке. Желательно, чтобы реквизиты были оформлены на организацию, а не на физическое лицо;
Мошеннические фонды не состоят в различных объединениях, не работают с известными организациями, стараются работать скрыто, без огласки в СМИ;
Фонды мошенников, как правило, если и имеют сайты в интернете, то достаточно низкого качества.
Не лишним будет поинтересоваться, каким образом будут использованы денежные средства и как можно будет убедиться, что сумма потрачена по назначению.
На что идут собранные на улице деньги — загадка. Честные фонды не стоят на улице. В крайнем случае фонд может договориться о совместой акции с общественным заведением. В этом случае волонтеры будут находиться в помещении, с разрешения владельца
Эти и другие критерии не всегда гарантируют выявление мошенников. Поэтому, если и жертвовать через благотворительные фонды, то доверять лучше известным и проверенным организациям, которые работают давно и с широкой оглаской в СМИ и интернете. К таким можно отнести фонды «Подари жизнь», «Вера», «Русфонд», «Детские сердца», «АдВита», «Жизнь», «Фонд России», православную службу «Милосердие» и др.
Так как советы святых несколько разнятся, каждый человек, основываясь на своем жизненном и духовном опыте, должен выбрать свой путь достижения образа Божия. Об этом писал святитель Иоанн Златоуст: «Ничто столько не уподобляет нас Богу, как благотворительность». Далеко не лишним будет посоветоваться со священником, с духовно опытным человеком, родственниками и друзьями. Нужно запомнить только главное: жертвовать необходимо и жизненно важно, как пить или дышать.
См. также:
Даниил Сысоев: Как подавать милостыню? Толкование на Послание апостола Павла к Коринфянам
Киприан Карфагенский: Книга о благотворительности и милостыне
Климент Александрийский: Кто из богатых спасётся?