Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Всем ли можно подавать милостыню? О милостыни и благотворительности
25 февраля 2018 в 10:30

«Всякому, просящему у тебя, давай...» (Лука 6: 30).

«Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут» (Матфея 5:7).

«...Как водою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостынею и делами правды утушается пламя грехов...» (Киприан Карфагенский).

«Блажен, кто многим делает добро, он на Суде найдет многих защитников» (преподобный Нил Синайский).

К милости призывают многие святые. Однако, всем ли можно ее подавать? Не будет ли такая благотворительность бо́льшим злом? Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: «Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом». Давайте прислушаемся к совету — с верою поразмышляем и узнаем суждения святых.

Поделиться статьей с друзьями:

 

Что о милостыне говорят святые отцы

В святоотеческом учении есть две параллельные точки зрения. Одни святые считают, что нужно буквально понимать слова Христа и подавать любому просящему. Так считал Иоанн Златоуст, который писал:

«...Если мы станем исследовать образ жизни (нуждающихся), то не окажем милости ни одному человеку, но из-за такой неуместной пытливости останемся бесплодными, никому не подадим помощи, и будем трудиться без всякой пользы и напрасно. Поэтому прошу вас, оставив эту неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего суда) великой милости и снисхождения от Бога».

Позицию святителя разделял и святой Иоанн Кронштадтский:

«Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40).


Святитель Иоанн Милостивый:

«Если вы действительно рабы Христовы, то подавайте так, как Христос повелел, не взирая на лица и не расспрашивая о жизни тех, кому даете...»


Ряд святых отцов придерживались мнения, что милостыня должна соседствовать с рассудительностью и благоразумностью. Святитель Василий Великий писал:

«Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу... а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою».

Об осмотрительности призывает и древний христианский письменный памятник — Учение Апостолов (Дидах):

«Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь».

Логика понятна: мы же не дадим алкоголику водку или наркоману наркотик? Однако, если милостыня (деньги, в частности) будет направлена нуждающимся во вред себе, будет ли в этом вина подающего? К примеру, если на деньги он купит тот же самый алкоголь или наркотики и умрет от них? Однозначно по этому поводу пишет святитель Иоанн Златоуст: «Бог наказывает или увенчивает не самое дело наше, но намерение». Сомневающимся можно предложить более безопасную альтернативу — вместо денег дать воду, еду, одежду и др.

См. также: Знаменитые творения Святых Отцов

И те, и другие святые призывали к тому, чтобы творить милостыню с любовью, а не для того, чтобы человек поскорее отвязался. «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души», — писал святитель Филарет Московский.

Иоанн Кронштадский писал, «что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Подавай, сказано, в простоте, «благотвори с радушием» (Рим 12:8).

Святые отцы заостряли внимание на том, что не размер подаяния является важным, а доброе намерение человека. «Бог требует не изобилия приношения, но богатства душевного расположения, которое выражается не мерою подаваемого, но усердием подающих», — писал Иоанн Златоуст.

Священное писание предупреждает, в каком случае милостыня может стать злом: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собой, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Матфея 6:2).


Святитель Василий Великий:

«Нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою...»


Как учавствовать в благотворительности

Милостыню можно подавать не напрямую, а через благотворительные фонды. В настоящее время в России действует свыше 2400 благотворительных учреждений. Однако мошенников в сфере благотворительности хватает — то и дело всплывают факты об «отмывании» денег различными фондами. Как же отличить честный фонд от аферистов? Выделяют несколько основных критериев:

Как правило, честные фонды не собирают деньги на улицах;

Представители фонда должны обладать полной информацией об организации, иметь в наличии копии уставных документов, «живые» контакты ответственных лиц, предъявить счет в банке. Желательно, чтобы реквизиты были оформлены на организацию, а не на физическое лицо;

Мошеннические фонды не состоят в различных объединениях, не работают с известными организациями, стараются работать скрыто, без огласки в СМИ;

Фонды мошенников, как правило, если и имеют сайты в интернете, то достаточно низкого качества.

Не лишним будет поинтересоваться, каким образом будут использованы денежные средства и как можно будет убедиться, что сумма потрачена по назначению.


На что идут собранные на улице деньги — загадка. Честные фонды не стоят на улице. В крайнем случае фонд может договориться о совместой акции с общественным заведением. В этом случае волонтеры будут находиться в помещении, с разрешения владельца

Эти и другие критерии не всегда гарантируют выявление мошенников. Поэтому, если и жертвовать через благотворительные фонды, то доверять лучше известным и проверенным организациям, которые работают давно и с широкой оглаской в СМИ и интернете. К таким можно отнести фонды «Подари жизнь», «Вера», «Русфонд», «Детские сердца», «АдВита», «Жизнь», «Фонд России», православную службу «Милосердие» и др.

Так как советы святых несколько разнятся, каждый человек, основываясь на своем жизненном и духовном опыте, должен выбрать свой путь достижения образа Божия. Об этом писал святитель Иоанн Златоуст: «Ничто столько не уподобляет нас Богу, как благотворительность». Далеко не лишним будет посоветоваться со священником, с духовно опытным человеком, родственниками и друзьями. Нужно запомнить только главное: жертвовать необходимо и жизненно важно, как пить или дышать.

Николай Морозов

См. также:

Даниил Сысоев: Как подавать милостыню? Толкование на Послание апостола Павла к Коринфянам

Киприан Карфагенский: Книга о благотворительности и милостыне

Климент Александрийский: Кто из богатых спасётся?

 
Комментарии
Марина Гончаренко: Моя задача - предупредить. Интервью с автором антиутопии «Остров бессовестных»
17 мая 2018 в 12:03

— Марина Васильевна, скажите, что побудило вас написать такую, я бы сказал, странную для писателя-реалиста повесть? Тему повести «Остров бессовестных» мне навеял сон о племени дикарей, которые каким-то об

Смириться или проявить волю? Как найти золотую середину в духовном смирении
28 апреля 2018 в 17:18

«Смиряйся, тебе полезно!». Так обычно говорят, когда с человеком произошло неприятное событие. В одних случаях смирение пойдет на пользу душе, в других — может навредить или ввести человека в прелесть. Попробуем разобратьс

Как бороться с грехами, если их нет?
26 апреля 2018 в 15:03

Существует довольно большая категория людей, которые считают, что у них нет серьезных грехов. Они не воруют, не блудят, не пьянствуют, не курят, не гневаются, никого не обижают. Что это за люди и прав

Митрополит Павел (Пономарев) о браках и разводах
19 апреля 2018 в 16:17

Митрополит Павел (Пономарёв) — бывший управляющий Рязанской епархией, а ныне экзарх Белорусской Православной Церкви. В книге «Беседы с владыкой Павлом» содержатся высказывания относительно

Паломничество Ланселота. Обзор романа-антиутопии Юлии Вознесенской
17 апреля 2018 в 15:34

Роман «Паломничество Ланселота» переносит нас в будущее, в те времена, когда миром будет править антихрист. Поделиться статьей с друзьями:   Жизнь в виртуальном мире В начале произведения

Сколько бы много грехов у нас ни было, у Бога милосердия более. Наставления старца Кирилла (Павлова) из книги «Помним»
11 апреля 2018 в 15:06

В интернет-магазине «Зерна» появилась книжная новинка «Помним. Жизнь и наставления архимандрита Кирилла (Павлова)». В книге описываются встречи и беседы с одним из наиболее почитаемых старцев

Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
05 апреля 2018 в 14:45

Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себ

Встречаем Пасху 2018. Выбираем подарки и пасхальную утварь
30 марта 2018 в 14:05

Доброго дня. На этой странице вы найдете все необходимые для встречи Пасхи товары. Пасочница, подставка под кулич, подарки родным, книги, свечи, сувениры. Мы постарались подобрать полезные и недорогие товары, которые пользуются популярность

Как рязанцы спасли Москву от позора
28 марта 2018 в 16:27

Театр начинается с вешалки, Рязань с Кремля, а Кремль с Успенской колокольни. Но это сегодня. А когда-то город Переяславль-Рязанский начинался с дубовых ворот, над которыми высились сторожевые башни.

Ошибки в духовной жизни. О книге Марины Захарчук «В радость или в тягость?»
23 марта 2018 в 15:40

Размышлениями о духовной жизни в старые времена занимались только богословы. Потом на эту тему печатно стали высказываться архиереи и священники. К сегодняшнему времени каждый писатель или публицист может размышлять