Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru

Важные вопросы о посте и духовнике

08.07.2013, 0:00

 

– Почему Петров пост бывает разной длины?

Продолжительность Петрова поста зависит от времени празднования Пасхи и, далее, Пятидесятницы, так как начинается этот пост через неделю после Пятидесятницы, а оканчивается всякий раз в праздник Апостолов Петра и Павла, 12 июля.

 

– Почему разные священники в храмах благословляют поститься по-разному? Кто-то говорит, что нужно поститься 3 дня, кто-то – один, а некоторые разрешают поститься только вечером?

Речь, как я понимаю, идёт о посте перед Причастием Св. Таин. И здесь стоит обратиться к истории Церкви. И мы увидим, например, что некоторое время Литургия совершалась непосредственно после «агапы», т.е. «трапезы любви» в подражание Тайной вечери. Далее, сохранились свидетельства о ежедневном Причащении христиан в первые века, ради чего они даже хранили Св. Дары у себя дома. И это ежедневное причащение не предполагало непрестанного же поста.

Посему пост перед Причастием полезен, но не неотрывен от него. Вот слова Митрополита Волоколамского Илариона: "Правила трехдневного поста перед причастием, которое бы предписывалось церковными канонами или уставом, просто не существует", – сказал владыка, отвечая на вопросы слушателей лекции, которую он прочитал в Центральном доме журналиста в Москве. По его мнению, сегодня, если живущий полноценной церковной жизнью человек желает часто причащаться, особенно если он исполняет установленные Церковью посты, "нет необходимости налагать на него какие-то дополнительные посты сверх установленных церковным уставом и календарем". Но эти вопросы в конечном итоге каждый должен решать со своим духовником, подчеркнул иерарх.

Последние из приведённых слов объясняют, почему существует разная практика – в силу того, что каждый человек – особое явление и требует особого же подхода, в силу того, что духовники, исходя из пережитого ими, употребляют несколько различающиеся средства христианского воспитания.

Я могу привести слова нашего старца архимандрита Авеля, который говорил, что для церковного человека, научившегося соблюдать установленные посты, достаточно одного дня поста перед Причастием. И батюшка пояснял, что тот, кто причащается в воскресный день, не может полностью поститься в субботу, в соответствии с церковными правилами (напр. 55 правилом VI Вселенского Собора, запрещающему пост в субботы, кроме Великой). А постится так: мясо в этот день исключает, в первую половину дня ест рыбу, молочное, яйца, во вторую дня – растительную пищу.

 

– Что значит строгий и нестрогий пост?

Если попытаться описать степени поста в соответствии с указаниями типикона, то возникает такая градация: 1. Полное отсутствие пищи (понедельник Великого Поста, Великий Пяток). 2. Сухоядение (сырая, т.е. неварёная растительная пища без масла). 3. Пища без масла (варёная растительная пища без растительного масла). 4. Пища с маслом (всякая вареная растительная пища с растительным маслом, также морепродукты – напр. кальмары, креветки). 5. Обычный пост (растительная пища с растительным маслом и рыба). 6. Ослабленный пост (для немощных, находящихся в пути и питающихся в столовых) – едят всё, кроме мяса.

Что из этого можно назвать строгим, а что нестрогим? Думаю, пункты с первого по третий. Однако нужно учитывать, что строго поститься может не всякий, и не только по причине слабости здоровья. У св. отцов (напр. у Иоанна Лествичника) есть предостережения для новоначальных, ещё не навыкших подвижнической жизни, не навыкших терпению молитвы, бездействию созерцания, – для них небезопасен слишком строгий пост. Посему лучше соблюдать умеренность, например, когда пишется «строгий пост», следовать пункту четвёртому, а не третьему (а в монастыре просто есть, что дают). И ещё важно не объедаться. Преподобный Серафим советовал лучше есть почаще, чем редко и объедаться.

 

– Мне в конце августа предлагают поехать в санаторий лечиться. Как быть: ведь это время строгого поста?

Здесь мне вспоминается рассказ архимандрита Иосифа (Братищева), бывшего Наместника Соловецкого монастыря, о том, как он, проходя лечение после перенесённого инсульта, обратился к своему непосредственному начальнику, Святейшему патриарху Алексию с тем, что не может теперь полностью поститься. На что Святейший патриарх ответил: «Сейчас, отец Иосиф, слушайся врача. А когда закончишь лечение, будешь слушаться меня».

Стоит ли переносить поездку в санаторий на иное время? Если это очень легко исполнимо, то можно и перенести на время после праздника Успения; если же это невозможно, то стоит послушаться врача и поехать тогда, когда предлагают.

 

– Моя дочь собралась замуж, им в загсе предложили расписаться в День Петра и Февроньи, во время Петрова поста. Мы в семье почитаем этих святых, как нам поступить?

Да, действительно, в этот период времени не совершается таинство венчания. Относительно же государственной регистрации брака что сказать? Если новобрачные так почитают святых Петра и Февронию и смогут соблюсти оставшиеся четыре дня поста (и не только в плане пищи), пусть расписываются в этот день. А праздничный пир можно устроить уже после венчания, которое можно совершить по окончанию поста.

 

– Почему в июле два раза празднуется день иконы Божьей Матери «Троеручица»?

До XIII века икона находилась в Лавре Святого Саввы в Палестине, а затем монахи передали её Святителю Савве, Архиепископу Сербскому, и она была перенесена им в Сербию. При нашествии на Сербию турок православные положили икону на осла и пустили его без провожатого. Осёл чудесным образом прошёл один до Афонской горы и остановился у ворот Хиландарского монастыря. Это событие празднуется 25 июля. А празднование 11 июля связано с принесением в 1661 году списка этой иконы в Россию.

 

– Как найти духовного отца?

Смотря что подразумевается под словосочетанием «духовный отец». Если здесь мыслится священник, который всегда будет нам изрекать чистую волю Божию, то, боюсь, в наше время это невозможно (как ещё в XIX веке свидетельствовал свт. Игнатий Брянчанинов). Если же под этим понимается человек, который бы вместе с нами шёл к Богу (как, например, понимал свою роль как духовного отца митрополит Антоний Сурожский), то это возможно. Как это сделать? Нужно слушать голос своего сердца, к кому из священников оно располагается. И располагается разумно, мирно и последовательно. Однако, избрав, не стоит возлагать на него условную табличку «мой духовный отец». По свидетельству таких опытных духовников как тот же владыка Антоний, как архимандрит Кирилл (Павлов), можно переходить как к руководящему в основных жизненных вопросах и к другому священнику, если почувствуем в том необходимость, если он не может нас вести дальше. Однако это не делается легко – взять и перебежать к кому-то ещё. И во всяком случае всё это совершается с призыванием помощи Божией.

 

– Нужно ли беспрекословно подчиняться каждому слову духовного отца?

Даже в монашеских правилах святителя Василия Великого говорится о том, что подчинённый монах может кротко (!) возразить настоятелю, если видит, что не может исполнить какое-то послушание и благословение. Думаю, что отношения доверительности и простоты предполагают такое обращение к любому духовнику. А духовник, стремящийся следовать воле Божией, а не своей, прислушается к ней, могущей прозвучать в сердце человека, вместе со своим духовным спутником-чадом.

 

– На один и тот же вопрос священники отвечают по-разному. Кого слушать?

Возможность несколько отличающихся ответов предполагается самой природой человека, природой Церкви, вмещающей в себя людей разного возраста, разного пола, разной национальности и т.д. и т.п. А вот кого же слушать... Голоса Церкви нужно слушать. Существует такое правило «согласия отцов», т.е. в богословских мнениях нужно следовать тому, в чём все святые отцы согласны. Если совет священника соответствует, лежит внутри общецерковного мнения, то можно ему следовать, если сердце слушающего к тому располагается.

 

– Видела, как в храме одной монахине стало плохо, ей дали таблетку, которую она запила водой, а потом подошла к причастию вместе со всеми. Разве так можно делать?

Можно, поскольку в данном случае была опасность для здоровья, а, возможно, даже и жизни. Ведь есть некоторые больные (например, диабетом, тяжёлой гипертонией), которые вообще не могут без опасности для жизни обойтись утром без лекарств (а диабетики к тому же в силу своей болезни нуждаются и в пище) – что же им, вообще никогда не причащаться?

 

Отвечал иеромонах Паисий /Савостин/

 

 

Написать комментарий
Издательство Сретенского монастыря выпустило новую книгу архимандрита Андрея Конаноса «Христос — это свобода!». Думаю, православным читателям этот автор хорошо знаком. Перейдем сразу к книге. Пост по прин
22.03.2019, 16:04
В издательстве Славянка вышла книга «Жить, чтобы любить». Это продолжение серии «Кладезь мудрости» — о женском семейном счастье. В главе «Как правильно выйти замуж» протоиерей
21.03.2019, 12:05
В издательстве Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышла книга «У Бога и полынь сладка». Это сборник рассказов Александра Богатырева о прихожанах и поиске Бога. Истории, порой смешные,
14.03.2019, 15:39
В преддверии Великого поста издательство Воскресение выпустило сборник проповедей и размышлений протоиерея Андрея Ткачева «Великий Пост. Проповеди на святую Четыредесятницу». Книга отлично подходит в качес
28.02.2019, 16:30
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.