Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
В чем состоит милосердие. Рассказ о митрополите Симоне (Новикове)
11 августа 2017 в 8:00

Почитатель владыки Симона генерал МВД Иван Федорович Перов вспоминая те времена, говорил: «Бóльшая часть служения рязанского архиерея пришлась на те годы, когда ему было небезопасно лишнее слово сказать. Каждый месяц Первый секретарь Рязанского обкома (глава Рязанской области) владыку Симона приглашал на беседу. Указывал ему, как и что он должен делать. Но владыка не пресмыкался пред ним, и не унижался. Хотя знаете, тогда какая тогда власть была! В советский период политика государственная заключалась в том, чтоб чаще архиереев на кафедре менять, чтобы не моглиони не могли войти в курс дел епархии, чтоб не мог полюбить своего архипастырянарод. А владыке Симону судил Господь судил прослужить на одном месте более 30 лет. При нем в Рязани сменились четыре первых секретаря сменились, из них каждый указывал ему, что делать, и каждый грозился снять его с рязанской кафедры. Но секретари приходили и уходили, а владыка Симон оставался. И в курс епархиальных проблем вошел, и решал эти проблемы, и был возлюблен своей паствой. Это была явная Божия помощь владыке в его нелегком архиерейском служении».

Служа на Рязанской кафедре, архиепископ Симон всегда следовал словам апостола Иакова, что «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26) При нем епархиальное управление перечисляло ежегодно тысячи рублей для помощи больным и инвалидам. «Наша задача общая задача, – в одной из проповедей говорил митрополит Симон , –научить людей с сочувствием друг к другу относиться ».

Это было сказано в начале 1990-х годов, в очень тяжелые для нашего народа времена.

Архиепископ Симон, разделяя это утверждение, предпринимал активные действия в практической помощи тем, кто оказался в тяжелых жизненных ситуациях. А таковых на рязанской земле было очень много. Из-за вспыхнувших в бывших советских республиках военных конфликтов, только в Рязанскую область переселилось более шестнадцати тысяч обездоленных людей. Для помощи им и другим неимущим владыка Симон ежемесячно перечислял в социальные структуры не только епархиальные, но и личные средства. Такие перечисления шли с пометкой: «Неимущим, обездоленным, детям-сиротам». А по большим церковным праздникам он собирал подарки и отправлял с ними своих иподьяконов в больницы. Они поздравляли тяжелобольных и дарили им архиерейские подарки, а на вопрос: «От кого?» по благословению владыки говорили: «От православных христиан». 

Один из рязанских журналистов однажды спросил архиепископа Симона:

– Скажите, в чем, по вашему мнению, состоит милосердие?

– Все очень просто, – ответил владыка. – Твори добро, помогай нуждающимся. Действуй, как евангельский самарянин, – в этом и состоит милосердие.

Сам же владыка жил более чем скромно. Известный рязанский писатель Алексей Хлуденев так рассказывал о его трапезе: «Пришел я однажды для разговора с владыкой в епархиальное управление на улице Фрунзе, зашел в приемную. Там уютно было, хорошо. На стенах висели картины, в клетках пели канарейки. Помню, он сказал мне:

– Слышите, как хорошо поют эти птички? Бога славят. Всякое дыхание да славит Господа. Тем паче люди. Лишь бы правильно они Его славить умели. Мы – православные христиане, а православный – значит правильно славящий.

Потом мы долго говорили с владыкой о моем романе “Князь Олег Рязанский”. После разговора владыка оставил меня на вечернюю трапезу. И я впервые узнал, как питается наш архиерей. Его трапеза состояла из винегрета, картофельного пюре, рыбной котлеты и компота. Это же он предложил и мне. Мы поужинали. Я про себя только подивился скромности владыки Симона, его аскетическому образу жизни. А скромность у него проявлялась во всем – и в пище, и в комнате, где он жил, и в поношенном архиерейском одеянии. Даже в речах неторопливых и в скупых, но очень точных словах была скромность…

Помню, в разговоре он по-философски глубокомысленно заметил: “Мы, христиане, должны жить, как ничего не имеющие, но всем обладающие…”»

Простоту жизни рязанского архиерея отмечали все, кто бывал у него в доме на улице Фрунзе. Келья архиепископа Симона была небольшой, тесной, загруженной книгами и различными вещами. При этом рязанский архиерей однажды заставил ее еще и… гробом. Об этом случае Евгений Каширин вспоминал: «Как-то пригласил меня владыка для разговора о фотографировании Иоанно-Богословского монастыря. Пришел я, значит, захожу в его келью, а у него там гроб стоит. Там и без того тесно было, а тут еще гроб откуда-то взялся… Я растерялся, а потом набрался смелости и спросил:

– Скажите, владыка, а почему здесь гроб стоит?

– Знаете, Евгений Николаевич, иногда подвижники ставят у себя в келье гроб, чтоб хранить памятование о смерти. А я никакой не подвижник, и у меня, братец, совсем другая история. Есть в Борисоглебском приходе одна глубоко верующая старушка. Как-то она сильно заболела и решила для себя заранее гроб заготовить. Купила она гроб, поставила в сарай. Ну, стоял он там и стоял. А старушка выздоровела и решила навестить свою сестру, которая живет в другом городе. И на кого-то надо было ей оставить свой гроб, поскольку сын у нее сильно запивал и мог его пропить… Ну и обратилась эта старушка ко мне. Как не помочь? Помог. Только вот старушка эта обещала через неделю приехать, да загостилась у сестры, и вот уже второй месяц гроб так и стоит в моей келье».

Для сегодняшнего времени такое поведение облеченного высоким саном архиерея покажется очень странным и даже маловероятным. Ну, представьте себе, обращается к владыке какая-то старушка и просит его взять на сохранность гроб. Впрочем, и старушки такие уже вряд ли бывают… Но каковы же должны быть отношения между паствой и владыкой, чтобы можно было вот так, запросто, попросить архиерея на время гроб в епархиальное управление взять?!

Архипастырь из крестьян, владыка Симон нужды своей паствы воспринимал как ниспосланную от Бога возможность для проявления своей любви к простым людям. И потому принимал людей в любое время, даже ночью. Удивительно, но при этом у него всегда хватало времени на молитвы и псалмопение. 

Ведя молитвенный, аскетический образ жизни, владыка Симон в служении проявил свой многогранный талант как архипастыря и как руководителя-хозяйственника, как богослова и как ученого-историка, как общественного деятеля и как русского патриота. За патриотический вклад в исследование истории Рязанской земли владыке Симону присвоили два высоких светских звания – Почетного гражданина города Рязани и Почетного гражданина Рязанской области.

В Русской Православной Церкви авторитет рязанского архиерея также был весьма высок. 

Удостоился рязанский архиерей и высоких государственных наград.

 Для рязанской же паствы он являлся «свечой на подсвечнике», особенно при совершении богослужений и произнесении проповедей. Чаще всего владыка служил в Борисоглебской церкви.  Здесь, на месте служения святителя Василия, владыка Симон порой вспоминал свою юность и ярославского блаженного, который предрек ему архипастырство на Рязанской земле…

Игорь ЕВСИН

См. далее - Симон (Новиков), митрополит

Комментарии
Что посмотреть с детьми. Любимые фильмы протоиерея Алексея Уминского
19 июля 2018 в 16:01

Протоиерей Алексей Уминский служит в храме Святой Троицы г. Москвы. Часто прихожане спрашивают, отец Алексей, посоветуйте посмотреть какое-нибудь умное кино вместе с детьми. Чтобы не глупые стрелялки, а со смыслом. Так священнику

Занимайтесь чем угодно, но оставьте душу свободной. Советы священников о смирении
18 июля 2018 в 12:09

Самые строгие афонские монахи живут в кельях на скале. С внешним миром их соединяет тонкая лебедка, по которой в кельи доставляют еду и воду. Но даже в таких условиях монахи живут умиротворенно,

Как бороться с гневом: 10 техник
12 июля 2018 в 14:03

Гнев — как аллергия. Сначала нас раздражают только самые неприятные ситуации. Но если не бороться с гневом, то мы начинаем чувствовать раздражение все чаще и чаще. И вот мы уже начинаем заводить

Православная литература для начинающих
11 июля 2018 в 11:20

Православная литература многогранна. Здесь можно встретить как легкие юмористические рассказы, так и глубокую, сложную для неподготовленного ума литературу. Многие авторы в своих рассуждениях о Боге порой расходятся, из-за чего возн

Раскаяние без прощения приводит к неврозам. Советы психолога о чувстве вины
06 июля 2018 в 13:09

Чувство вины одним помогает совершать правильные поступки, других доводит до саморазрушения. Из нашей статьи вы узнаете, как отличить полезное чувство вины от опасного. Информация взята из книги психолога Марины

«Можно ли бить богохульников?» Андрей Конанос о православии
03 июля 2018 в 16:01

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В последней части книги архимандрит Андрей рассказывает о православии. Что это такое, кто его придумал и как святые люди обращали в

«Не думайте ни о чем хотя бы 2 минуты в день». Советы, как стать счастливым
27 июня 2018 в 15:26

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В этот раз священник рассказывает о том, как найти подход к трудным людям, как успокоить мысли и настроиться на духовную жизнь. Порфирий Кавсок

Христос посреди нас. Новая книга архимандрита Андрея Конаноса
25 июня 2018 в 15:47

На днях в издательстве Никея вышла новая книга архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». Книга начинается с беседы о том, как за 2000 лет изменилось наше представление о Христе. Хрис

«Крики и ссоры — оружие слабых». Священник Павел Гумеров о семейных конфликтах
21 июня 2018 в 15:01

В конфликтах нет ничего страшного. Конфликт — это столкновение разных точек зрения. Нам дан язык и способность общаться, чтобы прийти к согласию. В книге «Семейные конфликты» священник Павел Гум

Есть ли душа у животных и растений?
19 июня 2018 в 14:18

В Священном Писании словом «душа» иногда обозначается человеческая жизнь. Так, к примеру, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кт