Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)

14.02.2018, 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой рассказывается о жизненном пути владыки Симона, о его духовных размышлениях и советах. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них, которые были сказаны в назидание рязанской пастве.

Поделиться статьей с друзьями:

 

О предназначении человека

«Предназначение человека — жить в общении с Богом. Духовная область обитания человека — Богоподобие.

Если для рыбы, например, областью обитания определена вода, то в воде она чувствует себя, как дома. Но стоит только вытащить рыбку из воды, она сразу ощутит неуют, будет метаться, биться, мучиться и, наконец, погибнет. Вот так и человек.

Стоит ему выйти по своей греховности из среды Богоподобия, лишиться общения с Богом, он тут же почувствует неуют, дисгармонию.

Он суетится, бьётся, мучится, и что бы не делал, ничего у него не получается.

И говорят о таком человеке, что он бьётся, как рыба об лёд...

Почему так получается? Да потому, что полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом, в постоянном общении с ним. Удаление от Бога служит источником духовных бедствий».

О необходимости соблюдения церковных правил

«Вся наша жизнь, в сущности, есть соблюдение каких-то правил, ограничивающих наши действия. К примеру, когда мы переходим улицу, то смотрим на светофор — можно ли переходить? Если мы не соблюдём правила перехода улицы, то рискуем попасть под машину, стать калекой, а то и погибнуть под колёсами автомобиля.

Так и в церковной жизни — если мы будем соблюдать правила, то будем находиться в духовной безопасности, если не будем, то рискуем подвергнуться нападению злых духов».

О личной молитве

«Молитву называют дыханием души. Как воздух необходим для жизни так, так и молитва необходима для жизни души...

Не через молитву ли отверзаются в нас источники слёз, которыми омываем грехи свои?

Не через молитву ли получаем радость и утешение среди злостраданий мира сего, среди невзгод и несчастий?

Итак, христианин, если хочешь иметь у себя это бесценное сокровище молитву, нужно учить себя молиться, как учат ходить малое дитя, когда оно только начинает делать первые шаги. А наипаче нужно просить Господа, чтобы он Сам даровал нам молитву и научил нас молиться...

О необходимости молитвы в храме

«Домашнюю молитву не только можно, но и нужно возносить. Но знай, христианин, никогда и ничто не заменит тебе церковную службу. Ты можешь пить дома воду стаканом, но для этого надо сначала сходить с ведром на колодец. Чтобы молиться дома молитвой чистой и благодатной, необходимо прежде сходить в храм святой и наполнить сосуд своего сердца струями благодати Христовой, а потом возгревать её в своей келейной молитве.

Христианское богослужение есть источник духовной жизни для верующих. В храме совершаются святые таинства, в которых подаётся Божественная благодать, — без неё невозможно человеку не только спастись, но даже и начать спасение.

Только находясь в постоянном духовном общении с церковью и нравственно совершенствуясь при помощи Божественной благодати, христианин может постепенно ослабить в себе силу всякой нравственной нечистоты. В этой борьбе со злом ему окажут помощь молитвы других членов церкви за него...

Особенно же сильна молитва в храме, где слабость и недостаточность молитвы одного члена восполнятся крепостью и совершенством молитвы всей Церкви».

Об искушении

«По учению святой Церкви, искушения человеку могут приходить с трёх сторон: от мира, от плоти и от диавола. Мир с его прелестями, плоть со своими страстями и похотями и козни диавольские — вот три стрелы, которые должен отражать человек всю свою жизнь, «облекаясь в броню правды». Особенно это относится к христианину, человеку, который должен угодить Господу, чтобы наследовать Царство Небесное. «Чадо, — говорит премудрый сын Сирахов, — аще приступаеши работать Господеви, уготови душу твою во искушение» (Сир. 2,1).

О грехах

Быть может, иной и порадовался бы тому, если бы что-то из совершённого им или его помыслов навсегда скрылось и никогда не помянулось, иной, быть может, и смотреть бы не захотел на многое из того, что было его жизни. Но Священное Писание говорить нам, что ничто не исчезнет бесследно, ни мысль, ни слово, ни желание, ни дело — всё цело. Всё сохраняется, всё блюдётся на день оный, когда объявятся советы сердечные.

О покаянии

«Счастлив человек, чья душа чиста и совесть спокойна. Но что делать нам. Если жизнь прожили нерадиво? Что делать с тем худом, которое уже допущено?...

Есть единственное средство для очищения души — принести покаяние...

Мы грешны, но в покаянии наша неправда изгладится правдою Божиею. Мы немощны, но в покаянии наша немощь восполниться Силою Божией. В покаянии тьма наша греховная просветится Светом Божиим, и возгреется вера в Господа...

Покаяние — значит исправление. Покаялся — значит исправился. Господь, „не хотяяй смерти грешника“, ждёт от нас исправления».

О смирении

«Смирение вполне совместимо с твёрдой волей, с живой мыслю и кипучим сердцем, и при всём этом — постоянное признание своего несовершенства....

Смирение возвышает личность, сообщая ей внушительность и силу...

Если гордость почти всегда связана с неудовлетворённой озлобленностью, только портит и разрывает отношения, то смирение, наоборот, дышит добротой и самую злобу побеждает. Оно сближает и роднит людей, завоёвывает невольное уважение к себе и укрепляет симпатию. Смиренная душа всегда светла, и через это и привлекательна для других».

О скорби

«Кто из нас не знает, как трудно соблюсти в чистоте свою душу среди окружающих нас соблазнов? Сколько преткновений встречает человек на дроге жизни? Сколько раз падали в прожитое нами время? Сколько раз сходили мы с пути спасения? О если б Господь не напоминал об этом скорбями, то как далеко удалились бы мы от него! В какую бездну греха впали бы! Господь же не хочет нашей погибели и посылает для вразумления различные скорби».

О радости

Праведные и в ликовании, как и в скорби, не забывают Господа. В скорби они молятся и просят, в радости благодарят и славословят Господа....

В жизни своей мы все испытываем и многоразличные скорби, и многоразличные радости. Но не все одинаково умеем переносить эти скорби, и тем более не все одинаково умеем радоваться...

Праведный и в скорби находит минуты утешения, радуется мо всеми радующимися, плачет с плачущими, молится за досаждающих.

О раздражительности

Повседневная жизнь показывает, что человек, увлечённый страстями, везде находит поды к оскорблению других людей, которые его окружают, мало того, он ухищряется сердиться даже на неодушевлённые предметы, на вещи с которыми он обращается...

Ему хотелось бы, чтобы и люди, и вещи мгновенно передвигались бы и изменялись сообразно с его капризами и страстями....

Мир с людьми требует, как необходимого условия, чтобы человек был в мире с самим собой. Внутренний духовный мир достигается самообладанием, торжеством над своими страстями, послушанием голосу своей совести, особенно же деятельной преданностью воле Божией.

О миролюбии

Будем помнить, что мир наш с ближними дороже наших жертв. «Милости хочу, говорит Господь, — а не жертвы» (Мф. 9, 13).

Мир есть величайшее благо, которое завещал Господь ученикам своим: «Мир оставляю вам, Мир мой даю вам» (Ин. 14, 27). Вот идеал человека мирного, то есть к чему мы должны стремиться: бранят — не оскорбляться; хвалят — не превозноситься; получив благо — не увлекаться; в беде не малодушествовать.

Для этого нужно приобрести добродетель смирения, никого не осуждать, никому не досаждать, как говорил преподобный Амвросий Оптинский — и всем моё почтение.

О доверии

Как мало в нас доверия друг к другу — этого верного признака истинной любви. В самом деле кому из людей открыта наша душа? К тому лишь, кто нам доверяет.

А как мало мы заботимся о том, чтобы не оскорблять, а оберегать честь человека, человека, который от Бога малым чим умален от ангелов, человека, которого Сам Бог славой и честью венчал.

О чистоте сердечной

Человек, имеющий чистое сердце, всегда исполнен любовью к Богу и людям, потому что всегда видит Бога, а в людях видит ангелов. Бережно относится он к другому, потому что видит святыню в нём, видит то, что тот и сам не знает за собой. Любуется и не может нарадоваться святыней всякого.

О надежде

Надежда ни милость Божию пусть никогда не покидает нас, потому что без надежды нельзя жить на земле. По слову святого апостола Павла, надежда вместе с верою и любовью составляют три главных свойства души, три главных её добродетели.

О любви

На любви как на основании утверждается, семья, общество и жизнь всего человечества. Только любовь порождает всё прекрасное: великодушие, мужество, честность, дружбу, долготерпение.

Любовь как Божественный дар возрождает человека из жизни греховной в жизнь святую. Она делает злого человека — добрым, жадного — милостивым, врага — другом.

Всё наше земное благополучие зависит от меры возрастания в нас благодатного дара любви.

Любовь является основой нравственной и религиозной жизни. Она усыновляет нас Богу (1 Ин. 3,1) и даёт нам жизнь вечную.

Из книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)»

 
Написать комментарий
Сегодня депрессии всё чаще завладевают людьми независимо от их возраста, статуса, материального достатка и пр. Но тем, кто лично не сталкивался с этим диагнозом трудно понять страдания тех, кому не посчастливилось – многим представляе
30.06.2025, 11:30
Свобода воли означает, что все свои решения человек принимает самостоятельно и осознанно и что Бог не запрограммировал человека исключительно на добро, не принуждает к нему. Человек должен сам захотеть единения
23.06.2025, 13:00
Из вопроса многодетной мамы порталу «Православие и мир»: Двое младших не спят ночами, двое средних кричат и дерутся, у меня на себя нет ни минуты времени, уже три недели не причащались, две недели в храме не были. Как мо
17.06.2025, 9:36
Вот как характеризует обиду архиепископ Иоанн Шаховской: «Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают
09.06.2025, 16:23
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.