Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Сергей Есенин в Спас-Клепиках
02 февраля 2017 в 8:00

Как уже сообщалось, в Москве, в издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга известного писателя Игоря Евсина «Сергей Есенин. Путь к Богу». Предлагаем вашему вниманию главу из этой книги, посвященную пребыванию великого русского поэта в Спас-Клепиках. Отметим, что автор более двадцати книг Игорь Евсин - уроженец Клепиковского района (род. в 1962 г. в д. Иванково).

Лето 1909 г. Есенин отдыхал от учебы в Константиновском начальном училище, а к осени, по настоянию деда стал готовиться к поступлению в Спас-Клепиковскую второклассную церковно-учительскую школу. Татьяна Федоровна неоднократно ходила к отцу Иоанну высказывать свою озабоченность судьбой сына. Как же, ведь на целых три года отрывалась от нее кровиночка, Серёженька, который должен был жить в интернате села Спас-Клепики. Но отец Иоанн настойчиво рекомендовал ей направить сына на дальнейшее обучение.

И вот осенью 1909 г., как вспоминает сестра поэта Екатерина: «К нашей избе подъехала лошадь, вошел чужой мужик, молились Богу, и мать с Сергеем уехали, оставив меня дома с соседкой. Сергей уехал учиться во второклассную учительскую школу в Спас-Клепики».

Не очень-то ласково встретили Есенина старшие ученики, впрочем, как и других новичков. Однокласснику Есенина Артему Чернову на всю жизнь запомнился их приход в общежитие школы. В своих воспоминаниях А. Н. Чернов писал, как ему указали на комнату, где он будет жить. Артем отправился прямо к серой двери. Неожиданно что-то темное его накрыло сверху, и он почувствовал, как со всех сторон на него посыпались кулачные удары. Не знал Чернов, что так встречают всех новичков. А ударяли сильно. Но вот град ударов прекратился, он, добравшись до кровати, уткнулся в подушку и горько заплакал. Боль уже проходила, когда снова услышал возню в коридоре, …через несколько минут вошел в комнату побитый парнишка. Он подошел к кровати и лег ничком. «Сейчас заплачет», — подумал Артем. Прошла минута, другая, третья — с соседней койки не доносилось ни звука. «Видно крепкий». А позже они разговорились… «Сережка, Есенин», — протянул руку парнишка. «Артем, Чернов» — ответил пожатием другой. С той поры и стали они товарищами.

И тем не менее духовно-нравственное образование в этой школе было на высоком уровне. Школу открыли в 1896 г. Она находилась в ведении Рязанской епархии и готовила учителей для церковно-приходских школ.

«В школах подобного типа, — писал одноклассник поэта Я.А. Трепалин, — обращалось внимание главным образом на то, чтобы будущий учитель церковно-приходской школы был вполне подготовлен к воспитанию детей в духе православия».

Учебный год в школе начинался с молебна перед большой иконой «Преображение Господне». Эта икона особо почиталась клепиковцами, даже местная церковь была Спасо-Преображенской, отсюда и первая часть названия села Спас-Клепики.

Обучались в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе три года. Учебная программа состояла как из церковных дисциплин (Закон Божий, церковная общая и русская история, церковное пение, церковно-славянский язык), так и общеобразовательных (отечественная история, география, арифметика, геометрическое черчение, чистописание, дидактика). Таким образом, учащиеся получали серьезное базовое образование, позволявшее им быть учителями не только церковно-приходских школ. Но главное внимание уделялось, конечно же, духовному образованию и практическому самосовершенствованию.

Каждый день ученики читали утренние и вечерние молитвенные правила, причем с поясными и земными поклонами. В воскресные и праздничные дни они неукоснительно бывали на богослужениях в клепиковской Спасо-Преображенской церкви. На всенощных, в порядке своей очереди, ученики, облачаясь в стихарь, читали шестопсалмие. Наравне со всеми читал шестопсалмие и Есенин. Помимо обязательных посещений церковных служб ходил на богослужения и в другие дни. Порой он даже прислуживал священнику, помогал облачаться перед службой, участвовал в совершении молебнов и панихид.

Практическое знание церковных облачений отразилось впоследствии в некоторых его стихах, где используются такие термины, как «епитрахиль», «стихарь», «орарь», «риза», «ряса».

Участие Сергея Есенина в богослужениях, молебнах и панихидах оказало очень большое влияние на его творчество. Как отметила профессор О.Е. Воронова: «Во многих произведениях Есенин показал свою глубокую осведомленность в жанрах гимнографической поэзии — таких как тропарь, канон, псалом, акафист, в типах молебнов и молебных песнопений, таинств и священнодействий…».

Усвоению гимнографических текстов, любви Есенина к псалмам и духовным песнопениям во многом способствовал учитель словесности Евгений Михайлович Хитров, который преподавал церковно-славянский язык и старался донести до учеников его необыкновенную выразительность. По свидетельству самого Есенина, школа дала ему «крепкое знание церковно-славянского языка».

Кроме того, Хитров являлся регентом Спасо-Преображенской церкви, руководил школьным хором и привлекал учеников к пению на клиросе. По воспоминаниям одноклассников Есенина, особенное внимание в пении псалмов он уделял торжественной красоте их слога.

А поскольку Е.М. Хитров был любимым учителем Есенина, то его влияние не могло не сказаться на глубоком знании юного поэта текстов Псалтири, что потом выразилось в «небиблейских» поэмах — «Пришествие», «Сельский часослов», «Октоих», «Преображение».

Но не только духовными текстами воспитывал Евгений Михайлович у своих учеников чувство поэтического слога. Будучи ценителем творчества А.С. Пушкина, он на своих уроках, выходя за рамки программы, читал его произведения. «Ребята очень любили такие чтения, — вспоминал он, — и часто просили меня об этом. Но, думаю, не было такого жадного слушателя у меня, как Есенин. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят глаза и появятся слезы в печальных местах, первый расхохочется при смешном… Есенин полюбил Пушкина».

Е.М. Хитров всячески поддерживал в своих учениках склонность к стихотворчеству, и они прямо-таки заваливали любимого учителя своими виршами. Надо сказать, что стихотворения Есенина вначале не выделялись среди многих других, да и сам Хитров относился к его творчеству сдержанно, особенно к произведениям о чувственной любви, считал, что Есенину необходимо расширять кругозор. Однако вскоре учитель словесности познакомился со стихотворением «Звезды» и стал относиться к Сергею более внимательно.

«Первое произведение, которое меня поразило у Есенина, — вспоминал Е.М. Хитров, — было стихотворение «Звезды». Помню, что я как-то заторопился, чего-то как будто испугался. Несколько раз вместе с ним прочел стихотворение, кое-что изменили, переставили. Мне стало как-то совестно, что я недостаточно много обращал внимания на Есенина. Сказал ему, что стихотворение это мне очень понравилось, что его можно даже напечатать».

Это ободрило юного поэта. Впервые услышал он столь однозначное признание своих творческих способностей.

С еще большим увлечением Сергей стал заниматься на уроках литературы и стилистики, основные занятия по которым приходились на последний период обучения в школе. Кроме того, Е.М. Хитров стал учить его редактировать стихотворения. И это дало свои плоды.

По воспоминаниям другого учителя, В.А. Гусева: «Во второй и третий год занятий стало ясно, что голубоглазый, подвижный, как ртуть, весельчак Есенин не просто «сочиняет» стихи (это со многими случается в юности), а обладает незаурядным поэтическим дарованием».

В последний год учебы в Спас-Клепиках Есенин написал много стихотворений, часть из которых вошла впоследствии в его первую книгу «Радуница». Среди них широко известные стихи на православную тему «Задымился вечер…», «Дымом половодье…» и «Калики», в котором проникновенно описаны странники-богомольцы, распевающие духовные песнопения.

В 1911 г. Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу посетил с инспекцией наблюдатель от Рязанской епархии И.Д. Рудинский. Учитель словесности Е.М. Хитров показал ему стихотворения своего воспитанника. Рудинский внимательно их прочитал. Творчество Есенина, проникнутое религиозным настроем автора, понравилось ему. В присутствии учеников он похвалил юного поэта, сделал конкретные замечания по поводу некоторых стихотворений и высказал свои пожелания.

Е.М. Хитров говорил, что отзыв епархиального наблюдателя сильно взволновал Есенина, «проник до глубины души его», причём проник настолько, что он впоследствии посвятил Рудинскому своё стихотворение. Но особую благодарность Сергей чувствовал, конечно же, к самому Хитрову.

Позднее, связывая с любимым учителем свое становление как поэта, Сергей Есенин подарил ему первый сборник стихотворений «Радуница» с надписью: «Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову от благодарного ученика, автора этой книги. 1916, 29 янв. Петроград».

Игорь ЕВСИН

См. далее: Сергей Есенин. Путь к Богу

 

Комментарии
«Самый Главный Господин». Книга непридуманных рассказов из жизни священника
25 сентября 2018 в 11:46

В издательстве Никея вышла книга «Самый Главный Господин». Ее автор — священник Павел Великанов — делится историями из своей жизни, которые наполнены Божественной Волей. Планшет Подарил

Протоиерей Валериан Кречетов: «Живите реальной жизнью и не будет никакого уныния»
24 сентября 2018 в 12:28

В издательстве «Покровский сад» вышла книга «В чем смысл истинной свободы», содержащая беседы со священником Валерианом Кречетовым. Приводим основные мысли из беседы об унынии. Уныние в

Как Леонардо Да Винчи искал человека на роль Христа
21 сентября 2018 в 11:47

В издательстве Никея вышла новая книга дьякона Ильи Кокина «Страх возводит стены, любовь строит мосты». Разговаривая о свободе выбора человека, священник приводит в пример историю создания знаменитой картины &l

Вместе тесно, а врозь скучно. Три правила брака от архимандрита Андрея Конаноса
14 сентября 2018 в 11:55

Вышла новая книга архимандрита Андрея Конаноса «Вместе тесно, а врозь скучно» об отношениях между мужчиной и женщиной. Мы такие разные, пишет Андрей не без иронии — разные родители, разные

Половое воздержание в пост необязательно, но полезно
25 августа 2018 в 14:31

Половая близость супругов-христиан во время поста не одобряется Церковью, но и не осуждается. Как писал апостол Павел о супружеской жизни: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию,

Как психологи советуют бороться с волнением
22 августа 2018 в 21:03

В психотерапии существует метод лечения различных фобий — парадоксальное стремление. Его суть в том, чтобы стремиться к тому, чего мы боимся. В обычном состоянии человек старается избегать своих страхов,

Так в чем же, все-таки, смысл жизни? Как ответить на этот вопрос
16 августа 2018 в 15:20

Кто-то скажет, что смысл жизни в том, чтобы подготовиться к встрече с Всевышним. Другой возразит, что смысл в детях и потомках. Третий заявит, что смысл в том, чтобы реализовать свой потенциал. А у ко

Цветы или комплименты? Семейный психолог о том, как правильно любить
15 августа 2018 в 15:10

Есть любовь, а есть влюбленность. Влюбленность — это мимолетное чувство, продиктованное нам гормонами. Психологи сравнивают его с брачными криками гусей. Влюбленность внезапно бьет в голову и так же внеза

Как разговаривать с детьми, чтобы они вас слушали
13 августа 2018 в 16:56

Когда мы приказываем ребенку что-то сделать, он сопротивляется. Это нормально, так мы устроены. «Убери игрушки в коробку» — «Не хочу. Не буду». Если же мы изменим

Свобода выбора. Что мешает нам жить так, как хочется
10 августа 2018 в 16:31

Один человек мечтал стать популярным. А когда стал — спился. Другой человек много лет трудится на работе, которая ему неприятна. Да еще и платят мало. Но сменить боится. Почему такое происходит? Отв