Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru

П.И. Чайковский и его "Литургия"

19.06.2015, 0:00

 Я очень часто бываю у обедни;

литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему,

одно из величайших художественных произведений.

 Если следить за службой внимательно,

 вникая в смысл каждого обряда,

то нельзя не умилиться духом,

присутствуя при нашем православном богослужении.

П.И. Чайковский

(из письма к Н.Ф. фон Мекк)

Нынешний год оказался богатым на юбилеи и памятные даты. Приятно наблюдать неожиданно возросший интерес общественности к культуре и искусству, вопросам патриотизма и воспитания нравственно здорового и образованного поколения. В рамках своей небольшой рубрики хотелось бы и нам внести свою скромную лепту в сие благое дело и посвятить страничку 175-летию со дня рождения великого русского  композитора П.И. Чайковского.

Значение его творчества для  русской музыки трудно переоценить. Работая практически во всех областях музыкального искусства, Петр Ильич Чайковский создал огромное количество подлинных музыкальных шедевров, тем самым сделав русскую музыку драгоценным достоянием мировой культуры.

Его наследие огромно. Основной областью стало симфоническое и оперное творчество, хотя  вокальные и инструментальные его шедевры не менее значительны. Сравнительно мало известна сфера творчества Чайковского, связанная с духовной музыкой. О ней и хотелось бы поговорить.

Число произведений написанных в этой области композитором наименьшее по сравнению с другими направлениями творчества, однако это никак не умаляет их значимости для формирования творческого облика Чайковского.

Навыки церковного пения и регентства композитор получил в годы пребывания в Училище правоведения, где хором управлял Гавриил Ломакин. В младших классах Петр Чайковский пел трио «Ис полла эти деспота» на архиерейской службе в Екатеринин день: «Как я гордился тогда, что пением своим принимал участие в службе! Как я был счастлив, когда митрополит благодарил и благословлял нас за это пение!».

Мысль о создании собственных музыкальных композиций, предназначенных для православного богослужения, появилась у П.И. Чайковского лишь в конце 70-х годов. Для Церкви композитором написаны «Литургия Святого Иоанна Златоуста» (1878), «Всенощное бдение» (1881),  «Девять Духовно-музыкальных сочинений» и хор "Ангел вопияше". 

Первым опытом Чайковского в сфере духовной музыки была  «Литургия Святого Иоанна Златоустого» – цикл песнопений для смешанного хора. Первое открытое исполнение состоялось 18 декабря 1880 года в собрании Русского музыкального общества в Москве, в зале Благородного собрания и вызвало волну неоднозначных мнений. Доброжелатели утверждали, что Литургия производит «молитвенное настроение», что в ней «не заключается чуждого русскому чувству бездушного органа», как называли в старину церковное пение Запада, ни еще более чуждого нам элемента «светскости». Недоброжелатели, напротив, указывали на многочисленные и, по их мнению, неоправданные нововведения. Многим не понравилась «нецерковность» музыки.

После премьеры исполнение Литургии в храмах было запрещено (в частности, церковные власти не разрешили ее исполнение на панихиде по Николаю Григорьевичу Рубинштейну весной 1881 года). Запрет отменился только со смертью Петра Ильича: синодальный хор, исполнивший Литургию на московской панихиде по композитору, с тех пор ежегодно пел ее в день памяти Чайковского.

Безусловно, многие из замечаний  справедливы. Литургии Чайковского не удалось занять прочного места в церковном обиходе, за исключением «Трисвятого» из этого цикла. Слишком авторским, слишком светским оказалось произведение. Однако искренность, благоговейность и простота, к которым стремился композитор в духовных сочинениях, не может не тронуть слушателя. Сейчас «Литургия» Чайковского сделалась украшением духовно-музыкальных концертов.

В 1881 году Чайковским было написано «Всенощное бдение». Трехлетний промежуток времени отделяет его от «Литургии». За это время несколько меняется мировоззрение композитора, он становится более религиозным и новые задачи ставит в своей работе. Чайковский изучает труды по истории церковного пения и богослужения, древние мелодии и распевы.

Задача, поставленная перед собой композитором, была чрезвычайно сложна: всенощной как самостоятельного музыкального цикла тогда не существовало. Ее вариантов в церковном обиходе насчитывалось до десяти тысяч. С этим связаны и изменения в его подходе к сочинению церковной музыки. Если в «Литургии» Чайковский свободно следовал своему личному, внутреннему чувству, то во «Всенощной» он подчиняет свое вдохновение требованиям освященной веками традиции, стремится вернуть православное богослужебное пение к его исконным древним истокам.

В основу «Всенощной» композитором были положены одноголосные мелодии знаменного и других древних русских распевов, на основе которых Чайковский создает и собственные мелодии, интонационно близкие к ним.

Работая над всенощным бдением, Чайковский часто бывал в Киево-Печерской Лавре, вдохновляясь монашеским пением: «Там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций, без нот и, следовательно, без претензий на концертность, – но зато что это за самобытное, оригинальное и иногда величественно прекрасное богослужебное пение».Работа, без сомнения, удалась. Чайковский стал родоначальником нового музыкального жанра и одним из самых первых русский композиторов, желающих возродить на новой музыкальной почве древние русские распевы. Эту идею будут развивать в своем творчестве его ученики Кастальский, Рахманинов и многие русские композиторы конца XIX века. Возникнет целое музыкальное направление возрождающее интерес композиторов и слушателей к истокам русской духовной музыки, получившее название «новой русской хоровой школы».

Вклад П. И. Чайковского в развитие духовной музыки был отмечен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Варвара МИХАЙЛОВА

Написать комментарий
Зачем мы ездим в паломничества? Каждый, наверно, переживал такой этап, когда есть зуд побывать везде, во всех святых местах, приложиться ко всем святыням, привезти домой освященные камешки, сувениры, землицу... Это
14.12.2018, 18:52
№1. Натюрморт с разбитой чашкой. Наталия Сухинина Самой продаваемой книгой 2018 года оказалась история об иконописце, попавшему в так называемый любовный треугольник. Наталия Сухинина ведет своих героев через падения, испытания дружб
14.12.2018, 13:43
В издательстве «Покровский сад» вышла книга евангельских проповедей протоиерея Валериана Кречетова — «Несть наша брань к крови и плоти...» В одной из проповедей Валериан Кречето
12.12.2018, 13:28
Был ли патриотом Иисус Христос? В Евангелии можно встретить разные позиции по отношению к власти. Власть, к слову, тогда была языческой и по факту, враждебной христианству. Однако, апостол Павел в 
06.12.2018, 12:01
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.