В издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Церковь грешников». Ее автор — афонский архимандрит Варнава (Ягу) — размышляет о том, какие уроки мы можем извлечь из Евангелия.
Одна из проповедей посвящена христианскому пониманию одиночества. В Евангелии есть история о том, как Христос повстречал расслабленного человека в купальне. Купальня считалась целебной и каждый болящий входил в нее, чтобы исцелиться.
Расслабленный, не имея возможности пошевелиться, лишь наблюдал, как исцеляются другие. Никто не хотел ему помочь окунуться.
Христос, узнав о недуге расслабленного, спросил его: «Хочешь ли быть здоров?»
Нам может быть не совсем понятно, зачем спрашивать, хочет ли человек быть здоров? Конечно хочет. Но Иисусу было важно узнать о причине проблемы, о ее корне. Расслабленный ответил:
Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню;
Т.е., вот в чем беда — этому человеку никто не хотел помочь. Этот человек был одинок. А одиночество — это симптом греха.
Как это? — спросит кто-нибудь. — Его все бросили, а он еще и виноват?
Мы привыкли думать, что вина лежит на том, кто оставил человека, а не на том, кто остался одинок. Но очень часто виноват тот, кто остался один. Виноват своим дурным поведением, своим неумением жить рядом с другими.
Когда находишься рядом со смиренным человеком, тебе не хочется его покидать. Но рядом с горделивым, ворчливым, вечно всем недовольным, находиться не хочется.
Горделивые люди не хотят общаться. Они хотят чувствовать себя правыми всегда и во всем. Хотят, чтобы жизни других людей крутились вокруг их собственной.
Таким образом, грех расслабленного заключался в том, что он одинок. Никто не радовался, находясь рядом с ним. Никто не захотел помочь.
Христос исцелил несчастного, но позже, встретив того в храме, сказал: «Больше не греши».
Какой урок мы можем извлечь из этой короткой евангельской истории? Одиночество происходит от греха. И первый шаг к борьбе с одиночеством состоит в том, чтобы признать: если присутствие других людей лишает меня радости, то я живу в аду, мне нужно работать над собой.
С любым человеком можно найти общий язык. Даже с тем, кто не нравится. Да, сложно стать друзьями сразу со всеми, но общий язык можно найти с кем угодно. И тогда не возникнет ситуации, когда никто не придет нам на помощь.
А если у человека погибли родные? Тоже грех в нем, что он остался одинок. А если не женился или не вышла замуж, тоже одиночество признак греха такого человека? А множество одиноких пожилых у нас в деревнях? Тоже их грех...Во всем мы пытаемся найти грех...а тепло и любовь в большом дефиците
Рейтинг:
105
Андрей 20.11.2018
Елена, смысл не в том, что найти грех и показать пальцем на человека, а в том, чтобы бороться с одиночеством, не давать ему поглотить разум.
Рейтинг:
2
Эдурд 30.11.2018
"Но очень часто виноват тот, кто остался один." - автор не говорит что всегда. Есть разные ситуации. Написано же: очень часто. И это так и есть.
Рейтинг:
2
Любовь 30.11.2018
Плохие поступки формируют плохие привычки, плохие привычки делают несносным характер, а плохой характер творит тяжёлую судьбу человеку... Мы приближаем точки невозврата, Плюем в колодец и он тут же сохнет, Мы сеем зло, потом приходит жатва--- Добро и зло как семя.... Так пусть добро цветет, растёт и царствует, А зло что в нас навеки сдохнет...!
Рейтинг:
5
Максим 14.05.2020
Мне не интересны люди, я одиночка в жизни. Вместе с тем в посильной помощи я не отказываю никому. Я осознаю что мне никто не нужен и нет потребности кому-то что-то рассказывать. Но вместе с тем к людям я отношусь адекватно и ровно. И вреда никакого для души это не несет. Если человек в одиночестве не находит себе занятия и интересы, то это личные проблемы. Нытье на тему "я никому не нужен, никто со мной не общается" в бытовой ситуации воспринимается как незрелость и отсутствие личной ответственности за свою жизнь или манипуляция чувством жалости. Так что вывод отсюда единственный - созревать психологически и искать свое место в жизни без капризов, ожиданий и требований.
Рейтинг:
24
Анастасия 19.05.2020
Согласна с комментарием выше. Человека уже так запугали этими грехами. Туда не ходи, сюда не ходи. Это не делай , то не делай. Просто жить нужно по совести. И очень согласна про стариков, все видимо грешники. Туда же и дети, которых в приют отправляют.
Рейтинг:
10
владимир 05.01.2021
я согласен с еленой.мне 30 лет.сирота,похоронил бабушку и дедушку. остался один.сам по себе простой.добрый.одиночство убивает.просил бога помочь встретить вторую половинку.хорошего человека.и ничего.никого. меня только утешают,всё будет хорошо.встретишь. в библии бог сказал,я отец вдов и сирот- им помогаю. =((((( а сколько до сих пор людей хороших одиночки.а кто то так и умирает без мужа ,жены,детей. это справедливо?
Рейтинг:
21
Максим 08.02.2021
Знаете, я человек очень молчаливый, но если кому-то нужно помочь, всегда готов. Даже в мелочах, например с коллегами, всегда предложу что-то поесть, помочь с чем-то. Но проблема в другом. У меня никогда не получалось находить общий язык и общие темы. Только единицы попадались, с ними да, можно говорить о многом. Посмотрите, ведь есть люди не самые добрые и хорошие, часто грубые и т.д. Но они находят общий язык с людьми. Не знаю, последнее время просто кажется, что это как врождённые таланты или навыки. Вот не дал Бог такого таланта общения, и все тут. Зато дал другие таланты. Как бы есть люди с детства такие закрытые, замкнутые, сами в себе. А есть наоборот, тянущиеся к людям, к общению. Я не призываю оставить борьбу со своей "обратной" стороной, но это тоже нужно учесть как бы. Скажу честно, вот как люди говорят о житейском, мне совсем не нравится. Хочется говорить о внутреннем, о том, что в самих людях, как они живут и что чувствуют, вместо "Вот я ходил туда делал то, хаха". Может это и устраивает кого-то, но я давно разлюбил этот мир, эту внешнюю жизнь, и разговоры о ней, несущие пустоту и не наполняющие ничего в твоей душе. Кто-то скажет " Вот, это эгоизм". Возможно, но когда человек говорит о своей личной внутренней жизни, чувствах, я готов забыть своё "Я" и от души послушать его со всем интересом. Просто устаешь от этой обыденной жизни с бессмысленным содержимым в разговорах. Как будто все прячутся за этой обыденностью что-ли.
Рейтинг:
24
Елена 16.03.2021
В статье уже заложено осуждение. Так и друзья Иова рассуждали. Что раз Бог Иову попустил так страдать и тот остался один, то это у него грехи и ему нужно исправляться, покаяться. Но в итоге только молитву Иова Бог принял, в том числе и за его друзей... Надо больше в людях искать доброе семя... Любви и доброты, простого человеческого отношения не хватает... Когда человек одинок на помощь приходит Бог, потому что рядом больше никого нет. И из всех тех кто лежал в купальне именно одинокому Бог помог. И не просто исцелится, но и грехи все простил
Рейтинг:
18
Оксана 17.04.2021
С Вами полностью согласна.
Рейтинг:
0
Лидия 04.06.2021
А если у меня от общения начинается сипение в горле от операций и жуткая головная боль после перенесенного инсульта и я стараюсь поменьше общаться это тоже грех? Нет это обстоятельства диктуют свои правила выжывания.
Рейтинг:
3
Светлана 12.06.2021
Я бы хотела поддержать Максима. Я по своей сути человек - одиночка. Этакий классический интроверт. Я очень люблю уединение (это не одиночество). Общаюсь с людьми легко, но устаю, выгораю. Восхищаюсь людьми открытыми, компанейскими, но мне это не нужно. Наедине с собой я всегда чувствую присутствие Божие. Я люблю Господа. Что касается грехов? Не счесть. Признаю и каюсь. И для меня это лучше делать за закрытой дверью. С годами бурное общение становится более тяностным. В разговорах я, как и другие, произношу "Я" чаще, чем в минуты уединения. Этакая торговля личностными достижениями и "знаком качествам". Меня иногда пугает моё состояние, да и муж осуждает. Может я не люблю людей? Но нет. Вот смотрю на человека и чувствую к нему что-то материнское. Но по-другому тоже бывает. (к счастью реже) Смотрю на человека - улыбчивый, радушный, весь мир готов обнять. А мне от него сбежать хочется. Не будем судить. Мы все-равно не сможем быть исключительно правы. Всё мы разные. И не всегда раскрыты перед людьми до конца. Мнение - просто любить мир светлый, природу, детей. Это то, что делает нас счастливыми. Не знаю, отнёс бы меня кто-то в купель. Скорей всего "да". И не обязательно тот человек, который среди людей. Возможно, это сделал бы тот, кто просто видит душой.
Рейтинг:
5
Кристина 18.07.2021
Какой же жестокой сволочью надо быть, зашореной к тому же и неумной, чтобы такое написать о одиноком человеке... просто нет слов.
Рейтинг:
6
Кристина 20.03.2022
Какое однобокое, затхлое и темное пояснение такой разноликой темы одиночества.
Рейтинг:
3
Роман 14.05.2022
К Большому сожалению Библию трактуют по разному и невсегда корректно, Книга Благая. Одиночество это внутреннее чувство, люди могут быть рядом, но ты одинок. Скорее всего люди "Одинокие" обладают спецефическим мышлением, которое сформировалось у них в процессе жизненных обстоятельств, и с грехами это никак несвязано. Быть компанейским, постоянно юморить, это не показатель безгреховности.
Видя "Раслабленного" Иисус помогает ему, так как другие окружающие, все нарушают одну из заповедей. Не гриши в будущем Иисус отвечает, я понимаю здесь не будь слабым в вере в Бога.
Рейтинг:
4
Иво 20.08.2022
Я не смог жениться (мне 48 и не было даже невесты), близких нет после смерти приёмных родителей. Изгой в обществе, почему, не понимаю, но обсирают за спиной постоянно и в итоге все потом настроены против. Знал бы, за какие грехи, может, и было бы по-другому, но даже батюшка не связывет это с грехами, а с тем, что человеку Бог не посылает ничего во вред. Так и живу в надежде только на спасение.
Рейтинг:
7
Александр 21.10.2022
Где-то я встречал такую поговорку: Спорить всегда легче, чем пытаться понять. Перефразирую- обвинять всегда легче, чем пытаться понять. Всегда легче обвинять- ты такой плохой, одинокий потому что не умеешь, плохой и т.д. А другой будет лицемер, подлый- и вроде все хорошо и друзей, знакомых много. Потому что умеет понравиться, подлизаться, хоть и не искренне. Я думаю к этой теме надо подходить индивидуально, а не навешивать ярлыки. Хотя последнее безусловно легче делать.
Рейтинг:
7
Татьяна 12.12.2022
Что в этом плохого,если человек захотел посвятить свою жизнь себе? Если живёшь в полной гармонии с собой,а внутри всё светится и ликует! Человек приходит в этот мир один и уходит один! И не обязательно нести шлейф потомства за собой,важно духовно развиваться и нести свет,добро и умиротворение внутри себя!
Рейтинг:
1
Вера 13.01.2023
А если человека не решает радости находиться с другими людьми, общаться. Так случаеться мужа забрал Бог, дети разъехались. У всех своя жизнь. Человек живет один. И это грех?
Рейтинг:
0
Андрей 13.01.2023
Вера, смысл проповеди не в том что одиночество само по себе грех, а в том, что если человеку никто не хочет помогать, то в этом есть его собственная вина.
Рейтинг:
1
Анна 02.03.2024
Но одиночество бывает и в смысле - безбрачия. Сказано "Брак ваш пусть будет честным, а ложе непорочным", получается что человек пока не получит дара взаимной любви от Бога, он ведь тоже одинок. Разве в этом есть его вина? Думаю что нет.
Рейтинг:
0
Елена 02.03.2024
Думаю во все времена, гнилым людям легче найти себе подобных, таких как сплетников и насмешников. Такие точно одни не бывают, они всегда найдут себе собеседников, с кем позласловить. А вот порядочные люди, часто имеют не большое количество приятелей.
Рейтинг:
0
Любовь 19.03.2024
Человек - существо социальное. "Нехорошо человеку быть одному". В одиночестве младенцы не выживают, а если и выживут - в отсутствии взрослых людей не сформируются их человеческие качества. Стало быть, не норма для человека одиночество, тем более, такое, когда и стакан воды в болезни поднести некому… Говорите, любите одиночество, и это ваш сознательный выбор? Ну так и отсутствие помощи вам в старости или в болезни - тоже ваш собственный выбор, результат вашего же решения или организации собственной жизни. Виноваты вы в этом? Грех ли это? Решайте сами. Не стоит также забывать, что под грехом подразумевается не только вина. Грех - это промах, ошибка, непопадание в цель, недосмотр, недомыслие и т.д. Многие здесь возмущены обвинениями архимандрита Варнавы, особенно те, кто проецируют ситуацию на себя. Архимандрит в их глазах становится жестоким обвинителем. Но почему бы просто не принять его идею как информацию к размышлению? Да, не каждый одинокий человек виноват в своём одиночестве. И всё же "нехорошо человеку быть одному". Даже монахи живут в братском общении общежительных монастырей, а отшельники (а есть ли они сегодня?) - люди святости Марии Египетской, и вряд ли есть смысл нам, мирянам, рассуждать об их праведности или греховности. А уж противопоставлять одиночество безудержно весёлому общению (как тут делают некоторые комментаторы) и вовсе некорректно. Так что давайте просто подумаем, где и в чём мы ошиблись или промахнулись в своём одиночестве, чем навешивать ярлыки и осуждать автора проповеди.
Рейтинг:
1
Я не робот 02.04.2024
Читаю и вижу как некоторые одинокие оправдывают себя из за гордости своей а некоторые из за эгоизма и они не настолько одиноки. Не осуждаю, просто пытаюсь анализировать.
Рейтинг:
0
Александр 09.04.2024
У лицемеров и подхалимов много друзей. Их уважают, принимают несмотря на их поступки и поведение. Значит они живут правильно, как надо. А если тебе плюют в душу, говорят про тебя гадости, потому что ты не такой как все, когда ты хочешь быть с другим рядом, стараешься ему помочь, а тебя используют. Когда же ты обратишься с помощью тебя игнорируют. Это значит ты во грехах? А они "правильные" на кого надо ориентироваться потому что их уважают за их умение польстить? Как легко все в один шаблон запихать. Я полагаю, что это может быть и крест какой-то и испытание. Кому-то болезнь посылается тяжелая и многолетняя, кому-то травма, кто-то родителей лишается в детстве- остается сиротой. Это их грех? Они виноваты? А кому-то крест одиночества. Одно дело если человек не хочет ни с кем общаться и делиться. И другое если он хочет, но люди его игнорируют, потому что он им непонятен, не такой как они и ничего с этим не поделать.
Рейтинг:
2
Александр 09.04.2024
А вот посмотрите что на это отвечает один священник: "Потому что непонятно, насколько эта история духовная. Я думаю, не совсем. Обычно в таких ситуациях в основе лежит какая-то травма. Может быть, это посттравматический синдром. Мы не знаем, что происходит." Я думаю это действительно грамотный и мудрый человек. Он не загоняет проблемы человека в шаблоны, а старается посмотреть не только шире, но и с любовью! А не обвиняя- ты одинок, значит ты гордый, грешный и вообще плохой, твои проблемы. Виноват сам потому что до сих пор их не решил! А раз не решил значит не хотел.
Рейтинг:
0
Подпишитесь на публикации!
В каждом письме — интересные новинки и лучшие публикации.
Приглашаем вас также подписаться на наш
Яндекс.Дзен канал.
1 место
Протоиерей Александр Торик
«Флавиан. Палата»
Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий.
2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем.
Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.
Мы приближаем точки невозврата,
Плюем в колодец и он тут же сохнет,
Мы сеем зло, потом приходит жатва---
Добро и зло как семя....
Так пусть добро цветет, растёт и царствует,
А зло что в нас навеки сдохнет...!
Я по своей сути человек - одиночка. Этакий классический интроверт. Я очень люблю уединение (это не одиночество). Общаюсь с людьми легко, но устаю, выгораю. Восхищаюсь людьми открытыми, компанейскими, но мне это не нужно. Наедине с собой я всегда чувствую присутствие Божие. Я люблю Господа. Что касается грехов? Не счесть. Признаю и каюсь. И для меня это лучше делать за закрытой дверью.
С годами бурное общение становится более тяностным. В разговорах я, как и другие, произношу "Я" чаще, чем в минуты уединения. Этакая торговля личностными достижениями и "знаком качествам".
Меня иногда пугает моё состояние, да и муж осуждает. Может я не люблю людей? Но нет. Вот смотрю на человека и чувствую к нему что-то материнское. Но по-другому тоже бывает. (к счастью реже) Смотрю на человека - улыбчивый, радушный, весь мир готов обнять. А мне от него сбежать хочется.
Не будем судить. Мы все-равно не сможем быть исключительно правы. Всё мы разные. И не всегда раскрыты перед людьми до конца.
Мнение - просто любить мир светлый, природу, детей. Это то, что делает нас счастливыми.
Не знаю, отнёс бы меня кто-то в купель. Скорей всего "да". И не обязательно тот человек, который среди людей. Возможно, это сделал бы тот, кто просто видит душой.
Видя "Раслабленного" Иисус помогает ему, так как другие окружающие, все нарушают одну из заповедей. Не гриши в будущем Иисус отвечает, я понимаю здесь не будь слабым в вере в Бога.
Если живёшь в полной гармонии с собой,а внутри всё светится и ликует!
Человек приходит в этот мир один и уходит один! И не обязательно нести шлейф потомства за собой,важно духовно развиваться и нести свет,добро и умиротворение внутри себя!
Не стоит также забывать, что под грехом подразумевается не только вина. Грех - это промах, ошибка, непопадание в цель, недосмотр, недомыслие и т.д.
Многие здесь возмущены обвинениями архимандрита Варнавы, особенно те, кто проецируют ситуацию на себя. Архимандрит в их глазах становится жестоким обвинителем. Но почему бы просто не принять его идею как информацию к размышлению? Да, не каждый одинокий человек виноват в своём одиночестве. И всё же "нехорошо человеку быть одному". Даже монахи живут в братском общении общежительных монастырей, а отшельники (а есть ли они сегодня?) - люди святости Марии Египетской, и вряд ли есть смысл нам, мирянам, рассуждать об их праведности или греховности.
А уж противопоставлять одиночество безудержно весёлому общению (как тут делают некоторые комментаторы) и вовсе некорректно.
Так что давайте просто подумаем, где и в чём мы ошиблись или промахнулись в своём одиночестве, чем навешивать ярлыки и осуждать автора проповеди.