Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Не надо дергать людей
02 сентября 2015 в 0:00

 Вопрос-ответ

Отвечает игумен Паисий (Савосин)

«Дергать людей не надо».

– Что означает Сретенье Владимирской иконы Божьей Матери? С кем или с чем она встречается?

– В правление великого князя Василия I, сына блгв. кн. Димитрия Донского, в 1395 году хан Тамерлан достиг пределов рязанских, взял город Елец, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился московским святителям и преподобному Сергию об избавлении Отечества, писал святителю Киприану, митрополиту Московскому, чтобы Успенский пост был посвящён усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Тогда же было решено перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пресвятой Богородицы. На всём пути икона была встречаема коленопреклонно молящимися и просящими Матерь Божию спасти землю Русскую. И вот, в то время, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлану было видение грозной Жены с великим войском, повелевшей оставить пределы России. И Тамерлан дал приказ к отступлению.

На месте «сретения» (встречи) Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке.

– Почему в храме Воскресения Словущего бывают службы по Пасхальному канону не в дни Светлой Седмицы?

– Насколько мне известно, на праздник Воскресения Словущего, накануне Крестовоздвижения, и особенно это касается храмов, освящённых в честь этого праздника, службе и подобает совершаться подобным чином, пасхальным. Это связано с тем, что в этот день в 335 году был окончен и освящён вновь построенный храм Воскресения Христова в Иерусалиме, как его ещё называют, храм Гроба Господня. И как в обычный воскресный день в храмах исполняются песнопения и читаются каноны, посвящённые Воскресению Христову, так и в день Обновления, то есть освящения храма Воскресения, поются пасхальные песнопения.

– В календаре отмечена дата Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы. Не совсем понятно, почему эта дата выделяется.

– При императоре Аркадии (395-408 годы) пояс был перенесён в Константинополь и при императоре Льве I был помещён в золотом ковчеге за царскою печатью в Халкопратийскую церковь. До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Её Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886–911), от Пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.

Дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы весьма символична. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы – он не только посвящён Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. В практике афонских монастырей эта связь ещё очевиднее – на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днём и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса.

– Батюшка, когда в храме надо вставать на колени? Видела, как одна женщина, подложив под колени коврик, через каждые пять минут опускалась на него и кланялась.

– Собственно, о стоянии на коленях Устав ничего не говорит – только о земных поклонах.

Вот слова одного из лучших литургистов Церкви: «Стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним» (архим. Киприан Керн).

Относительно же поклонов... Ну, например, во время Литургии есть три момента, когда весьма уместен земной поклон. После освящения Святых Даров в конце пения «Тебе поем...», ещё в момент изнесения Чаши с Телом и Кровью Христовыми при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и наконец, в тот момент, когда Чашу последний раз являют верующим при возгласе «Всегда ныне и присно и во веки веков» (если человек причащался, то этот поклон не делает).

А то, чтобы то и дело кланяться... В письмах святителя Игнатия Брянчанинова встречается такой совет: «В церкви не становитесь на колени и вообще по наружности не отделяйтесь от прочих какими-либо особенностями, но сохраняйте и внутреннее, и наружное благоговение. Поклонов кладите как можно меньше. Земных поклонов полагайте всего два в течение Литургии, в конце её: когда дважды выносят Чашу со Святыми Тайнами. Удерживайте себя от разгорячения и от всех порывов, столько противных смирению».

Но точно так же противно смирению наблюдать в церкви за окружающими, кто как из них молится. И ещё хуже – идти и делать замечания, когда нас никто к этому не уполномочивал. Да, может быть, та женщина, кланявшаяся «через каждые пять минут», делала что-то чудное. Однако её поведение всё же не является каким-то хулиганством, которое нужно непременно бежать и останавливать. Быть может, у неё печаль какая-то, и она, как может, пытается сказать о ней Богу.

– Батюшка, часто во время службы люди проходят ставить свечи во время чтения Евангелия или Херувимской, не обращая внимания на молящихся. Нужно ли делать замечания?

– Вот представьте: Вы, к примеру, решили научиться готовить. А мама, глядя, как Вы пытаетесь, то и дело на вас кричит и бьёт по рукам, что, дескать, то и это делаешь неправильно. Да, если Вы терпеливы, Вы это преодолеете и научитесь. А если нет? И ведь это – мама. А представьте: чужой человек... Думаю, в описанном Вами случае можно всё же отнестись с жалостью к приходящим людям. Представьте, что Вы учите ребёнка своим примером, как нужно быть мирным и приветливым. И этот ребёнок – те люди, которые пришли и «тыкаются в Бога», как слепые котята, со своими свечками. Какие правила они знают? И вот, преподобный Силуан Афонский как-то записал в дневнике: «Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко». Да, лучше не дёргать людей, проявить приветливость. А вот, если спросят что – тогда и подсказать можно. Преподобный Евпрепий Египетский получил такое наставление от старца: «Не начинай говорить, пока не спросят тебя».

– Что такое молитва по соглашению и когда её читают?

– Вот выписка из книги Н.Е. Пестова «Современная практика православного благочестия».

В Евангелии от Матфея, в главе 18-й, ст. 19-20, читаем следующие слова Спасителя: «Истинно также говорю вам, что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». На основе этого указания в Православной Церкви практикуется так называемая «молитва по соглашению», когда при каком-либо тяжёлом положении: болезни, несчастии, бедствии и т.п. – двое или более христиан соглашаются вместе усиленно молиться за избавление кого-либо от постигшей его беды.

Такую молитву практиковали, в частности, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский и замечательный московский пастырь, протоиерей Константин Ровинский. По свидетельству последнего, ему приходилось быть свидетелем многочисленных и чудесных случаев действенности такой молитвы: выздоравливали больные, приговорённые врачами к смерти, возвращалось потерянное зрение, возвращалась способность ходить, прекращались упорные приступы ненависти и т.п.

Комментарии
«Просто поговорите...» Протоиерей Сергий Николаев о любви и ревности
16 октября 2018 в 14:06

В издательстве Ковчег вышла книга протоиерея Сергия Николаева «Чтобы Ангел не улетал...». Священник рассказывает о том, как обрести счастье в православной семье. «Жена-начальник» Вспоминаетс

Быть дедушкой — это чудо! Священник Александр Дьяченко о внучатах
11 октября 2018 в 12:17

В издательстве Никея вышла новая книга «Чудо быть дедушкой». В ней священник Александр Дьяченко делится житейскими историями о своих внуках. Истории священника не столько назидательные, сколько милые и с

«Разделение на своих и чужих...» и другие ошибки новоначальных христиан
09 октября 2018 в 17:50

Я хожу в храм более 10 лет. За это время мне встречались люди, которые были восторженными неофитами, а позже превращались в атеистов. Часто новоначальные христиане видят все не так, как есть на самом деле. Черное

«Это хорошо!» Мудрость на все случаи жизни
08 октября 2018 в 16:29

Есть одна старинная притча о царе и его друге философе, который всегда говорил «Это хорошо!». Однажды царь и философ отправились на охоту. Философ, заприметив зайца, натянул тетиву и выпустил стрелу.

Издательство «Зёрна» проводит ежегодный поэтический конкурс. Принять участие может любой желающий
04 октября 2018 в 15:13

Конкурс «Когда душа молчать не может» проводится каждый год, начиная с 30 сентября. Любой желающий может прислать в группу ВКонтакте свои стихотворения. Победителя определяет профессиональное жюри. В прошлом году победителями

За что нам это? Богословы и философы о причинах страдания
03 октября 2018 в 18:37

Согласно религиозным мыслителям, все страдания даются человеку от грехов и эгоизма. Но это только с богословской точки зрения. Если у вас свое видение — поделитесь им в комментариях. Святител

«Самый Главный Господин». Книга непридуманных рассказов из жизни священника
25 сентября 2018 в 11:46

В издательстве Никея вышла книга «Самый Главный Господин». Ее автор — священник Павел Великанов — делится историями из своей жизни, которые наполнены Божественной Волей. Планшет Подарил

Протоиерей Валериан Кречетов: «Живите реальной жизнью и не будет никакого уныния»
24 сентября 2018 в 12:28

В издательстве «Покровский сад» вышла книга «В чем смысл истинной свободы», содержащая беседы со священником Валерианом Кречетовым. Приводим основные мысли из беседы об унынии. Уныние в

Как Леонардо Да Винчи искал человека на роль Христа
21 сентября 2018 в 11:47

В издательстве Никея вышла новая книга дьякона Ильи Кокина «Страх возводит стены, любовь строит мосты». Разговаривая о свободе выбора человека, священник приводит в пример историю создания знаменитой картины &l

Вместе тесно, а врозь скучно. Три правила брака от архимандрита Андрея Конаноса
14 сентября 2018 в 11:55

Вышла новая книга архимандрита Андрея Конаноса «Вместе тесно, а врозь скучно» об отношениях между мужчиной и женщиной. Мы такие разные, пишет Андрей не без иронии — разные родители, разные