Если мы встречаем человека, с которым не согласны, то либо вслух, либо про себя выражаем свое недовольство. Мы пытаемся навязать ему свое мнение, чтобы он с нами согласился. А он, в свою очередь, пытается навязать нам свое. Ситуация замыкается. Но выход из нее находится совсем в другой стороне.
В книге «Бог не оставит тебя» греческий священник Андрей Конанос рассказывает, как убеждать людей, не навязывая им свое мнение, как научиться видеть настоящие намерения людей и как разобраться в своей душе.
Андрей Конанос рассказывает, как часто люди скрывают свои истинные намерения, маскируя их под что угодно.
Одна женщина на исповеди могла часами говорить о детях, о соседях, о муже, да только не о себе. Тогда Андрей спросил ее: «Чего же тебе на самом деле нужно? Говори как есть». И она призналась — мне, говорит женщина, не хватает внимания и любви дома. Я много лет хожу к вам на исповедь, потому что вы меня всегда выслушаете, меня это успокаивает.
А отчего возникает неспокойство? Не от того ли, что мы пытаемся подавить в себе истинные желания?
Еще один знакомый Андрея Конаноса, протестант, пишет ему в Фейсбуке: «Расскажите мне что-нибудь о православной вере, отец. Я хочу послушать». Ты же протестант, неужели тебе интересно слушать православного священника? Да мне кого угодно интересно слушать, лишь бы проявили ко мне любовь. Ему в жизни не хватало любви, и он бы пошел в любую веру, где ему это предложат.
Неискренность терзает человека. Подавление своих проблем вызывает нездоровый интерес к проблемам других людей. А у них-то, еще хуже, — думает человек, когда слушает, как ссорятся соседи.
Архимандрит Андрей советует признаться самому себе в своих проблемах, в своих грехах, в своих недостатках. Признаться и принять их.
Андрей Конанос с визитом в Чикаго. «Зимой тут бегают олени!» — пишет он у себя в Фейсбуке
Как-то один священник поведал Андрею: «Я пошел в священники, потому что хотел нести слово Божие людям. Так я думал. А потом понял другое — я ведь был никем до принятия сана. А теперь я уважаемый человек, священник! Ко мне обращаются Отче! Целуют руку! Это мне очень льстит». Этот священник докопался до самой сути своей души. Признался себе, хоть и не без стыда. И теперь у него на душе спокойно. Он знает над чем работать.
Когда человек понимает свои истинные намерения, истинные, а не внешние желания он сначала приходит в ошеломление. Возможно, он даже откажется это принять. Но смирившись, человек преображается. Он становится настоящим.
Когда Андрей Конанос рассказывает это людям многие задают ему вопрос:
Как же это так, смириться со своими грехами. И что же теперь, делать все что хочешь?
А что, вы хотите, чтобы я попросил вас не делать, что вы хотите? — спрашивает у них Андрей.
Люди сами понимают, как правильно поступить в той или иной ситуации. Для этого у людей есть совесть.
Однажды архимандрит Андрей спросил у парня, почему тот не хочет ходить в храм. Он ответил:
Для меня церковь ассоциируется с запретами. Можно ли ходить в клуб? Нет. Можно ли встречаться с девушками? Нет. Можно ли слушать рок музыку? Нет. Мне такая церковь не нравится. Я не хочу в такую церковь ходить.
Ситуация не единичная. Такое происходит постоянно, особенно с молодыми людьми, у которых родители — христиане. Но христиане неправильные. В них нет любви.
Часто люди, пришедшие к вере, начинают считать свое слово Словом Божиим. Им кажется, что бы они не сказали, что бы не потребовали от окружающих — этого же хочет от людей и Господь. Но это не так.
Мы видим мир только со своей стороны и зачастую не способы увидеть всей картины.
Это как притча со слоном, который зашел в деревню, где все жители были слепыми. Глава деревни послал людей узнать, что это за существо к ним пожаловало. Жители обступили слона и начали его щупать.
Это двигающаяся труба! — сказал тот, кто трогал за ногу.
Да нет же, это летающая по воздуху цистерна! — заявил тот, что трогал за брюхо.
Вы ошибаетесь, это шланг для полива растений! — уверял тот, что схватился за хобот.
Всегда нужно помнить, что наше мнение — не единственно верное и уж точно не следует навязывать его другим людям.
Есть верующие, которые с восхищением рассказывают, как видели мироточащую икону. Или разговаривали со старцем.
Я видел, как шевелилась икона! — говорит верующий Андрею Конаносу.
Ну и что, что ты видел? Что поменялось в тебе?
А я уже 35 раз была в Иерусалиме и видела старца! — говорит другая прихожанка.
Ну и что, что ты была в Иерусалиме 35 раз? Что тебе это дало?
Ну как же, редко кто видел того старца, а я видела!
Визит в Чикаго. «Небоскребы... До этого я ощущал себя таким маленьким только перед Богом!»
Но разве поездки по святым местам меняют души людей? Разве чудеса, которые мы видим могут спасти нашу душу? Это всего лишь внешние проявления. Неужели Господь во время Второго Пришествия спросит нас: «Сколько раз вы были в Иерусалиме? Три? Ну это маловато, надо бы хотя бы десять...».
Архимандрит Андрей делится одной житейской мудростью. Как посоветовать человеку что-то и не навредить ни ему, ни себе.
Сделайте так, чтобы человек сам принял решение, а вы его всего лишь к этому решению подтолкнули. Не говорите: «Женись на этой девушке!». Скажите вместо этого: «Ах, какая славная девушка. Повезет же тому, кто на ней женится!».
Если человек сам примет решение, то сам же будет отвечать и за последствия. Когда девушка покажет свой характер и неизбежно возникнут разногласия, мужчина найдет к ней подход. Ведь это он ее выбрал, ему с ней жить.
А если вы навязали ему решение, то первым делом он вас и обвинит: «Что же вы мне насоветовали! Это ваша вина!».
Случалось ли вам наблюдать, как человек, которого вы о чем-то просите сначала отказывает вам категорически, но потом делает? Таких людей архимандрит Андрей называет реактивными. Они не хотят соглашаться в силу разных причин: плохое настроение, что-то болит, вы как-то не так просите или они не хотят, чтобы на них давили.
Внешне такие люди проявляют протест, но внутренне они понимают, как должны поступить.
Это еще раз доказывает, что все люди на самом деле хорошие. И сами прекрасно понимают, как нужно жить. Требовать от людей поступать так или иначе — неправильно.
В детстве наш разум был чист. Мы любили всех людей одинаково. Не было плохих и хороших. Но взрослея, родители, друзья, телевизор навязывали нам ярлыки. Вот этот человек нехороший, этот — обманщик, а вон тот, так и вообще негодяй.
Так формируется наше мировоззрение. И мы уже не можем любить того, кто отличается от нас. Теперь мы поделили мир на плохих и хороших, на наших и не наших. Та любовь, которой учит Евангелие пропала.
Однажды Андрей Конанос был в гостях. Он сел за стол и хозяин сказал ему: «Сегодня будет сложный вечер». Это почему же? — поинтересовался Андрей.
Дело в том, что сейчас придет неверующий человек, атеист.
И что же с того?
А о чем вы будете разговаривать? Вы же священник.
Ну как о чем? О футболе, о погоде, о еде.
Не нужно искать поводов, чтобы поссориться с людьми, учит Андрей Конанос. Уж тем более не нужно рассуждать о Боге с тем, кто в Него не верит. Покажите, что вы добры к этому человеку и счастливы, веруя в Господа. И человек задумается. А может даже и изменит свое отношение к религии. Как говорится, на все воля Божья.
Читайте также:
Как перестать переживать по пустякам и другие советы священника
Не бывает плохой работы! Советы священника о том, как обрести радость
Не нужно себя ни в чем винить! И другие советы священника
На данный момент «Бог не оставит тебя» — это последняя вышедшая книга проповедей архимандрита Андрея Конаноса. Ждем еще! Обзоры новых книг появятся в нашем блоге, а заказать все книги автора можно на его странице в магазине: