Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru

Какой должна быть власть? «Феатрон» святителя Иоанна Тобольского

09.01.2018, 8:32

У нас в стране грядут выборы президента. Как правило православные не ходят на выборы разного уровня, полагая, что политика — «дело грязное», а власть дается только от Бога. Если же власть достается в результате политических манипуляций, то такая власть многими (и порой оправданно) считается сомнительна, хотя в «Основах социальной концепции РПЦ» в целом выборная власть признается вполне легитимной.

А как относились к власти наши церковные иерархи в старину?

Поделиться статьей с друзьями:

 

Небольшой драмтеатр

Первым официальным трактатом на эту тему была книга «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам». Создал его известный духовный писатель, миссионер, просветитель Сибири, святитель Иоанн Тобольский. Но почему — Феатрон? Коль уж это книга высокого духового содержания, то и содержание слова, выведенного в заголовок должно быть соответствующим. Ан — нет. Феатрон с греческого означает небольшой драмтеатр. Отчего же тогда таким словом названа книга одного из самых почитаемых на Руси святителей?

Дело в том, что книга святителя с таким названием посвящена политическим выборам. Да, да, выборам, происходившим в 1703 году при Царе Петре I. Выборы тогда делились на три вида:

1). Органов управления городами и посадами
2). Органов сословного дворянского управления
3). Депутатов законосовещательных ассамблей

Увы, все эти демократические принципы при абсолютном самодержавном правлении превращались в малый драмтеатр, поскольку кандидаты выдвигались при помощи политических манипуляций, изменяющих симпатию народа в сторону того или иного кандидата.

Вот почему такие выборы, святой Иоанн (Максимович), Тобольский митрополит и назвал Феатрон.

О «Симфонии власти и Церкви»

Но не потому написал Иоанн Тобольский свою книгу, чтобы обличить саму выборную систему. В своей книге святитель напрямую обращался к власти. Как бы там ни было, но во времена правления Императора Петра Великого, к государственному управлению относились внимательно и серьезно, а то ведь можно было в прямом смысле и под топор попасть. И чем более развивалась при Петре I государство, тем все больше светлые умы Отечества считали необходимым поразмышлять над достойным образом праведного православного правителя.

Книгу святитель адресовал не лично правящему Царю, а выборам мудрых добрых правителей, которые могут сочетать добродетель христианскую с правлением тогдашним государством. Непосредственно о выборной системе речи в книге не идет. Но зато сколько аргументированных строк Тобольский миссионер посвятил «симфонии» Церкви и государственного аппарата, той самой «Симфонии», которая сегодня стала подвергаться неправомерной и даже агрессивной критике. «Начальник, в Небесное Царство показывай путь, куда за тобою все люди пойдут» — указывал святитель. По его мнению — только союз Царя и Патриарха, «симфония» Государства и Церкви мог могут привести Россию к могуществу и устроить жизнь народа по справедливости.

К примеру, когда святитель Иоанн пишет про устройство государства идеального и говорит, что прекрасно воистину власть устроена, когда государь лучших мужей на правление ставит, мужей, способных со спокойным рассудком править и мудро судить по закону каждого, при этом не имея в себе никаких пороков беззаконных, и даже чуждых греху.

Неправедные властители

Не понаслышке знал автор «Феатрона» о неправедной власти, потому и взялся написать свой труд, где говорит о том, что невежды, лихоимцы и несмышленые люди, если их в начальство изберут, себя почитают уже позванными на жатву золотую, используют законы, словно паутину. Без наказания они отпускают сильных и богатых, словно они выше всяческого закона, но губят нищих и невинных. Такие не по закону правят, а что придумают сами не праведное, то и достойным исполнять считают. К истине не склоняют сердца свои, но удаляются от нее.

По мысли святителя полнота власти той, что милостиво дает им народ, прельщает иногда сердце человеческое, и тогда он, возгордившись безмерно, уже идет истины супротив. Он также сетует на чиновничью продажность и добром вспоминает устои древние, в которых судья, что судит неправедно и свой суд продает, называется прямо предателем и он осуждается сам, словно злодей, что совершил против престола царского преступление.

Особо страшное зло святого Иоанна — взятки. Он их сравнивает с тяжестью такой, что возложена на плечи и пригибает к земле сильнейших. По его словам, золото мудрых сокрушает и ослабляет людей решительных.

Книга «Феатрон» была очень высоко оценена уже при жизни Иоанна Максимочива. Сам Царь Петр I в 1709 году в благодарность святителю за этот труд прислал ему благодарственную грамоту.

Какой должна быть власть

Главными поучениями книги «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам» стали мысли святителя Иоанна о том, что на правление должны поставляться люди со спокойным рассудком и каждого судить по закону, при этом не имея никаких беззаконных пороков в себе. «О Государе судят по чиновникам» — говорит автор. Хочется привести и еще несколько изложенных на современном языке цитат:

«Если ты, словно сосуд стеклянный, внутри станешь светел, этот свет изнутри даже снаружи приметят»,

«Насколько надо всеми начальник поставлен, настолько и самый даже малый его грех явлен»,

«Начальник, когда возьмешь правду в собеседники, укрепят твои владенья наследники».

Автор «Феатрона» показывает нам мир праведных и неправедных властителей, давая их поступкам духовную оценку. Он учит нас относиться к власть имущим так, чтобы церковная молитва: «Господи, спаси страну нашу Российскую, власти и воинства ее», потом не стала кощунственной. Одно дело — несогласие, второе — обличение, но осуждение тех, за кого ты молишься — это для православного тяжелый грех. В целом святитель Иоанн учит нас тому, что власть в стране такая, какую народ себе вымолил. Власть по его мысли — это результат общецерковной молитвы, а начальствование — это не есть данная от Богом привилегия, а тяжелый крест для начальника, которому всем миром надо помочь нести его.

Что же касается участия или неучастия в выборах современной власти Основы социальной концепции РПЦ разрешают участие в них православных мирян и даже поощряет такое участие, когда совершается оно в согласии с церковным вероучением, с нравственными нормами и официальной позицией Церкви по общественным вопросам. Миряне, исполняя свой гражданский долг могут участвовать в выборных процессах, чтобы и содействовать начинаниям государства нравственно оправданным.

Смотрите также:

Святитель Иоанн Тобольский

Политическая и историческая литература

Написать комментарий
Зачем мы ездим в паломничества? Каждый, наверно, переживал такой этап, когда есть зуд побывать везде, во всех святых местах, приложиться ко всем святыням, привезти домой освященные камешки, сувениры, землицу... Это
14.12.2018, 18:52
№1. Натюрморт с разбитой чашкой. Наталия Сухинина Самой продаваемой книгой 2018 года оказалась история об иконописце, попавшему в так называемый любовный треугольник. Наталия Сухинина ведет своих героев через падения, испытания дружб
14.12.2018, 13:43
В издательстве «Покровский сад» вышла книга евангельских проповедей протоиерея Валериана Кречетова — «Несть наша брань к крови и плоти...» В одной из проповедей Валериан Кречето
12.12.2018, 13:28
Был ли патриотом Иисус Христос? В Евангелии можно встретить разные позиции по отношению к власти. Власть, к слову, тогда была языческой и по факту, враждебной христианству. Однако, апостол Павел в 
06.12.2018, 12:01
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.