Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Как судить, но не осуждать

01.02.2017, 8:00

Пожалуй, нет греха которым чаще всего грешит человек, как грех осуждения. На этот грех указывают люди, в отношении которых выносится суд. «Не осуждай меня» — требуют одни. «За собой смотри» — твердят другие, как бы оправдывая свое беззаконие. Нешуточные дебаты возникают по этому поводу и в социальных сетях. Одни просят не осуждать их, как бы заботясь о спасении душ осуждающих, а на самом деле не желая слышать о себе плохое. А в ответ слышат что это не осуждение, а суждение, а на самом деле осуждающие люди движимы страстью гордости и тщеславия.

Так в чем же отличие понятий суждения от осуждения?

 

Закон один — возлюби

Оба эти понятия, слова одно корня — суд. А суд всегда подразумевает две вещи — закон и судью. И судья, по определению, должен знать и правильно понимать закон. Можно сказать, что должен проникнуть в суть закона, почувствовать его дух. Иначе он недостоин звания судьи. А мы попытаемся все эти понятия светской юриспруденции применить к себе.

Существует закон. В данном случае — это Закон Божий. И есть мы — выступающие в роли судьи. Немощные, страстные, со своими страстишками и пороками, пытаемся по этому закону судить. Но ведь закон Божий, по словам Христа, всего один — возлюби. Любовь есть основание закона. И конечно, мы, которые желаем выступать в роли судьей, должны знать Бога. Иметь Его любовь в своем сердце. Бог есть любовь, которая по словам апостола Павла «милосердсвует, и долготерпит», т.е имеет долгое терпение и милующее сердце. Поэтому не имея в себе любви, мы не можем быть судьями никого.

Человек в окружающих людях и целом мире видит отражение своего Я. Для чистого все чисто. Господь, вселившийся в сердце человека духовного преображает его всего так, что этот человек видит окружающих добрыми и хорошими, а себя грешным и погибающим.

Мы не можем правильно судить о человеке еще потому, что судья всегда выясняет мотивы и цель поступка. Мы же почти всегда видим только внешнею форму поступка. И убийца и хирург держат в руках нож, и оба режут человека. Только один чтобы спасти жизнь человеку, а другой наоборот, лишает его жизни.

Означает ли все вышеизложенное, что христианин должен быть безразличным и инфальтивным к тому, что происходит кругом? Никак не реагировать на окружающее зло, и не иметь своего суждения, смиряясь со всем происходящим? Нет конечно. Христианин может и должен иметь свое суждение, и даже применять силу, когда необходимо, но всегда в свете евангельского учения. Есть замечательный труд православного философа Ивана Ильина. Называется он «О сопротивлении злу силой».В нем автор доказал, что злу необходимо противостоять силой, но только с позиции любви. Возвращаясь к аналогии со светской юриспруденцией, можно сказать, о этих двух терминах, что судить — это процесс, о осудить это уже приговор. И наш приговор почти всегда необъективный.

 

Любить человека, ненавидеть грех

В обыденной жизни эти два понятия суждения и осуждения очень часто переплетаются. Только начали как-бы рассуждать об предмете или явлении, а уже и осуждаем конкретных людей. Поэтому Святые отцы, и подвижники благочестия, предупреждают о нежелательности суждения людям подверженным страстям, которые не имеют любви. Осуждение почти всегда проистекает от гордости, и осуждающий человек моментально теряет сердечную теплоту благодати. Люди ведущие внимательный образ жизни это хорошо знают.

Понятие любви — это тема отдельного разговора. Просто напомним, что любовь есть вершина добродетели, а фундамент ее — духовная нищета. Не имея прочного основания в виде духовной нищеты, опытного познания своей немощи и недостоинства, любовь приобрести невозможно. А познавшие свою духовную болезнь и немощь, никогда не будут осуждать духовные немощи других. Если один больной будет надсмехаться над другим больным, не сочтут ли такого человека неразумным? И наоборот. Человек, опытно познавший тяжесть борьбы с грехом, познавший немощь человеческой природы, будет жалеть и сострадать грешнику. Он сможет строго различать человека как образ Божий, и грех как что-то чуждое и несвойственное человеку.

Кажется у владыки Антония Сурожского есть замечательный пример-аналогия. Он сравнивал грешника с иконой которая покрыта вековым слоем копоти и пыли. А реставратор, зная ее ценность, очень аккуратно берет, и счищает грязь. Слой за слоем, пока не проявляется лик. Вот так и нам должно отличать душу человека, и ту наносную грязь которая прилипла к душе. Люби человека, но ненавидь грех этого человека. Это единственный и основной критерий отличия суждения от осуждения. Судить можно о всем, но строго отличать поступки человека от самого человека.

 

Послесловие

Особо хочется остановиться на суждении поступков и осуждении людей публичных, от решения которых зависит жизнь окружающих. Сейчас все больше осуждают власть и светскую и церковную в том числе. И приходится слышать что «всякая власть от Бога». «Смотри на бревно в своем глазу» и т. д. А людей пытающихся, добиться от властей адекватный ответ, обвиняют в отсутствии смирения и христианской любви.

Это все правильно если публичный человек выступает от своего имени. А если он выступает от имени государства? Если от принятия его решений, законов пострадают миллионы людей? Не судить его поступки и безгласно наблюдать? Наверное это было бы неправильно. Даже великие подвижники оставляли свои пустыни, когда дело касалось вероучения или благочестия в стране.

Закончить хочется словами святителя Филарета Московского: «Гнушайтесь врагов Божиих, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших».

Борис (Феодосий)

Читайте далее:

Что такое настоящее Смирение

Книги о масонах и Конце света. Польза или вред?

Грех недопрославления

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.