Сочельником называют день накануне Рождественского праздника. Слово «сочельник» означает сочиво — основное блюдо перед праздником Рождества. Сочиво (или кутья) готовится из пропаренных или вареных злаковых зерен, приправленных медом. Раньше сочиво определяли, как сок из овсяных, конопляных, маковых и других семян, что могли использовать вместо масла. Сок или масло из семян отжимали, растирая семена (сочили). Растительное масло употребляли вместо сливочного и приправляли им постные блюда. Зачастую это был мак, семечки подсолнечника или орехи.
По церковному уставу в этот день кушать следует один раз, и то после вечерней службы. Хотя следует уточнить, что это монастырский устав и как питаться в сочельник может определять приходской священник, тем более, что в наше время староцерковный устав не всегда соблюдается и это несоблюдение не является большим грехом.
Пшеницу конечно же надо перебрать, а потом промыть. Зерно на два-три часа замочить в холодной воде. После этого слить через дуршлаг воду, а пшеницу переложить в кастрюлю. Залить ее водой в соотношении 1 к 3, немного посолить, и 2 часа варить на тихом огне или же томить в духовке, при 180`С до полной мягкости.
Пока варится пшеница (или другие злаковые зерна, но лучше пшеница), мак надо залить кипятком. Потом воду, в которой варилась пшеница надо слить. Сохранить от нее немножко отвара, а потом развести в этом отваре мед. Этим раствором полить отваренную пшеницу. С мака надо также воду слить, а набухший в воде мак растереть. Орехи порубить помельче, и хорошо бы на сухой сковороде немного поджарить. Потом перемешать пшеницу, орехи и мак, после чего дать им немножко отстояться.
Рождественское сочиво готово
По старинной традиции в Сочельник не созывали гостей, но при этом сочиво, как предрождественский подарок вечером разносили для своих родных по домам. При чем, это делали в основном дети. Они относили сочиво своим дедушкам и бабушкам и говорили им: «Вот, папа и мама прислали вам вечерю», то есть как молитвенное благословение.
Перед тем, как ужинать после вечерней службы первым всегда кушали сочиво. Из сидящих за столом каждый должен был выкушать хотя бы одну ложечку сочива. По традициям славян зерно — это символ воскресения жизни, а мед означает сладость благ в блаженной будущей жизни.
Сказано, что воскреснет именно наше тело, хотя оно и изменится, но это будет узнаваемое тело, которое сохранит индивидуальные особенности. Сказано: «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему&
Светлая седмица — это дни особой радости, дни, когда мы живём во Христе и со Христом Воскресшим, и отказываться от Святого Причащения только потому, что на Светлой седмице не постятся, в&nb
Где же найти таких духовников? Ведь ещё в середине XIX столетия святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что «богодухновенных наставников у нас нет». А архимандрит Кирилл Павлов на вопрос, есть ли с
Взрослея, подросток перестаёт воспринимать то, что когда-то казалось незыблемым. Растёт его способность критически мыслить, появляется скепсис, теряется детская доверчивость, а в соединении со многими телесными и ду
07.04.2025, 10:46
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.