Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Интересные факты из жизни Николая Чудотворца
19 декабря 2017 в 18:33

19 декабря мы празднуем день памяти святого Николая Чудотворца. Этот день в народе называется еще «Зимний Никола». Как известно родился будущий святитель, Божий Угодик Николай примерно в 270 году в местечке Ликия. Это поселение тогда располагалось на территории сегодняшней Турции (вернее возле турецкого современного городка Гелемиш). А сама же Ликия в те времена входила в провинцию, называемую Патара. Эта провинция была греческой колонией. Византия, а впоследствии ее часть — Греция) являлась православным государством, потому и Николай Мирликийский за богоугодную жизнь и многочисленные чудеса прославлен во святых именно Православной Церковью.

Однако почитается он и в католической Церкви. При этом во многих западных странах он почитается весьма как Санта Клаус, то есть Святой Николай. На западе Санта Клаус стал символом нашего «Деда Мороза». Причиной этому стало то, что согласно своему житию, Николай Угодник трем дочерям разорившегося вконец богатея приданое преподнес. В воспоминание об этом в католичестве на Рождество стали «от Санта Клауса» дарить подарки. Дело-то в общем благочестивое. Да вот со временем Санта Клаус, то есть святитель Николай стал на Западе некоим сказочным персонажем типа нашего «Деда Мороза». Но если нашего Дедушку Мороза, хотя и осторожно, но все-таки можно использовать в рекламе, то использование в этом качестве Санта Клауса, святого Николая, дело с православной точки зрения кощунственное. Тем более в рекламных роликах западные Санта Клаусы ведут себя отвратительно. Они отчего-то много всякого разного пьют, ненасытно едят и порой ржут, как лошади. Пляшут, прыгают, скачут, как бесенята... Поэтому-то наши православные верующие относятся к католическому образцу нашего Деда Мороза, словно к кощунству.

Интересно, что на сегодняшний день в Церкви существует не одно, а два весьма похожих жития святых Николаев. Житие Николая Мирликийского и житие Николая Пинарского (Синайского), что родом был также из местечка Ликии. В древние времена этих Николаев даже путали. И это не случайно. Мало того факта, что оба они из Ликии родом были, но они оба также были архиепископами. Их даже во святых прославили, как святителей и чудотворцев. Со временем биография святителя Николая Мирликийского до того переплелась с биографией Николая Пинарского, что появилось большое заблуждение относительно их родителей. Несколько столетий родителей Николая Мирликийского Феофана (Епифания) и Нонну, в жизнеописаниях называли родителями Николая Патарского.

Кроме того, в жизни святого Николая Мирликийского оспаривался тот знаменитый факт, что в 325 году, в Никее, на Первом Вселенском Соборе (где приняли Символ веры) он ударил еретика Ария по щеке. И хотя вскоре после того Собора случай этот вошел в признанное каноническое житие святителя, однако в церковной истории имелись профессора, что оспаривали данный факт. Но в основном такие профессора появлялись на Западе. Однако и в Росиии появлялись критика «заушения Ария». Одним из них стал весьма авторитетный церковный историк — член-корреспондент Императорской Академии наук профессор церковной истории Болотов Василий (1853 г. — 1900 г.). В конце девятнадцатого века Болотов в своем монографическом труде по истории Древней Церкви утверждал, что ни в одном из преданий о Никейском соборе, даже с претензией на историчность, в числе его участников не упоминается имя Николая, епископа Мирликийского.

А были и такие профессора, который полагали, что святитель был кротким и потому никак не мог человека ударить. Например, доктор богословия священник Ливерий Воронов (1914 г. −1995 г.), писал о том, что «заушение», нельзя признавать оттого, что оно состоит в противоречии с совершенным нравственным обликом великого Святителя, и с Правилами святых апостолов. Однако отец Ливерий отмечал и другое. По его словам, Православная Церковь совсем не сомневается в факте соборного суда над святителем. Но если не было «заушения», то какого же суда? Проведя свой анализ лексики церковных песнопений священник Воронов выскказал версию, что святитель Николай глубоко оскорбил высокообразованного Ария, обозвав того «безумствующим».

Интересно и то, что факт пресловутого удара Ария Николаем Чудотворцем и факт суда над святителем отсутствуют в написанном в X веке житии, которое написал Симеон Метафраст, а также в житии, опубликованном в Четьях-минеях. Не описывает данное событие в Великих Четьях Минеях и святитель Макарий. Впервые случай «заушения» появляется только в XVII веке в Житиях святых митрополита св. Димитрия Ростовского.

Ныне из авторитетных исторических источников стало достоверно известно то, что случай этот был в действительности. О нем в своей книге «Сокровище» свидетельствует грек Дамаскин Студит, что в XVI в. являлся митрополитом Артским и Навпактским.

В заключение хочется привести еще один интересный факт. В католической традиции есть такое действие — на Рождество вывешивать у окошек носки с дарами от Санта Клауса. Эта традиция происходит из сказания, как св. Николай подбрасывал в окошко трем девицам приданое на свадьбу — золотые монеты в небольших мешочках, а по преданию католиков, это не мешочки были, а носочки. Таким образом и появился обычай вывешивать на Рождество «носочки Санта-Клауса».

Можно написать и про то, какие же детективные истории бывали с мощами св. Николая. Например, в 792 году турки их хотели выкрасть из Ликии (где они первоначально находились). Взломали они гробницу святителя, да ошиблись. Оказалось, что это погребение другого святителя. Тогда на море туркам в устрашение страшная буря поднялась и разбила почти все их корабли.

Был и другой подобный случай. В 1087 году венецианские и барийские купцы-католики тоже хотели выкрасть мощи Николая из турецкой Ликии, чтобы перевезти их в Италию в город Бари. Тогда они пытались стороживших святые мощи монахов подкупить, но они с гневом отказались. Разъяренная купеческая охрана схватила этих монахов и связала. Гробницу взломали, взяли мощи и перенесли их на судно. Но монахи сумели освободиться и рассказали горожанам о том, что мощи святителя похищены. Народ погнался за похитителями, однако было поздно, суда похитителей были уже далеко в море. В Бари корабли прибыли 8 мая 1087 г. и радостная весть сразу же облетела город. 9 мая, святые мощи с почетом, торжественно перенесли в церковь святого Стефана. Православные Ликии смирились с этим, посчитав этот случай Божиим Промыслом. Кроме того, и сам св. Николай пожелал пребывать в Бари своими мощами, потому что их перенесение сопровождалось многими чудесами и исцелениями безнадежно больных. Все это, конечно же взгревало к Угоднику Божию еще большее благоговение.

Однако святитель и родную Ликию не оставил. Получилось так, что из гробницы были выбраны не все части мощей. Многие из них осталась на месте старого погребения. Сегодня они хранятся в Турции, в церкви имени святого Николая Мирликийского.

Игорь Евсин.

Комментарии
Занимайтесь чем угодно, но оставьте душу свободной. Советы священников о смирении
18 июля 2018 в 12:09

Самые строгие афонские монахи живут в кельях на скале. С внешним миром их соединяет тонкая лебедка, по которой в кельи доставляют еду и воду. Но даже в таких условиях монахи живут умиротворенно,

Как бороться с гневом: 10 техник
12 июля 2018 в 14:03

Гнев — как аллергия. Сначала нас раздражают только самые неприятные ситуации. Но если не бороться с гневом, то мы начинаем чувствовать раздражение все чаще и чаще. И вот мы уже начинаем заводить

Православная литература для начинающих
11 июля 2018 в 11:20

Православная литература многогранна. Здесь можно встретить как легкие юмористические рассказы, так и глубокую, сложную для неподготовленного ума литературу. Многие авторы в своих рассуждениях о Боге порой расходятся, из-за чего возн

Раскаяние без прощения приводит к неврозам. Советы психолога о чувстве вины
06 июля 2018 в 13:09

Чувство вины одним помогает совершать правильные поступки, других доводит до саморазрушения. Из нашей статьи вы узнаете, как отличить полезное чувство вины от опасного. Информация взята из книги психолога Марины

«Можно ли бить богохульников?» Андрей Конанос о православии
03 июля 2018 в 16:01

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В последней части книги архимандрит Андрей рассказывает о православии. Что это такое, кто его придумал и как святые люди обращали в

«Не думайте ни о чем хотя бы 2 минуты в день». Советы, как стать счастливым
27 июня 2018 в 15:26

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В этот раз священник рассказывает о том, как найти подход к трудным людям, как успокоить мысли и настроиться на духовную жизнь. Порфирий Кавсок

Христос посреди нас. Новая книга архимандрита Андрея Конаноса
25 июня 2018 в 15:47

На днях в издательстве Никея вышла новая книга архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». Книга начинается с беседы о том, как за 2000 лет изменилось наше представление о Христе. Хрис

«Крики и ссоры — оружие слабых». Священник Павел Гумеров о семейных конфликтах
21 июня 2018 в 15:01

В конфликтах нет ничего страшного. Конфликт — это столкновение разных точек зрения. Нам дан язык и способность общаться, чтобы прийти к согласию. В книге «Семейные конфликты» священник Павел Гум

Есть ли душа у животных и растений?
19 июня 2018 в 14:18

В Священном Писании словом «душа» иногда обозначается человеческая жизнь. Так, к примеру, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кт

Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами
15 июня 2018 в 16:18

Наши дедушки и бабушки жили во времена, когда нужно было уметь выживать. О деньгах никто не заботился, зато все умели штопать одежду и готовить оладьи из картофельных стружек. Наши матери и отцы жили во