Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Игорь ЕВСИН. Князь Олег Рязанский. Предатель или патриот?
09 марта 2015 в 0:00

 

Игорь ЕВСИН

Все мы помним победу русских войск над татарами на Куликовом поле. Описывая это событие, некоторые летописцы обвиняют рязанского князя Олега Ивановича в предательстве за то, что он заключил с ханом Мамаем «пакт о ненападении» и за то, что Рязань вместе с Литвой готова была помогать ему. Как известно, Олег Иванович в Куликовской битве не участвовал. Однако значит ли это, что он предал общерусские интересы?

 

Между молотом и наковальней

Князь Олег вступил во владение рязанским княжеством после смерти своего отца Ивана Александровича в 1350 г. От роду ему было всего 12 лет. Княжество, которое досталось в удел юному князю, находилось между «молотом и наковальней», то есть между двух опасностей. С юга постоянно исходила угроза татарского нашествия, с запада – угроза набегов с Литвы, в зависимости от которой находились княжества, граничившие с Рязанским. Кроме того, усиливавшееся Московское княжество стремилось расширить свои территории за счёт рязанских земель. Как говорится в народной поговорке: «Куда ни кинь – всюду клин…».

В таких условиях Олег Иванович, для того чтобы обеспечить безопасность своих подданных, вынужден был вести гибкую, уклончивую политику, заключая союзные договора не только с московским князем, но и с татарами. И ничего здесь предательского нет. Заключение и расторжение различных договоров с татарами тогда практиковали почти все русские князья. Да и задолго до этого некоторые князья имели с ними союзнические отношения.  Например, святой благоверный князь Александр Невский...

 

Советник безбожного Мамая?

 1380 год. Куликовская битва. Это действительно был один из решающих моментов в отстаивании самостоятельности русских земель. Олег Иванович понимал общерусское значение Куликовской битвы, но понимал и другое – она при любом исходе не могла не сказаться крайне отрицательно на положении рязанского княжества. Выступи он на стороне Московского князя, татары, даже побеждённые, через какое-то время соберутся с силами и пойдут на Москву. А путь их всегда пролегал через Рязань. Уж точно они отыгрались бы на ней за своё поражение. Можно не сомневаться –  стёрли бы с лица земли. И тогда Олег Иванович тайно послал своих бояр с воинами на битву. А сам заключил липовый договор с литовским князем Ягайло, шедшим на помощь татарам и решил стать… советником татарского хана. Так и обозначили его в летописях «советник безбожного Мамая».

Что же рязанский князь ему насоветовал? Вполне вероятно, что  именно он насоветовал ему, чтобы Ягайло вступил в бой только после того, как соединится с рязанскими дружинами, которые якобы вместе с литовцами обязательно выступят на помощь татарам.

 

Как Рязань Литву проучила

 Прикрывшись союзным договором с Мамаем и Ягайло, Олег Иванович стал тайно помогать московскому князю Димитрию Ивановичу. И, прежде всего, своевременно уведомил московского князя Дмитрия Ивановича о том, что литовцы выступили на подмогу татарам. Вот как пишет об этом в статье «Куликовская битва» весьма и весьма авторитетный историк Борис Александрович Рыбаков: «Важную весть, какую не могла сообщить степная русская разведка, передал Димитрию рязанский князь Олег Иванович. Его письмо содержало важные и правдивые сведения, определившие весь стратегический расчёт московских полководцев». Вот так – ни много, ни мало, а «весь стратегический расчёт».

Неоценимую помощь московским дружинам оказал Олег Иванович и тем, что, заключив договор с литовцами, вынудил их во время Куликовской битвы выжидать. Чего выжидать?  Укрепления своих дружин рязанскими. Ждал Ягайло этого укрепления, да не дождался. А в битву вступить не рискнул. Почему? Задаваясь этим вопросом, историк Ф. Шахмагонов пишет: «Удар литовских войск и без рязанских дружин поставил бы тоже под вопрос исход сражения на Куликовом поле, но Ягайло не тронулся с места. Что же его удерживало? За спиной Димитрия стояла лишь одна сила, которая могла удержать от предательского удара Ягайлу – рязанское войско, Олег Рязанский».

Таким образом всупив в  «союзнические» отношения с Литвой князь Олег так умело водил литовского князя за нос, что, в конце концов, и оставил его с носом.

Как сообщается в летописях, Ягайло потом сокрушался о своём неразумии: «Никогда же убо бываше Литва от Рязани учима, ныне же почто аз в безумие впадох».

 

Общерусский патриот

 Результаты Куликовской битвы оправдали политические расчёты Олега Ивановича. Ягайло в бой не вступил, Мамай был разгромлен, рязанское княжество спасено от разорения.

За политическую мудрость, за военные победы над литовцами, которые не раз одерживал Олег Иванович, за отеческое попечение о своих подданных, он остался в памяти рязанцев как самый лучший князь. Не случайно именно Олег Иванович изображён на гербе города Рязани.

Но он был и общерусским патриотом. Закладывая основы присоединения Рязани к Москве, он в 1385 году Олег Иванович заключил с Дмитрием Ивановичем «вечный мир из рода в род». А ведь перед этим он отвоевал у него Коломну, принадлежавшую ранее Рязани и готов был вернуть все рязанские земли захваченные когда-то Москвой.

Но, принимая в расчёт общерусские интересы, Олег Иванович не стал воевать против Димитрия Ивановича.  Он заключил с ним мир, следуя совету преподобного Сергия Радонежского, специально приходившего в Рязань, чтобы примирить князей. Мало того, он породнился с московским князем, женив своего сына на дочери Дмитрия Ивановича.

Родственные отношения вежду рязанскими и московскими князьями весьма способствовали сближению их княжеств и, в конце концов, соединению. Уже внук Олега Ивановича Иван Фёдорович в 1456 году передал рязанское княжение Московскому князю Василию II.

Таким образом, как совершенно справедливо отмечал митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков): «Соединившись с Москвой, Рязань честно и верно служила Отечеству, радея об общей пользе русской. Первым, кто заложил основы этого союза, был не кто иной, как великий князь Олег Иванович».

Игорь ЕВСИН

Комментарии
Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось 90 лет со дня рождения бывшего управляющего Рязанской епархией митрополита Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в кот

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду

Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
02 февраля 2018 в 6:55

Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поу

Нужна решимость. Рецензия на книгу Наталии Сухининой «Натюрморт с разбитой чашкой»
01 февраля 2018 в 13:25

Среди воцерковленных людей есть такое мнение, что «мир лежит во зле», неверующие в Бога люди пьянствуют, блудят, предают друг друга. А есть ли такие среди воцерковленных людей? К сожалению, есть. Книга &

Как причащать младенцев
31 января 2018 в 11:22

Некоторые родители считают, что у младенцев нет понятия греха, и какой смысл причащать младенца, не имеющего грехов? Однако святитель Феофан Затворник говорил, что причастие действенно и живо соединяет с Господом мл