Главная → Публикации → Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05.02.2018, 10:35
Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов.
Рассмотрим жизнь и труды святителя, и попытаемся понять, чем заслужено столь редкое и достойное звание.
Поделиться статьей с друзьями:
Григорий родился ок. 325-го года в семье епископа Назианзского Григория и благочестивой Нонны, которые так же почитаются Церковью как святые. Он рос и воспитывался в атмосфере христианской нравственности и морали.
Семья Григория была благородного происхождения, что позволило ему получить прекрасное образование в Александрии и Афинах — центрах науки античного мира. Во время обучения Григорий познакомился с Василием Великим, будущим епископом Кессарии Каппадокийской и составителем литургического канона, который и поныне совершается в Церкви десять раз в году. Дружба с Василием оказала большое влияние на Григория, сделав их единомышленниками и соратниками на всю жизнь.
Каппадокия — местность на территории современной Турции с чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в I тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан
Будущий святитель не был склонен к активной церковной деятельности, а более всего желал вести уединенную монашескую жизнь. Но по настоянию своего отца в 361 г. Григорий возвращается в родной Назианз и принимает сан пресвитера (иерея).
С этого момента начинается и литературная деятельность Григория — он составляет проповеди на церковные праздники. В 371 г. Василий Великий в целях борьбы с арианством просит Григория занять кафедру города Сасим — так Григорий становится епископом Сасимским.
Епископское служение тяготило будущего святителя и он, оставив свою кафедру, вернулся в Назианз. После смерти отца Григория, епископа Назианзского, в 374 г. жители города просят его взять на себя управление епархией.
Весь IV в. Церковь переживала период внутренней распри, и была разделена на сторонников никейской (православной) веры и ариан.
Ариане следовали за александрийским священником Арием, который отвергал единство Бога-Отца и Бога-Сына. В 325 г. на Никеевском Соборе арианство признали ересью, а самого Ария изгнанали
В 379 г. новый византийский император Феодосий приглашает Григория в Константинополь дабы помочь ему прекратить церковный раздор и уже в 380 году Григорий занимает Константинопольскую кафедру.
Для окончательного восстановления единства веры был созван церковный собор, получивший название Второго Вселенского. Во время этого собора Григорий Богослов много поспособствовал торжеству православного учения о Боге, но в то же время был обвинён своими противниками в самовольном оставлении Сасимской кафедры.
Чуждый по своему характеру подобным интригам Григорий покидает Константинополь и возвращается в свой родной город. Эти последние годы земной жизни он посвящает большей частью литературной деятельности.
Святитель Григорий Богослов:
«Человек забыл данную ему заповедь и был побежден горьким вкушением: тогда через грех делается он изгнанником... облекается в кожаные ризы, в первый раз познает собственный стыд и укрывается от Бога. Впрочем, и здесь приобретает нечто, именно смерть – в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным...»
Святитель прежде всего известен своими богословскими трудами, направленными против ересей того времени. Ведомый искренней верой и на высоком уровне владевший языком философии, Григорий, вместе с Василием Великим и Григорием Нисским, бескомпромиссно противостоял ереси арианства — главной язве, угрожавшей единству Церкви в III-IV вв.
Результатом этой борьбы стал Никео-Цареградский Символ Веры — в том виде, в котором мы знаем его и сейчас. За столь важный подвиг сохранения и утверждения истины эти трое Отцов именуются в Церкви Великими Каппадокийцами.
Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов — основатели каппадокийского богословия
Литературное и богословское наследие святителя Григория Богослова поистине обширно, оно включает 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов».
Тематика произведений широка: от богословских сочинений до автобиографических стихов; от проповедей на праздники до надгробных слов.
Творения святителя издаются и на русском языке, в том числе в формате избранных сочинений. Таким образом и у русскоязычного читателя есть возможность испить из благодатного источника христианской мысли — творений святителя Григория Богослова — Великого Каппадокийца.
Сегодня депрессии всё чаще завладевают людьми независимо от их возраста, статуса, материального достатка и пр. Но тем, кто лично не сталкивался с этим диагнозом трудно понять страдания тех, кому не посчастливилось – многим представляе
Свобода воли означает, что все свои решения человек принимает самостоятельно и осознанно и что Бог не запрограммировал человека исключительно на добро, не принуждает к нему. Человек должен сам захотеть единения
Из вопроса многодетной мамы порталу «Православие и мир»:
Двое младших не спят ночами, двое средних кричат и дерутся, у меня на себя нет ни минуты времени, уже три недели не причащались, две недели в храме не были. Как мо
Вот как характеризует обиду архиепископ Иоанн Шаховской: «Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают
09.06.2025, 16:23
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.