Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды

05.02.2018, 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов.

Рассмотрим жизнь и труды святителя, и попытаемся понять, чем заслужено столь редкое и достойное звание.

Поделиться статьей с друзьями:

 

Григорий родился ок. 325-го года в семье епископа Назианзского Григория и благочестивой Нонны, которые так же почитаются Церковью как святые. Он рос и воспитывался в атмосфере христианской нравственности и морали.

Семья Григория была благородного происхождения, что позволило ему получить прекрасное образование в Александрии и Афинах — центрах науки античного мира. Во время обучения Григорий познакомился с Василием Великим, будущим епископом Кессарии Каппадокийской и составителем литургического канона, который и поныне совершается в Церкви десять раз в году. Дружба с Василием оказала большое влияние на Григория, сделав их единомышленниками и соратниками на всю жизнь.


Каппадокия — местность на территории современной Турции с чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в I тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан

Будущий святитель не был склонен к активной церковной деятельности, а более всего желал вести уединенную монашескую жизнь. Но по настоянию своего отца в 361 г. Григорий возвращается в родной Назианз и принимает сан пресвитера (иерея).

С этого момента начинается и литературная деятельность Григория — он составляет проповеди на церковные праздники. В 371 г. Василий Великий в целях борьбы с арианством просит Григория занять кафедру города Сасим — так Григорий становится епископом Сасимским.

Епископское служение тяготило будущего святителя и он, оставив свою кафедру, вернулся в Назианз. После смерти отца Григория, епископа Назианзского, в 374 г. жители города просят его взять на себя управление епархией.

Весь IV в. Церковь переживала период внутренней распри, и была разделена на сторонников никейской (православной) веры и ариан.


Ариане следовали за александрийским священником Арием, который отвергал единство Бога-Отца и Бога-Сына. В 325 г. на Никеевском Соборе арианство признали ересью, а самого Ария изгнанали

В 379 г. новый византийский император Феодосий приглашает Григория в Константинополь дабы помочь ему прекратить церковный раздор и уже в 380 году Григорий занимает Константинопольскую кафедру.

Для окончательного восстановления единства веры был созван церковный собор, получивший название Второго Вселенского. Во время этого собора Григорий Богослов много поспособствовал торжеству православного учения о Боге, но в то же время был обвинён своими противниками в самовольном оставлении Сасимской кафедры.

Чуждый по своему характеру подобным интригам Григорий покидает Константинополь и возвращается в свой родной город. Эти последние годы земной жизни он посвящает большей частью литературной деятельности.


Святитель Григорий Богослов:

«Человек забыл данную ему заповедь и был побежден горьким вкушением: тогда через грех делается он изгнанником... облекается в кожаные ризы, в первый раз познает собственный стыд и укрывается от Бога. Впрочем, и здесь приобретает нечто, именно смерть – в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным...»


Святитель прежде всего известен своими богословскими трудами, направленными против ересей того времени. Ведомый искренней верой и на высоком уровне владевший языком философии, Григорий, вместе с Василием Великим и Григорием Нисским, бескомпромиссно противостоял ереси арианства — главной язве, угрожавшей единству Церкви в III-IV вв.

Результатом этой борьбы стал Никео-Цареградский Символ Веры — в том виде, в котором мы знаем его и сейчас. За столь важный подвиг сохранения и утверждения истины эти трое Отцов именуются в Церкви Великими Каппадокийцами.


Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов — основатели каппадокийского богословия

Литературное и богословское наследие святителя Григория Богослова поистине обширно, оно включает 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов».

Тематика произведений широка: от богословских сочинений до автобиографических стихов; от проповедей на праздники до надгробных слов.

Творения святителя издаются и на русском языке, в том числе в формате избранных сочинений. Таким образом и у русскоязычного читателя есть возможность испить из благодатного источника христианской мысли — творений святителя Григория Богослова — Великого Каппадокийца.

Владимир Мамонов

Смотрите также:

Труды Святителя Григория Богослова

Творения Святых Отцов. С чего начать

Богословие

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.