Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Гонение на духовенство середины XX века

05.04.2017, 11:35

Ранее мы кратко описали последствия революции 1917 года в отношении Православной Церкви. В этот раз подробнее коснемся гонениям на духовенство.

Сохранить ссылку на статью:

 

Как из атеизма делали «религию»

Одним из направлений борьбы с церковью строителей коммунизма было репрессии духовенства. Согласно учению марксизма религия являлась «надстройкой» над материальным «базисом». Соответственно, уничтожив материальную базу церкви в виде закрытия храмов и изъятия имущества большевики надеялись, что церковь самоликвидируется. Расчет власти был очень простым: на приходе нет священника, не совершается богослужение и согласно законодательству приход закрывается. А храм и имущество переходит в управление местных властей. Таким образом, народ не посещая храм, вскоре забудет Бога.

Духовенство для коммунистов было враждебным классом в составе буржуазии. И отношение к ним было соответствующее. Кроме того священство было для них и идеологическим врагом. Это касалось не только священства, но и видных публицистов писателей, философов, ученых.

Вспомним знаменитый «пароход философов» на котором были высланы из России видные философы с мировым именем. Это Б. Вышеславцев, И. Ильин, С. Франк и др. Все, имеющие какое либо влияние на умы народных масс подвергались контролю со стороны органов безопасности. Не обошла эта участь и духовенство. Священники, учившие о вере в Бога, жизни по заповедям, входили в явное противоречие с религией атеизма.

Действительно, атеизм являлся и является верой в отрицание Бога. Человеку предлагается поверить в то, что Бога не существует. Коммунисты взяли из религии все внешние формы. Даже «моральный кодекс строителя коммунизма» ни что иное как переделанные заповеди Евангелия. Были введены вместо православных коммунистические праздники. К примеру — 1 Мая, 8 Марта. Вместо венчания введены комсомольские свадьбы. Вместо почитания православными святых мощей — мавзолей с телом Ленина. Вместо икон — портреты вождей в кабинетах. Однажды в разговоре, один священник меня спросил: «А ты не думал, почему большевики народ называли массами?» и сам ответил: «Масса — это что-то бесформенное, из которого можно слепить все что угодно. Необходимо только заставить рассудок этих народных масс мыслить в нужном русле». Поэтому говоря о гонениях на духовенство в период правления богоборческой власти, необходимо иметь в виду эти две позиции: атеистическое учение марксизма и борьба за умы народных масс.

 

Репрессии 30-х годов

В ранний период власти большевиков, в период гражданской войны репрессии носили скорее стихийный характер. Власть была неокрепшей, молодой. Не было налажено централизованное управление. Поэтому на местах часто царил произвол. Народ, поверивший новой власти, не особо препятствовал репрессиям духовенства со стороны большевиков. Особенно страшным периодом в истории церкви был период 1933–1937 годов. По решению Советского правительства все дела по атеистической пропаганде и уничтожению церкви были преданы в органы НКВД. Аресты, ссылки и расстрелы приобрели массовый характер. Только в 1937 году было арестовано 59 архиереев. Приговорены к расстрелу «судебной тройкой» за этот год 60 епископов.

По разным оценкам ученых историков в период с 1937 по 1941 год было репрессировано около 500 тысяч верующих разных конфессий, из них около 200 тысяч было расстреляно. Перед началом волны репрессий в 1937 году, в Русской Православной церкви насчитывалось 290 архиереев. К началу войны 1941 года уцелело только 10 (десять) епископов и 500 священников. И это на весь Советский Союз! По сравнению с 1914 годом духовенство уменьшилось на 93–95%. Церковь была почти полностью уничтожена. Обвинения были более чем абсурдными. Одного епископа обвиняли в создании террористической организации, а члены этой «террористической организации» были женщины-монахини.

Ныне прославленный в лике новомученников Российских святитель Лука (Войно-Ясенецкий), описывал допрос «конвеером». Этот метод допроса сводился к тому что следователи менялись, а арестанту не давали отдыха в течении длительного времени. Этот допрос длился 13 (тринадцать) суток. А епископа Афанасия (Сахарова) арестовывали 11 раз. Шесть раз он был осужден. Он провел в общей сложности 22 года в лагерях и еще 7 лет в ссылках. И много еще тех исповедников, которые нам неизвестны. Возможно, по их молитвам и помиловал Господь нашу землю.

 

Размышления о причинах гонений

Читая и анализируя этот период, приходишь в недоумение. Каким образом Святая Православная Русь допустила уничтожение храмов и расстрел духовенства? Конечно, есть писатели, которые идеализировали дореволюционную церковь. Но факты говорят об обратном. В основной массе дореволюционная церковь перестала быть церковью как мистическим Телом Христа. Она была одной из структур государственного режима, отвечающая за нравственность в государстве. И управлял этой структурой вполне светский чиновник. И священник на местах для простых обывателей был также чиновником на местном уровне. Слишком оторванной была церковь от простого народа.

В материалах Поместного Собора 1918 года описывается эпизод, когда разбойники убили священника прямо на глазах прихожан. А прихожане и не думали заступаться за своего пастыря. Они стали растаскивать оставшееся имущество. И было это еще до революции 1917 года. В другом месте прихожане решили, что у дьякона «не больно красивый голос» и решили поставить своего. Для этого они заставили священника выдать им диаконское облачение и облачив мужика заставили его произнести ектенью, чтобы убедиться в правильности своего выбора.

Конечно такие случаи были не повсеместно, но они очень показательны. Священник не был отцом для своих прихожан. И церковь не являлась лечебницей душ. Была простая формальная обязанность посещать церковь, без какой либо работы над собой. А духовенство жило своей жизнью, не особо вникая в нужды прихожан. Ведь не выдумывали сюжеты для своих картин художники. Посмотрите «Чаепитие в Мытищах» —

Кликните по картинке, чтобы увеличить

или «Пасхальный крестный ход» П. Г. Перова —

Кликните по картинке, чтобы увеличить

Если мы прочтем творения святителя Игнатия Брянчанинова, то увидим, как он переживал за этот формализм в отношении к Богу и Церкви.

Есть еще одна замечательная книга, написанная до революции неким иеромонахом Тихоном. Она называется «Архиерей». В ней в художественной форме описывается состояние церкви перед революцией. Как этот формальный подход к делу спасения, эту мертвую казенщину попытался изменить молодой активный архиерей.

И в наше время мы видим ту же картину. Тот же формализм и бездушие в верхах. Такая же оторванность духовенства от жизни простых прихожан. Такое же желание устроить «царство божие» здесь, на земле. Но, как говорится, парадокс истории в том, что она ничему не учит. К чему придем с таким отношением к церкви и людям — одному Богу известно. Но явно ни к духовному возрождению Святой Руси.

А закончить хочется все же на позитивной ноте. В такие минуты часто вспоминаются слова одного из святых, кажется это Паисий Святогорец. «Я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово останется за Господом Богом», — писал он.

Борис (Феодосий)

 

Если вы желаете более глубоко разобраться в теме гонений на Православную Церковь, обратите внимание на следующие книги —

Художественные:

Отец Арсений

Документалистика:

«Приспело время подвига...». Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. о начале гонений на Церковь

За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917-1956. Биографический справочник. Книга первая (А)

Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью

Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции

О подвижниках времен гонений:

Обращение к старцам в духовной жизни русских ХХ века (Период гонений на веру и Церковь): Историко-этнографическое исследование

Патриарх Алексий I: Служитель Церкви и Отечества

Патриарх Пимен: Путь, устремленный ко Христу

 
Написать комментарий
Издательство Никея выпустило книгу православного психолога Александра Ткаченко «Снежные чувства». Автор рассказывает, как избежать духовных ловушек, как отличить людей, нуждающихся в сострадании от манипуляторов, можно ли правос
19.09.2019, 13:29
Издательство Воскресение выпустило сборник размышлений и рассказов протоиерея Андрея Ткачева «Богу не с кем поговорить!». В книгу вошли избранные публикации о Христе, правильном понимании литургии, размышления на Ветхий Завет и
05.09.2019, 10:32
В издательстве Сретенского монастыря вышел сборник рассказов известных православных писателей «Формула счастья». Среди авторов сборника протоиерей Александр Авдюгин, протоиерей Андрей Ткачев, Владимир Крупин, Ольга Рожнева, Елен
04.09.2019, 11:45
В Сретенском монастыре вышла книга протоиерея Андрея Ткачева «Папа сможет?». Книга в основном посвящена христианскому воспитанию детей. Но прежде, чем рассказывать ребенку о Боге и о молитве, автор
06.08.2019, 11:50
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.