Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Достоевский в Оптиной пустыни

20.04.2017, 8:00

Одним из важнейших событий духовной жизни писателя Ф.М. Достоевского была его поездка в июне 1878 г. в Оптину пустынь. Она свершилась после смерти младшего сына Алеши. Достоевский приехал в Оптину пустынь 25 июня в воскресенье. Пробыл там пустыни три дня. Встретился со старцем Авросием. Смерть сына Алеши и встреча со старцем Авросием во многом определили сюжетные линии романа «Братья Карамазовы».

Согласно «Воспоминаниям» А.Г. Достоевской из Оптиной пустыни Федор Михайлович вернулся умиротворенный и значительно успокоившийся. По его словам со знаменитым старцем отцом Амвросием он виделся три раза. Один раз в толпе при народе и два раза наедине.  Из бесед с ним Достоевский вынес впечатление глубокое и проникновенное. Каким глубоким сердцеведом и провидцем был этот всеми уважаемый старец видно из рассказов Федора Михайловича. В заметках А.Г. Достоевской на полях издания сочинений Достоевского 1906 г. Говорится, что в бкеседе ссо старцем Фёдор Михайлович рассказал ему о горе в связи со смертью сына Алёши. Амвросий обещал ему помянуть на молитве Алешу, а также помянуть его семью. Пискатель был глубоко тронут беседою со старцем и его обещанием помолиться за него и за его семью.

Посещение Достоевским Оптиной пустыни не осталось незамеченным. Оно запечатлелось не только записью в «Книге приезжающих». Есть и отдельные высказывания Оптинских старцев о Достоевском, их косвенные оценки и случайные суждения о писателе, монастырские предания и рассказы.

Значительное суждение о Достоевском принадлежит великому Оптинскому старцу иеросхимонаху Амвросию (Гренкову - 1812–1891 гг). Зафиксировано и впервые опубликовано оно было духовным писателем Е.Н. Поселяниным, который был духовным чадом старца Амвросия. В очерке «Отец Амвросий: его советы и предсказания» Поселянин привел слова старца Амвросия о Достоевском после их келейной беседы: «Амвросий сущность смирившейся души писателя постиг и отозвался о нем так: «Этот – кающийся».

Это слово старца Амвросия о Достоевском было широко известным среди Оптинской братии и независимо от Е. Поселянина его пересказывает проживавший на покое в Оптиной пустыни архимандрит Агапит (Беловидов). В составленном им наиболее полном жизнеописании старца Амвросия говорится, что отец Амвросий любил побеседовать и с образованными людьми. Старца посещали и светские писатели, например, Достоевский и В.С. Соловьев. О Достоевском старец с свойственною ему проницательностью сказал: «Этот – кающийся».

Известно, что в христианстве покаяние – это начало и основа духовной жизни. Человек кающийся – это верующий человек. Потому слова старца Амвросия о Достоевском можно без преувеличения назвать высшей духовной оценкой, когда-либо о писателе сказанной. Будет интересно сравнить отзыв старца Амвросия о Достоевском со столь же кратким, однако совершенно противоположным по смыслу его отзывом о Толстом Л.Н. «Он крайне горд», – так сказал после встречи с Толстым отец Амвросий. Так кратко и так емко о Толстом никто не говорил.

По кончине старца Амвросия его келейник иеросхимонах Иосиф (Литовкин; 1837–1911 собирал рассказы о своем духовном отце и в 1898 г. послал в журнал «Душеполезное чтение» пространное письмо, где изложил собранные им сведения о пребывании некоторых знаменитых писателей в Оптиной пустыни. Это письмо было опубликовано в виде статьи.  Её большая часть составляет материал о Гоголе Н.В. и Киреевском И.В. О Достоевском там говорится, что его беседы со старцем отцом Амвросием длились подолгу. Говорили о спасении души и многих насущных вопросах духовной жизни. Спустя время в печати появились «Братья Карамазовы», отчасти написанные под впечатлением посещения его Оптиной пустыни и бесед с отцом Амвросием (Гренковым)». Поразительно то, что предания о Достоевском сохранились в Оптиной пустыни вплоть до 1917 года, и даже в первые годы после революции. Эти предания о Достоевском говорят о глубокой духовной связи и сродстве Достоевского и Оптинского могнастыря.

Пробывший в монастыре всего три дня, Достоевский, тем не менее остался в памяти Оптиной преданиями и легендами, (правда как реальными, так и вымышленными). Для Достоевского посещение Оптиной пустыни стало не только событием его духовной жизни, оно также было и для истории самой Оптиной пустыни примечательным событием. Оптина приняла Достоевского и запечатлела его образ в своей памяти. Есть основание утверждать то, что Достоевский соединился с образом Оптиной и уже невозможно понять и представить себе писателя без Оптиной или вне Оптиной.

См. далее: Ф.М. Достоевский: писатель, мыслитель, провидец.

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.