Одним из важнейших событий духовной жизни писателя Ф.М. Достоевского была его поездка в июне 1878 г. в Оптину пустынь. Она свершилась после смерти младшего сына Алеши. Достоевский приехал в Оптину пустынь 25 июня в воскресенье. Пробыл там пустыни три дня. Встретился со старцем Авросием. Смерть сына Алеши и встреча со старцем Авросием во многом определили сюжетные линии романа «Братья Карамазовы».
Согласно «Воспоминаниям» А.Г. Достоевской из Оптиной пустыни Федор Михайлович вернулся умиротворенный и значительно успокоившийся. По его словам со знаменитым старцем отцом Амвросием он виделся три раза. Один раз в толпе при народе и два раза наедине. Из бесед с ним Достоевский вынес впечатление глубокое и проникновенное. Каким глубоким сердцеведом и провидцем был этот всеми уважаемый старец видно из рассказов Федора Михайловича. В заметках А.Г. Достоевской на полях издания сочинений Достоевского 1906 г. Говорится, что в бкеседе ссо старцем Фёдор Михайлович рассказал ему о горе в связи со смертью сына Алёши. Амвросий обещал ему помянуть на молитве Алешу, а также помянуть его семью. Пискатель был глубоко тронут беседою со старцем и его обещанием помолиться за него и за его семью.
Посещение Достоевским Оптиной пустыни не осталось незамеченным. Оно запечатлелось не только записью в «Книге приезжающих». Есть и отдельные высказывания Оптинских старцев о Достоевском, их косвенные оценки и случайные суждения о писателе, монастырские предания и рассказы.
Значительное суждение о Достоевском принадлежит великому Оптинскому старцу иеросхимонаху Амвросию (Гренкову - 1812–1891 гг). Зафиксировано и впервые опубликовано оно было духовным писателем Е.Н. Поселяниным, который был духовным чадом старца Амвросия. В очерке «Отец Амвросий: его советы и предсказания» Поселянин привел слова старца Амвросия о Достоевском после их келейной беседы: «Амвросий сущность смирившейся души писателя постиг и отозвался о нем так: «Этот – кающийся».
Это слово старца Амвросия о Достоевском было широко известным среди Оптинской братии и независимо от Е. Поселянина его пересказывает проживавший на покое в Оптиной пустыни архимандрит Агапит (Беловидов). В составленном им наиболее полном жизнеописании старца Амвросия говорится, что отец Амвросий любил побеседовать и с образованными людьми. Старца посещали и светские писатели, например, Достоевский и В.С. Соловьев. О Достоевском старец с свойственною ему проницательностью сказал: «Этот – кающийся».
Известно, что в христианстве покаяние – это начало и основа духовной жизни. Человек кающийся – это верующий человек. Потому слова старца Амвросия о Достоевском можно без преувеличения назвать высшей духовной оценкой, когда-либо о писателе сказанной. Будет интересно сравнить отзыв старца Амвросия о Достоевском со столь же кратким, однако совершенно противоположным по смыслу его отзывом о Толстом Л.Н. «Он крайне горд», – так сказал после встречи с Толстым отец Амвросий. Так кратко и так емко о Толстом никто не говорил.
По кончине старца Амвросия его келейник иеросхимонах Иосиф (Литовкин; 1837–1911 собирал рассказы о своем духовном отце и в 1898 г. послал в журнал «Душеполезное чтение» пространное письмо, где изложил собранные им сведения о пребывании некоторых знаменитых писателей в Оптиной пустыни. Это письмо было опубликовано в виде статьи. Её большая часть составляет материал о Гоголе Н.В. и Киреевском И.В. О Достоевском там говорится, что его беседы со старцем отцом Амвросием длились подолгу. Говорили о спасении души и многих насущных вопросах духовной жизни. Спустя время в печати появились «Братья Карамазовы», отчасти написанные под впечатлением посещения его Оптиной пустыни и бесед с отцом Амвросием (Гренковым)». Поразительно то, что предания о Достоевском сохранились в Оптиной пустыни вплоть до 1917 года, и даже в первые годы после революции. Эти предания о Достоевском говорят о глубокой духовной связи и сродстве Достоевского и Оптинского могнастыря.
Пробывший в монастыре всего три дня, Достоевский, тем не менее остался в памяти Оптиной преданиями и легендами, (правда как реальными, так и вымышленными). Для Достоевского посещение Оптиной пустыни стало не только событием его духовной жизни, оно также было и для истории самой Оптиной пустыни примечательным событием. Оптина приняла Достоевского и запечатлела его образ в своей памяти. Есть основание утверждать то, что Достоевский соединился с образом Оптиной и уже невозможно понять и представить себе писателя без Оптиной или вне Оптиной.
Светлая седмица — это дни особой радости, дни, когда мы живём во Христе и со Христом Воскресшим, и отказываться от Святого Причащения только потому, что на Светлой седмице не постятся, в&nb
Где же найти таких духовников? Ведь ещё в середине XIX столетия святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что «богодухновенных наставников у нас нет». А архимандрит Кирилл Павлов на вопрос, есть ли с
Взрослея, подросток перестаёт воспринимать то, что когда-то казалось незыблемым. Растёт его способность критически мыслить, появляется скепсис, теряется детская доверчивость, а в соединении со многими телесными и ду
По большому счёту, речь идёт о хвастовстве: мол, глядите, какой я красивый/умный/успешный, читайте мои великие рассуждения на разные темы, а ещё посмотрите, где я побывал и что повидал, какой у меня к
31.03.2025, 9:58
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.