Приходя в храм, мы погружаемся в удивительную атмосферу созерцания. Мы думаем о том, как хорошо здесь и как покойно, как легко молиться. Мы с сокрушением в сердце и трепетом повторяем слова молитвы за хором, но часто не знаем, что это за молитва и чему посвящена. Мне бы хотелось немного рассказать о том, какие именно песнопения и молитвы исполняются за богослужением и о том, каково значение музыки в храме вообще.
СИМФОНИЯ ШЕСТОПСАЛМИЯ
Оптинский старец Варсонофий незадолго до своей кончины говорил своему духовному чаду так: «Когда у тебя будут дети, учи их музыке. Но, конечно, настоящей музыке, а не танцам и песням. Музыка способствует развитию восприятия духовной жизни. Душа утончается. Она начинает понимать и духовную музыку. Вот у нас в церкви читают Шестопсалмие, а люди часто выходят на это время из церкви. А ведь не понимают и не чувствуют они, что Шестопсалмие есть духовная симфония, жизнь души, которая захватывает всю душу и даёт ей высочайшее наслаждение. Не понимают люди этого. Сердце их каменно. Но музыка помогает почувствовать всю красоту Шестопсалмия».
Не правда ли, удивительные слова? Как глубоко определяют они роль музыки в богослужении.
Действительно, в Православной Церкви звучит очень много музыки, музыки совершенно особой, причём, каждое песнопение подчиняется определённому порядку и каждое очень значимо. Но нередко для простого мирянина-прихожанина это значение остаётся непонятным.
Например, нередко можно услышать такой вопрос: «Почему в православном богослужении не употребляются музыкальные инструменты, а только поют?»
Ответ на этот вопрос определяет значение музыки для богослужения.
Музыка призвана донести до молящегося Божественное слово Священного писания, она связана с богослужебным текстом и не может существовать в храме отдельно от него. Кроме того, человеческий голос — это самый благороднейший из всех инструментов. Как не были бы прекрасны другие инструменты, они всё равно остаются безжизненными. И, несмотря на то, что в католических и протестантских церквях уже давно установилась традиция участия музыкальных инструментов, в особенности органа, Православная церковь по-прежнему стремится прославлять Бога «едиными устами».
САМАЯ ДРЕВНЯЯ СЛУЖБА
О степени торжественности богослужения можно судить по тому, как много в нём песнопений. Так, например, Литургия, в отличие от всенощного бдения, практически не имеет чтений (кроме чтения Апостола и Евангелия), а будничное вечернее богослужение, наоборот, содержит очень мало песнопений. Поэтому, можно сказать, что Литургия — самое музыкальное из всех видов богослужений.
Божественная Литургия — это главная и самая древняя служба христианской Церкви. Всенощное бдение и другие службы — молебны, чтения и пения — возникли значительно позже и призваны подготовить людей к главному богослужению — божественной Литургии. Литургия всегда совершается утром или в первую половину дня — до обеда, поэтому она еще называется в народе обедней.
Слово «Литургия» означает «общее дело», «общественное служение». Центральный момент ее составляет таинство Евхаристии.
ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ
Среди песнопений литургии основными являются «Херувимская песнь» и «Милость мира». В переводе на русский язык слова «Херувимской песни» звучат так:
«Мы, таинственно изображающие херувимов, и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, отложим теперь всякое житейское попечение. Чтобы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого чинами ангельскими, аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Особый смысл в песне имеет выражение «дориносима» (в переводе -«копьеносимого»). Это слово, составленное из греческого «дори» (копье) и русского «ношу», значит: «сопровождать кого-либо с копьями». В древности, когда провозглашали новоизбранного императора, римские воины торжественно поднимали его и несли на щите посреди окружавших его копий легиона. В Церкви же диакон, как бы представитель невидимого легиона ангелов, подъемлет Царя всех над головой, на дискосе как бы на щите. Подъемлет Его в смиренном виде Агнца, среди молитв предстоящих христиан, истинного духовного оружия Церкви.
Верующие в это время должны стоять с наклоненною головою и молить Господа помянуть их и всех близких во Царствии Его; при словах же священника «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог...» нужно вполголоса сказать: «...и священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».
С музыкальной точки зрения, «Херувимская песнь» — это лирический центр литургического действия. В обиходе православного богослужения немало удивительных по красоте «Херувимских», которые слушаешь с трепетом сердца и слезами молитвы.
О «Милости мира» и некоторых других песнопениях Литургии мы расскажем вам в следующих выпусках.
Автор книги, известный детский психолог Татьяна Львовна Шишова, всё более уверенно заявляет о себе сегодня как зрелый прозаик. Её художественные произведения отличаются глубиной содержания, яркими узнаваемыми образами, точной
Вместо того чтобы изменить свою греховную жизнь, защищаются от «порчи» языческими средствами: колдовскими манипуляциями, походами к экстрасенсам, а в лучшем случае заходят поставить свечку в церкви (прич
С таким подходом категорически не согласна Галина Вячеславовна Козловская — доктор медицинских наук, детский психиатр, профессор, руководитель отдела психической патологии раннего детского возраста в ФГБНУ &laq
Сказано, что воскреснет именно наше тело, хотя оно и изменится, но это будет узнаваемое тело, которое сохранит индивидуальные особенности. Сказано: «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему&
27.04.2025, 17:55
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.