Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Что поют в храме

19.02.2014, 0:00

Приходя в храм, мы погружаемся в удивительную атмосферу созерцания. Мы думаем о том, как хорошо здесь и как покойно, как легко молиться. Мы с сокрушением в сердце и трепетом повторяем слова молитвы за хором, но часто не знаем, что это за молитва и чему посвящена. Мне бы хотелось немного рассказать о том, какие именно песнопения и молитвы исполняются за богослужением и о том, каково значение музыки в храме вообще.

СИМФОНИЯ ШЕСТОПСАЛМИЯ

Оптинский старец Варсонофий незадолго до своей кончины говорил своему духовному чаду так: «Когда у тебя будут дети, учи их музыке. Но, конечно, настоящей музыке, а не танцам и песням. Музыка способствует развитию восприятия духовной жизни. Душа утончается. Она начинает понимать и духовную музыку. Вот у нас в церкви читают Шестопсалмие, а люди часто выходят на это время из церкви. А ведь не понимают и не чувствуют они, что Шестопсалмие есть духовная симфония, жизнь души, которая захватывает всю душу и даёт ей высочайшее наслаждение. Не понимают люди этого. Сердце их каменно. Но музыка помогает почувствовать всю красоту Шестопсалмия».

Не правда ли, удивительные слова? Как глубоко определяют они роль музыки в богослужении.

Действительно, в Православной Церкви звучит очень много музыки, музыки совершенно особой, причём, каждое песнопение подчиняется определённому порядку и каждое очень значимо. Но нередко для простого мирянина-прихожанина это значение остаётся непонятным.

Например, нередко можно услышать такой вопрос: «Почему в православном богослужении не употребляются музыкальные инструменты, а только поют?»

Ответ на этот вопрос определяет значение музыки для богослужения.

Музыка призвана донести до молящегося Божественное слово Священного писания, она связана с богослужебным текстом и не может существовать в храме отдельно от него. Кроме того, человеческий голос — это самый благороднейший из всех инструментов. Как не были бы прекрасны другие инструменты, они всё равно остаются безжизненными. И, несмотря на то, что в католических и протестантских церквях уже давно установилась традиция участия музыкальных инструментов, в особенности органа, Православная церковь по-прежнему стремится прославлять Бога «едиными устами».

САМАЯ ДРЕВНЯЯ СЛУЖБА

О степени торжественности богослужения можно судить по тому, как много в нём песнопений. Так, например, Литургия, в отличие от всенощного бдения, практически не имеет чтений (кроме чтения Апостола и Евангелия), а будничное вечернее богослужение, наоборот, содержит очень мало песнопений. Поэтому, можно сказать, что Литургия — самое музыкальное из всех видов богослужений.

Божественная Литургия — это главная и самая древняя служба христианской Церкви. Всенощное бдение и другие службы — молебны, чтения и пения — возникли значительно позже и призваны подготовить людей к главному богослужению — божественной Литургии. Литургия всегда совершается утром или в первую половину дня — до обеда, поэтому она еще называется в народе обедней.

Слово «Литургия» означает «общее дело», «общественное служение». Центральный момент ее составляет таинство Евхаристии.

ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ

Среди песнопений литургии основными являются «Херувимская песнь» и «Милость мира». В переводе на русский язык слова «Херувимской песни» звучат так:

«Мы, таинственно изображающие херувимов, и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, отложим теперь всякое житейское попечение. Чтобы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого чинами ангельскими, аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Особый смысл в песне имеет выражение «дориносима» (в переводе -«копьеносимого»). Это слово, составленное из греческого «дори» (копье) и русского «ношу», значит: «сопровождать кого-либо с копьями». В древности, когда провозглашали новоизбранного императора, римские воины торжественно поднимали его и несли на щите посреди окружавших его копий легиона. В Церкви же диакон, как бы представитель невидимого легиона ангелов, подъемлет Царя всех над головой, на дискосе как бы на щите. Подъемлет Его в смиренном виде Агнца, среди молитв предстоящих христиан, истинного духовного оружия Церкви.

Верующие в это время должны стоять с наклоненною головою и молить Господа помянуть их и всех близких во Царствии Его; при словах же священника «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог...» нужно вполголоса сказать: «...и священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

С музыкальной точки зрения, «Херувимская песнь» — это лирический центр литургического действия. В обиходе православного богослужения немало удивительных по красоте «Херувимских», которые слушаешь с трепетом сердца и слезами молитвы.

О «Милости мира» и некоторых других песнопениях Литургии мы расскажем вам в следующих выпусках.

Варвара МИХАЙЛОВА,

преподаватель Рязанского епархиального

женского духовного училища

Написать комментарий
Сегодня депрессии всё чаще завладевают людьми независимо от их возраста, статуса, материального достатка и пр. Но тем, кто лично не сталкивался с этим диагнозом трудно понять страдания тех, кому не посчастливилось – многим представляе
30.06.2025, 11:30
Свобода воли означает, что все свои решения человек принимает самостоятельно и осознанно и что Бог не запрограммировал человека исключительно на добро, не принуждает к нему. Человек должен сам захотеть единения
23.06.2025, 13:00
Из вопроса многодетной мамы порталу «Православие и мир»: Двое младших не спят ночами, двое средних кричат и дерутся, у меня на себя нет ни минуты времени, уже три недели не причащались, две недели в храме не были. Как мо
17.06.2025, 9:36
Вот как характеризует обиду архиепископ Иоанн Шаховской: «Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают
09.06.2025, 16:23
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.