Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Что поют в храме

19.02.2014, 0:00

 


 

Приходя в храм, мы погружаемся в удивительную атмосферу созерцания. Мы думаем о том, как хорошо здесь и как покойно, как легко молиться. Мы с сокрушением в сердце и трепетом повторяем слова молитвы за хором, но часто не знаем, что это за молитва и чему посвящена. Мне бы хотелось немного рассказать о том, какие именно песнопения и молитвы исполняются за богослужением и о том, каково значение музыки в храме вообще.

 

СИМФОНИЯ ШЕСТОПСАЛМИЯ

Оптинский старец Варсонофий незадолго до своей кончины говорил своему духовному чаду так: «Когда у тебя будут дети, учи их музыке. Но, конечно, настоящей музыке, а не танцам и песням. Музыка способствует развитию восприятия духовной жизни. Душа утончается. Она начинает понимать и духовную музыку. Вот у нас в церкви читают Шестопсалмие, а люди часто выходят на это время из церкви. А ведь не понимают и не чувствуют они, что Шестопсалмие есть духовная симфония, жизнь души, которая захватывает всю душу и даёт ей высочайшее наслаждение. Не понимают люди этого. Сердце их каменно. Но музыка помогает почувствовать всю красоту Шестопсалмия».

Не правда ли, удивительные слова? Как глубоко определяют они роль музыки в богослужении.

 Действительно, в Православной Церкви звучит очень много музыки, музыки совершенно особой, причём, каждое песнопение подчиняется определённому порядку и каждое очень значимо. Но нередко для простого мирянина-прихожанина это значение остаётся непонятным.

Например, нередко можно услышать такой вопрос: «Почему в православном богослужении не употребляются музыкальные инструменты, а только поют?»

Ответ на этот вопрос определяет значение музыки для богослужения.

Музыка призвана донести до молящегося Божественное слово Священного писания, она связана с богослужебным текстом и не может существовать в храме отдельно от него. Кроме того, человеческий голос – это самый благороднейший из всех инструментов. Как не были бы прекрасны другие инструменты, они всё равно остаются безжизненными. И, несмотря на то, что в католических и протестантских церквях уже давно установилась традиция участия музыкальных инструментов, в особенности органа, Православная церковь по-прежнему стремится прославлять Бога «едиными устами».

 

САМАЯ ДРЕВНЯЯ СЛУЖБА

О степени торжественности богослужения можно судить по тому, как много в нём песнопений. Так, например, Литургия, в отличие от всенощного бдения, практически не имеет чтений (кроме чтения Апостола и Евангелия), а будничное вечернее богослужение, наоборот, содержит очень мало песнопений. Поэтому, можно сказать, что Литургия – самое музыкальное из всех видов богослужений.

Божественная Литургия – это главная и самая древняя служба христианской Церкви. Всенощное бдение и другие службы – молебны, чтения и пения – возникли значительно позже и призваны подготовить людей к главному богослужению – божественной Литургии. Литургия всегда совершается утром или в первую половину дня – до обеда, поэтому она еще называется в народе обедней.

Слово "Литургия" означает "общее дело", "общественное служение". Центральный момент ее составляет таинство Евхаристии.

 

ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ

Среди песнопений литургии основными являются «Херувимская песнь» и «Милость мира». В переводе на русский язык слова «Херувимской песни» звучат так:

«Мы, таинственно изображающие херувимов, и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, отложим теперь всякое житейское попечение. Чтобы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого чинами ангельскими, аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Особый смысл в песне имеет выражение «дориносима» (в переводе -«копьеносимого»). Это слово, составленное из греческого «дори» (копье) и русского «ношу», значит: «сопровождать кого-либо с копьями». В древности, когда провозглашали новоизбранного императора, римские воины торжественно поднимали его и несли на щите посреди окружавших его копий легиона. В Церкви же диакон, как бы представитель невидимого легиона ангелов, подъемлет Царя всех над головой, на дискосе как бы на щите. Подъемлет Его в смиренном виде Агнца, среди молитв предстоящих христиан, истинного духовного оружия Церкви.

Верующие в это время должны стоять с наклоненною головою и молить Господа помянуть их и всех близких  во Царствии Его; при словах же священника «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог...» нужно вполголоса сказать: «…и священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

С музыкальной точки зрения, «Херувимская песнь» – это лирический центр литургического действия. В обиходе православного богослужения немало удивительных по красоте «Херувимских», которые слушаешь с трепетом сердца и слезами молитвы.

О «Милости мира» и некоторых других песнопениях Литургии мы расскажем вам в следующих выпусках.

 

 

Варвара МИХАЙЛОВА,

преподаватель Рязанского епархиального

женского духовного училища

 

 

 

 

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.