Если на способность человека творить как следует поразмыслить и посмотреть с богословской точки зрения, можно интереснейших открытий множество сделать. По мысли святых отцов, сотворив видимый мир, Бог, ввел в этот мир человека как властелина. Но в задачу человека входило привести Вселенную к еще большей гармонии. Конечно человек не мог как Господь, творить из ничего. Человек к сотворчеству был призван. В процессе преобразования Вселенной Человек должен был уподобиться Господу или же по благодати стать богом.
Учение об этом мы находим у преподобного Максима Исповедника, который различает две сферы бытия, а именно божественную и тварную. Ведь Человек создание как духовное, так и материальное. Он заключает в себе образ и тварного и божественного. Преподобный Максим мыслит, что в задачу человека входило преодолеть это разделение, то есть привести в единство себя и весь мир окружающий.
Вот как Владимир развивает эту мысль Лосский: «Адаму нужно было преодолеть разделенность в своей природе на два пола путем безстрастной жизни, в этом последуя Божественному Первообразу. Он должен был соединить рай со всей землей, нося всегда рай в себе в силу своего постоянного общения с Богом. Также человек должен был всю землю в рай превратить. А потом ему предстояло уничтожить пространственные условия для тела и весь чувственный мир соединить.
Не имея вне себя ничего, кроме одного Бога, ничего человеку не оставалось, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю Вселенную. Бог отдал бы Себя человеку, который по благодати, заимел бы то, что имеет по природе Бог. И так свершилось бы обожение всего тварного мира и человека».
Здесь мы видим то, что творить, преобразовывать, совершенствовать, окружающий мир изначально было свойственно человеку. Однако каким образом и посредством чего должно это преобразование было совершаться? Частично на этот вопрос можно в Священном Писании найти ответ. Известно, что до грехопадения Адам сделать почти ничего не успел. Однако все-таки им совершен один творческий акт был. Как говорится в Священном Писании «нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем полевым зверям» (Быт. 2: 20). Вот это наречение имен животным и есть первый творческий акт, в первозданной святости совершенный человеком. Он означал власть человека над животными, а также понимание им сущности каждой из тварей, а довершать творение Адам начал словом. Таким образом слово имеет творческую силу необъяснимую. В пример можно привести следующую мысль. Нам понятно, что изобразительное искусство – это образ, а музыка – это звук. Но вот слово… слово – это для нас нечто потустороннее, неотмирное, мистическое. И каким образом должно было в дальнейшем идти преобразование мира, то есть через какой вид искусства – мы не догадываемся. Ведь грехопадение природу человека исказило, в том числе и его способности творческие. Исказило, однако не лишило возможности творить и восходить к Богу через свое творчество.
Об этом интереснейшем моменте человеческой истории можно узнать из Священного Писания.
Сегодня депрессии всё чаще завладевают людьми независимо от их возраста, статуса, материального достатка и пр. Но тем, кто лично не сталкивался с этим диагнозом трудно понять страдания тех, кому не посчастливилось – многим представляе
Свобода воли означает, что все свои решения человек принимает самостоятельно и осознанно и что Бог не запрограммировал человека исключительно на добро, не принуждает к нему. Человек должен сам захотеть единения
Из вопроса многодетной мамы порталу «Православие и мир»:
Двое младших не спят ночами, двое средних кричат и дерутся, у меня на себя нет ни минуты времени, уже три недели не причащались, две недели в храме не были. Как мо
Вот как характеризует обиду архиепископ Иоанн Шаховской: «Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают
09.06.2025, 16:23
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.