В издательстве Алавастр вышла книга «Без зла». Это сборник забавных воспоминаний регента храма Иверской иконы Божией Матери Ульяны Мельниковой.
Автор вспоминает разные случаи из своей церковной практики: как повздорил тенор с басом, как певчий отказывался учить распевы, потому что ему «Божия Матерь не разрешает», как на 8 марта мужчины-прихожане достают рассказами о блудницах с коммунистами.
Один из рассказов посвящен паломничеству Ульяны в Санкт-Петербург. Точнее тому, в какую неловкую ситуацию она попала.
Некоторым моим друзьям кажется, будто я большая любительница паломничать по святым местам и истово там молиться. Увы, это не так. Молиться я предпочитаю в одиночестве, а места, где собирается чуть больше, чем трое человек, желала бы обходить стороной.
Только не поймите меня неправильно, я не раздражаюсь и не злюсь при виде толпы, нет. Мне просто везде смешно. Мой глаз, как перископ, вращается в разные стороны и подмечает то, на что нормальные люди бы не обратили внимания. А я замечу и начинаю безудержно веселиться, грешница окаянная.
И ведь нет никакого лекарства от этой смешливости. Иногда кажется, словно кто-то специально подбрасывает мне ситуации, чтобы я вдруг не вообразила себя молитвенницей великой и не съехала своим умом с катушек окончательно.
Однажды я была с визитом в Санкт-Петербурге и чудесным образом попала в Александро-Свирский монастырь. Впервые в жизни я тогда поняла, что это — мое место. Захожу и не верю глазам: никакого торжища, никаких палаток со сбитнями и прочими ярмарочными кулебяками. Все строго, покойно и геометрически выверено. Душа моя воспела и я зашагала в ту сторону храма, где покоятся мощи Александра Свирского.
Выяснилось, что на службу мы опоздали и мощи уже не откроют. Приложиться к ним можно, конечно, раку никто не унесет, но вот открывать ее никто не будет. Обидно конечно, но где наша не пропадала. Начинаю осматриваться в поисках мужчин в рясах и подрясниках и, о счастье! — у свечного ящика стоит батюшка и беседует о чем-то с паломницей.
— Батюшка, простите ради Бога! А мощи еще откроют? — говорю я и взглядом сироты смотрю в батюшкины глаза преданно.
Истовость и искренность взгляда батюшка оценил, улыбнулся мне своей улыбкой, кивнул:
— Откроют, не волнуйся, матушка, жди.
Я перестала волноваться и пошла ждать. Оглянувшись, поняла, что таких ждунов как я набралось предостаточно.
Купила себе белых сухариков хоть немного голод утолить, а то с дороги ничего не ела. Но в этот момент батюшка отомкнул замок раки и паломники быстро выстроились в очередь.
Я, как старый церковный служака, встала в самый конец, чтобы меня в спину никто не толкал и не подгонял у святыни. Но, как говорится, не тут-то было. Настигло. Смех и грех навалились на меня одновременно. А все потому, что нечего было мудрить и в конец становиться, надо было первой встать, приложиться и, ни на кого не глядя, убежать.
Сестры во Христе... Вы же прекрасно знаете, как я толерантно отношусь к внешнему виду приходящих в храм. Но простите, и меня изумить можно, оказывается. Я не буду детально описывать, что я увидела, ограничусь кратким списком никому не нужных советов. Может кому пригодится.
1. Никогда не делайте трехразовых земных поклонов, если вы пришли к святыне в брюках. Ограничьтесь поясными, пожалуйста. Зрелище околоземных метаний со спины открывается незабываемое, поверьте.
2. Если вы в короткой юбке, то смотрите пункт первый. Поклоны в этом случае тоже должны быть не слишком глубокими. Люди позади вас пришли молиться, а не определять марку ваших колгот.
3. Парео, палантин и прочая мануфактура, которую вы обматываете вокруг бедер, может свалиться в любой момент, и мало того, что вы, запутавшись, будете задерживать очередь, так еще и упадете, не дай Бог, конечно, наступив на край этих тряпочек (что, собственно, и произошло с одной из паломниц).
4. Губную помаду, жирный блеск для губ желательно стирать перед тем, как приложиться к мощам и иконам. Целовать чужие отпечатки жирных губ неприятно и негигиенично.
5. Крестятся правой рукой в такой последовательности: лоб, живот, правое плечо, левое. Не нужно менять руки, размахивать ими, воспоминая, какую куда, не задерживайте очередь.
6. Научившись креститься сами, покажите, как это делается детям. Перед входом в храм. Устраивать тренинг-площадку у святынь не стоит. В очереди могут стоять люди, которые просто хотели спокойно помолиться.
Я старалась как могла. Не улыбнулась ни разу, жевала щеки изнутри, чтобы не рассмеяться и молилась, закрывая глаз-перископ. Но больше всех, как водится, опростоволосилась сама. Никогда я не была замечена за поеданием земли с могилок святых, прикладывании целебных камешков со святых мест и лечении тяжелых ангин талой водой. Но на подступах к раке я зачем-то из сумки вытащила пакетик с сухарями и протянула батюшке с просьбой освятить на мощах.
— Женщина, вы в своем уме? Кто еду на мощах освящает? — изумился священник.
— Да как же, вон в Дивееве же торгуют освященными. Во здравие души и тела...
— Матушка... Не задерживайте очередь, прикладывайтесь. Сухарики свои дома с чаем вприкуску съешьте. А сейчас молитесь.
Я быстро приложилась к удивительно живой и теплой руке преподобного и отошла в конец очереди, чтобы еще раз подойти к мощам, но уже с молитвой, с расстановкой и без провианта. Из чего следует седьмой пункт моих непрошенных советов:
Не тащите к мощам никаких тряпок, еды, фотографий. Небесные покровители ближе, чем мы предполагаем и совершенно необязательно водружать на их тела бакалею и галантерею с целью освящения. Достаточно просто попросить...
Из книги «Без зла»
Читайте также: Супермен. Рассказ из книги протоиерея Саввы Михалевича «От первого лица»