Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Бабушкина арифметика
08 августа 2014 в 0:00

 

 

В последние годы учителя и психологи отмечают, что многие дети уже к концу первого класса, а то и раньше, не проявляют интереса к учению. А многие даже не хотят ходить в школу. Но что же изменилось в школе? Почему еще не так давно, лет 40-50 назад такой проблемы не было? И знания, которые получали в 60-70-е годы, были намного прочнее?

 

1. ОПЕРАЦИИ ПАЛОЧКАМИ

Два года назад я узнала о программе «Русская классическая школа», которая является «ретропрограммой», так как именно по ней учились бабушки и мамы современных школьников. И вот я держу два учебника по математике, а точнее, арифметике за 1 и 4 класс авторов А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляка. Листая эти учебники, вспоминаешь свою начальную школу, и огромный интерес к самому мною любимому предмету – математике – «царице всех наук». В чем же загадка этих учебников? Теперь я могу их проанализировать как психолог.

Сразу вспоминается возрастная психология. Мышление у детей к моменту обучения в школе носит наглядно-образный, а у многих и наглядно-действенный характер. И вот с первых страниц «Арифметики» идет опора именно на эти формы мыслительных процессов. Предлагается оперировать предметами (палочками, кружками, квадратами и др.), даже используются счеты.

Все картинки из повседневной жизни подобраны таким образом, что их можно использовать для составления задач. На протяжении всего 1 класса дети постепенно усваивают новое, вырабатывают навыки счета на простых жизненных примерах. Нет ощущения перегруженности лишней информацией. Теории нет вообще. Но, решая примеры и задачи (которых очень много), ребята учатся мыслить логически, используется много схем. Тем самым развивается словесно-логическое мышление. Даже введение умножения в конце 1 класса не производит ощущение перегруженности, так как вытекает из предыдущего материала очень логично, и ребенок понимает, что оно сильно упрощает решение многих задач. Тем самым поддерживается постоянный интерес к предмету. Особенно обращают на себя внимание задачи, которые поддерживают межпредметные связи (об их развитии много говорится в нынешних ФГОСах). Например, «Зимой корова давала в день 9 л. молока, а весной стала давать на 3 л больше. Сколько литров молока давала корова в день весной?» Интересно, а современные дети (особенно городские) знают о том, что корова зимой дает молока меньше?

 

 

СЕРЬЕЗНЫЕ И НЕ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

В «Арифметике» за 4 класс также можно найти такие примеры. «Расстояние по железной дороге от Москвы до Екатеринбурга – 1822 км, от Екатеринбурга до Новосибирска – 1359 км, от Новосибирска до Иркутска – 1851 км и от Иркутска до Владивостока – на 931 км больше, чем от Екатеринбурга до Иркутска. Сколько километров от Москвы до Владивостока? Найдите на карте эти города». Весь теоретический материал (правила, законы) в полном объеме представлен в 4 классе, но он очень просто сформулирован.

Некоторые задачи ставят серьезные проблемы, и решив их, становится понятно, почему необходимо внимательно относиться к природе. Вот, например: «В городе 1000000 автомобилей. Каждый автомобиль в день поглощает примерно 11 кг кислорода. Сколько гектаров леса восполнят кислород, поглощенный всеми автомобилями города за день, если 1 га леса в день выделяет примерно 200 кг кислорода?» Решив эту задачу, уже не нужно будет убеждать детей в необходимости посадки деревьев и бережного к ним обращения. То есть, задание еще имеет своей целью и воспитание.

Многие задачи можно использовать для решения бытовых проблем. Вот задача для устного счета: «Когда пекут оладьи, то на каждые 500 г муки берут 2 яйца, 2 кружки молока, стакан сахара, 3 ложки масла и пол-ложки соли. Сколько нужно взять каждого из этих продуктов, чтобы испечь оладьи из 2 кг муки?» Дети научатся не просто рассчитывать количество ингредиентов блюда, но и узнают его рецепт.

Все задания одного урока построены таким образом, что происходит постоянная смена деятельности. А это также способствует поддержанию высокой мотивации в течение всего урока, и поможет привить любовь детей к самому предмету. А именно этого так не хватает современным детям. К сожалению, не знакома с учебниками по другим предметам, но уже можно предположить, что они не менее интересны. Приходит на ум лишь народная мудрость, что новое – это хорошо забытое старое. Я думаю, что пришло время прекратить эксперимент над нашими детьми, и наконец-то вспомнить нашу самую лучшую в мире русскую классическую школу.

Наталья ЛАРИНА, преподаватель математики, психолог

 

Комментарии
Так в чем же, все-таки, смысл жизни? Как ответить на этот вопрос
16 августа 2018 в 15:20

Кто-то скажет, что смысл жизни в том, чтобы подготовиться к встрече с Всевышним. Другой возразит, что смысл в детях и потомках. Третий заявит, что смысл в том, чтобы реализовать свой потенциал. А у ко

Цветы или комплименты? Семейный психолог о том, как правильно любить
15 августа 2018 в 15:10

Есть любовь, а есть влюбленность. Влюбленность — это мимолетное чувство, продиктованное нам гормонами. Психологи сравнивают его с брачными криками гусей. Влюбленность внезапно бьет в голову и так же внеза

Как разговаривать с детьми, чтобы они вас слушали
13 августа 2018 в 16:56

Когда мы приказываем ребенку что-то сделать, он сопротивляется. Это нормально, так мы устроены. «Убери игрушки в коробку» — «Не хочу. Не буду». Если же мы изменим

Свобода выбора. Что мешает нам жить так, как хочется
10 августа 2018 в 16:31

Один человек мечтал стать популярным. А когда стал — спился. Другой человек много лет трудится на работе, которая ему неприятна. Да еще и платят мало. Но сменить боится. Почему такое происходит? Отв

Минутка философии. Как бороться с серыми буднями, бессонницей и плохим настроением
07 августа 2018 в 17:57

Иван Ильин — русский философ и богослов. Критиковал взгляды Льва Толстого. Лев Толстой считал, что все с человеком происходит по воле Божией, следовательно, зла в мире нет. Иван Ильин же напротив, считал,

История покушения на жизнь архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
06 августа 2018 в 19:30

Казалось бы, о жизни всероссийского старца — архимандрита Иоанна (Крестьянкина) известно практически все. Со времени кончины отца Иоанна в 2006 году, о нем вышло множество объемных книг, в котор

Священник Андрей Лоргус: Что мешает нам быть счастливыми
03 августа 2018 в 17:35

Представьте, что все люди стали бессмертными. Смерти не стало. Что тогда изменится в поведении людей? Скорее всего они начнут радоваться всему, что с ними происходит. Не будут печалиться, горевать, опускать руки. Они пер

«Ой, да брось, это ерунда...» Как нельзя успокаивать людей
01 августа 2018 в 12:04

Бывает, пытаешься кого-то успокоить, а становится только хуже. Словно масла в огонь подливаешь своими советами. Происходит это потому, что не все умеют помогать людям. А это такой же навык, как и остальные. При н

Святые, которые обладали даром исцеления
27 июля 2018 в 17:19

Многие святые обладали даром исцеления. Мы же перечислим далеко не всех, но наиболее известных. Более полный список христианских целителей можно посмотерть в Википедии. Праведный Симеон Верхотурский Симеон родился в семье русск

Каким святым молятся от недуга пьянства
27 июля 2018 в 13:42

Борьба со страстями возможна, если человек сам желает от них избавиться. Помочь в этом нелегком деле ему могут и родные люди, и врачи, и молитвы. Также советуем прочитать статью Как я бросил пить, автора, пожелавшего остаться анонимным,