Чертог Твой вижу, Спасе мой,
Он блещет славою Твоею, –
Но я войти в него не смею,
Но я одежды не имею,
Дабы предстать мне пред Тобой.
П. Вяземский
С наступлением Великого поста богослужение преображается. Всё как будто покрывается траурной вуалью. Особенно первая и последняя седмица отличаются своим сугубым покаянным характером. Для прихожан эти изменения заметнее всего проявляются в пении.
Уже за несколько недель до начала Великой четыредесятницы начинают звучать особые постовые песнопения – «Покаяния отверзи ми двери» и «На реках Вавилонских». Они настраивают и подготавливают нас к покаянным дням, которые должны мы провести с глубоким сокрушением о своих грехах.
Так мало теперь звучит торжественных песнопений, – только в воскресные и праздничные дни. В будни же всё больше читают или поют особым «постовым» напевом.
Литургия бывает среди недели только по средам и пятницам. Она проводится особым чином и называется Преждеосвященной, поскольку верующим даются для благоговейного поклонения и причащения святые дары, освящённые прежде, на полной Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Проникнутая сокровенным трепетом, позволяющая скинуть на мгновенье тлен с внутренних очес и душой вознестись к горнему, эта служба затронет даже самые грубые струны нашего сердца.
Дни святой четыредесятницы назначены для воздержания и покаяния, поэтому совершение в эти дни полной Литургии – самого торжественного и радостного события – несовместимо со строгостью поста, ведь тот, кто скорбит и искренно сокрушается, тот не радуется. Однако для поддержания духовных сил причастие необходимо, поэтому Литургия в будни проводится особым чином, а в праздничные дни, в воспоминание о радости Воскресения Христа, богослужение идёт привычным для нас порядком.
Во время Великого поста на Литургии преждеосвященных даров «Херувимская песнь» заменяется песнопением «Ныне Силы Небесные». Оно не звучит в другое время. Только в эти покаянные дни можем мы услышать сокровенные и такие глубокие слова этого песнопения:
Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Перевод:
Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот входит Царь Славы, вот Жертва, таинственная, совершенная, торжественно ими сопровождается. С верою и любовию приступим, чтобы стать нам причастниками жизни вечной. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
«Совершенная» – и по-славянски, и по-гречески имеется в виду то, что жертва уже совершена, освящена.
«Дориносится» (как и в «Херувимской» – «дориносима») – то есть торжественно сопровождается ангельскими чинами.
«Дори» означает по-гречески копьё; «дориносимый» – копьеносимый. «Копьеношение» имеет в виду древний обряд триумфального входа цесаря-победителя, которого несет на щите и окружает почетный отряд копьеносцев. Этот образ победного шествия появляется в разных Литургиях в связи с Великим входом: как победитель и царь, входит Христос в окружении ангельских Сил.
В дни великопостные звучит мало песнопений, но те, что мы услышим, не оставят нас равнодушными. Композиторы очень часто в своём творчестве обращаются к трепетным словам этих молитв: ведь пропетое слово ещё выразительнее отзовётся в сердце.
Покаянный канон, стих «Да исправится молитва моя», «Вечери Твоея Тайныя» и «Да молчит всякая плоть человеча» – про каждое песнопение так много хотелось бы сказать. Но всё-таки самые главные слова, на мой взгляд, звучат именно в «Ныне Силы Небесныя» – да причастницы жизни вечныя будем. Ведь это смысл нашего земного бытия.
Варвара МИХАЙЛОВА,
преподаватель Рязанского
епархиального женского училища
Написать комментарий
Подпишитесь на публикации!
Не пропустите интересное: новинки православной литературы, публикации, купон для выгодных покупок.
Своим детям, когда они были маленькие, я в качестве колыбельных часто пела песенки на стихи Пушкина, просто сама придумывала на ходу мелодию и пела детям на ночь. Так что у нас всегда сначала Пушкин, потом
«Можно смело сказать, — пишет протоиерей Павел Великанов, — что психологическая и даже духовная подоснова всей проблемы греха осуждения — это попытка человека самоутвердиться. Но не в&nb
Не слушается. Но тогда разрешите и ребёнку побить вас, когда вы отказываетесь купить ему мороженое.
Он младше и должен вас уважать. В таком случае, дайте и ему права бить младших сестру или брата,
Сегодня депрессии всё чаще завладевают людьми независимо от их возраста, статуса, материального достатка и пр. Но тем, кто лично не сталкивался с этим диагнозом трудно понять страдания тех, кому не посчастливилось – многим представляе
30.06.2025, 11:30
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.