Книги нашего детства с нами навсегда. Мы выросли, но помним о наших книжках — лучших — не предадут, это точно! — друзьях нашего детства. Потом эти же книжки читаем нашим подрастающим детям, внукам, соседской детворе. И они непременно подхватят эстафету любви к художественному слову, к чтению, как и мы когда-то. Если хотите, то через детские книжки растёт и развивается, духовно и интеллектуально, не только отдельный человек, но и нация, страна, а то и планета вся.
Слова «чудеса без конца» — очень верные и ёмкие слова о детстве, о той поре жизни, когда с открытым сердцем ждёшь сказку, чуда. И сказки, и старые, и новые, непременно посещают нас, и чудеса случаются, как в сказках, так и в жизни самой. Случаются чудеса внешне простые, становящиеся привычными: ночь, к примеру, сменяется днём, явь — сновидением, дождь — солнцем, грусть — весельем, — разве не чудеса жизни нашей? А случаются чудеса невероятные: собака неожиданно скажет тебе — «Привет!», гадкий утёнок превратится в прекрасного лебедя, ты произнесёшь одно из волшебных слов, такое, к примеру, как «Прости», — и тебе непременно улыбнутся в ответ, и в твоей душе расцветут самые прекрасные цветы. Поистине, нескончаемы круговороты чудес, с которыми маленький человек встречается и в жизни, и в сказках.
«Чудеса без конца» — сказала о детстве писательница из Рязани Любовь Кантаржи, назвав так свою сказку-повесть, предложенную российским детям года два назад издательством «Зёрна-Слово». А в своей новой повести, «Приключения в Сказочном лесу», идейно и сюжетно продолжила рассказ о чудесах без конца. Маленькие герои этого увлекательного повествования «ныряют» из одного мира в другой: из своего дома — в сказку, в Сказочный лес. Приключений много, они рассыпаются перед нами красочными феерверками — автор находчива, обладает несомненным даром рассказчика, придумщицы. Но сюжетный блеск со страниц этой повести, полагаем, не ослепляет — и в прямом и в переносном смысле слова — душу ребёнка, не забивает его интеллект всевозможной красочной, пёстрой словесной сорностью, к чему, к сожалению, так склонна современная массовая детская литература и ещё более массовая и завоевательная мультипликация, кажется, ставя перед собой цель, довольно убогую по своей сути, — прежде всего развлекать, потешать наших подрастающих чад. А то, что они способны к серьёзным размышлениям и чувствованиям, — пренебрегается подчас напрочь, как какой-то смертный грех, порок, изъян. Детский писатель Любовь Кантаржи — чрезвычайно ответственный человек: чувствуешь в подтекстах её произведений, что она всегда настороже, что она переживает, заботится, как мама или бабушка, о своих юных читателях: что с душой ребёнка происходит? Не наврежу ли я ему чем-нибудь невзначай? Не уведу ли от вопросов жизни в банальность развлекаловки, а значит, — в бездну пустоты, праздности, греховности?
Приключения, приключения от страницы к странице; однако в какой-то момент этих всевозможных забав её юный герой неожиданно задумается: «Вовсе не обязательно слушаться тех, кто громче всех кричит! Нужно просто научиться делать правильный выбор, хотя порой это бывает совсем не легко». И мы, взрослые и дети, во след о том же задумываемся вместе с её прозревающим героем. Нам, взрослым, незаметно и деликатно как бы предложено: поговори с ребёнком о прочитанном, направь его, станьте оба соавторами писателя. И таких предложений немало в повести. Одно из них, как Крапинка попадает туда, где ей становится неприятно, неуютно, но ради приличия нужно притворяться, терпеть. Однако — как вспышка в юном сознании: «Ты никому ничего здесь не должна! Слушай своё сердце!»
Воистину, воистину: слушай своё сердце, человек, в каком бы возрасте ты не пребывал!
Героиня попадает туда, где властвует пустая жизнь, лживые привычки. «Зачем всё это?», — спросила Крапинка одного из тех, кто бесцельно проводит время своей жизни. «Тот пожал плечами и ответил: „Классно помогает убить время“. Убить время? Но для чего? Крапинке, наоборот, всегда было жаль потерянного времени! „Убивать время — значит, уничтожать собственную жизнь“, — всплыли в её памяти услышанные когда-то слова».
Наши слова и поступки, конечно же, всплывают в духовной и интеллектуальной памяти наших детей, ведут их по жизни, хотя нас, возможно, уже нет в этом мире. А художественное слово? Каковского заряда оно бывает?! Ого-го!
Но вернёмся к повести. В минуты гордыни, кичливости, порой захватывающей, словно бы в плен, наше сердце, сколь важно вовремя очувствоваться и сказать себе, как сказала наша славная, но слегка заблудившаяся нравственно Крапинка: «Осторожнее, девочка!.. Не стоит так хвастаться и гордиться своими успехами!». И далее в повести — по нарастающей, полегонечку подтягивая юного читателя к важным для него выводам и поступкам: «Так кто же здесь бесчувственное создание?» — промелькнула в голове беспощадная мысль. Она словно очнулась от дурного сна. Опрокинув стул, Крапинка кинулась к брату, прижала его к себе…»
Разъединённые вихревыми событиями сказки и яви брат и сестра снова вместе. И прежде всего — сердцами вместе, познав в приключениях и треволнениях нравственные законы реальной жизни.
Сюжет повести построен весьма примечательно — события в книжной, как бы, что ли, придуманной, сказочной реальности — ну, придумываем же мы для себя иногда что-то, прячась от острых вопросов жизни в воздушных замках! — вернули наших юных героев в мир — подыскиваем наиболее верное слово! — реальной реальности, в котором предстоит жить по нравственным законам, которые мы поначалу отвергаем, притворяемся, что нет их, а теперь они стали твоими, органичными лично для тебя. И этот сложный, местами перепутанный переход автором обставлен драматургически блестяще. В повести действует один примечательный герой — книга-сказка, из которой дети как бы вырастают, прежде всего духовно: «Книга на полу начала расти. Она росла, росла… И вот уже не картинка, а комната — настоящая, в их собственном домике, вырастала перед ними, и тётя Люба с улыбкой протягивала к ним руки!». Эта тётя Люба, думается, символически являет собой нравственный закон жизни, который в перипетиях приключений вызрел в сердцах наших юных героев. Этот закон состоит не из слов — он в чувствах и ощущениях ребёнка. Слова больше всего потребны, когда приспело что-токому-то доказать, или когда невозможно молчать. Словами своё сердце не уговоришь! Но если всё же невмочь без слов, то, как утаенным подтекстом проходит в повести, — обратитесь за уточнениями к заповедям Христовым.
Несомненно, что повести Любови Кантаржи нужны детям: её герои на тридцати — сорока страницах растут прямо на наших глазах, при этом в невероятно захватывающем и душепользительном действии. Растут и духовно, и интеллектуально. А значит, помогают и нашим детям, вместе с другими героями хороших, просеянных временем книжек русской и мировой литературы, потихоньку и слаженно дорастать до нравственного закона человеческого общежития.
Только и остаётся пожелать: долгия лета вам, добрые книжки нашего детства!
Александр Донских
член Союза писателей России, г. Иркутск 12.02.2016 г.
«Зернышки» — небольшие книжечки (их уже 13), в состав которых входят рассказы, сказки, притчи Святых Отцов, адаптированные для детского чтения и восприятия, стихотворения русских поэтов разного исторического периода, имеющ
Об этой книге «Романовы. Подвиг во имя любви» уже рассказывалось в статье «Анатолий Степанов: Кого мы хотим обмануть?!». Отзвук чувства вины в нашей общей беде - в неоднозначном принятии обществом выводов 1
Вышла в свет на русском языке книга очевидца преступлений против человечности венесуэльского "солдата удачи" Рафаэля де Ногалеса Мендеса "Четыре года под полумесяцем". Об обстоятельствах издания этой книги Русской
Проект «Живая поэзия. Круг лета Господня» победил в номинации «Электронная книга» национального книжного конкурса.
Приложение создано на основе иллюстрированной четырехтомной антологии русской по
23.09.2016, 0:00
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.