Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Психолог Н. Ларина высказалась о цифровой зависимости
31 января 2018 в 8:00

В интервью газете «Благовест» известный психолог, педагог Наталья Ларина высказалась о цифровой зависимости: «Я совсем не против новых информационных технологий, но везде нужна мера и здравый смысл. Например, то, что полезно взрослому, вредно для ребенка. Общение через социальные сети не является полноценным, поэтому не может заменить реального. Всем известна так называемая компьютерная или интернет-зависимость. Мы наблюдаем одну и ту же картинку: люди смотрят на «экран» в транспорте, в очереди, в кафе, на детской площадке, дома, на отдыхе. Когда человека просят оторваться от экрана, он часто реагирует крайне негативно. Взрослые перестают замечать, что меняются нормы поведения. Уже на протяжении нескольких лет я становлюсь свидетельницей того, как ведут себя люди на совещании или конференции. Не отрываются от гаджетов сидящие не только в зале, но и в президиуме. И это будто бы никого не напрягает и уже нормально. Но какие мы показываем образцы поведения детям, если не уважаем друг друга, когда проявляем равнодушие к словам выступающих коллег? А как потом пишутся резолюции и люди приходят к единому мнению?

В 2007 году в Южной Корее появился новый медицинский термин «цифровое слабоумие», ведь там жизнь людей буквально пронизана новыми технологиями. Чуть позже подобная проблема была замечена в западных странах. Ученые наблюдают у детей сложности с оперативной памятью, трудности с запоминанием информации. В своей практике я также постоянно сталкиваюсь с тем, что дети с трудом запоминают таблицу умножения, несложные правила или формулы, стихи и даже небольшие тексты.

Молодое поколение имеет проблемы с концентрацией внимания, удерживанием информации и работой с ней. Часто подростки имеют сложности социального характера. Привыкнув к виртуальному общению, они не могут общаться «глаза в глаза», часто не понимают создавшуюся ситуацию. У них проблемы с выражением эмпатии, они не могут поставить себя на место другого, неадекватно реагируют на критику, не понимают, что могут причинить боль ближнему. Последние события в Перми и Бурятии служат еще большим доказательством неадекватного поведения молодых людей. Привыкнув жить виртуальной жизнью, играя в агрессивные компьютерные игры, видя насилие по телевизору или в интернете, они словно воплощают это поведение в реальную жизнь. Их не останавливает авторитет взрослого или страх ребенка, сострадание и милосердие для них чужды, и одной из причин этого является отсутствие опыта человеческого общения.

При исследовании головного мозга молодых людей ученые заметили, что у них наблюдаются те же изменения, что и у пожилых на ранних стадиях старческой деменции, или похожие на последствия травмы мозга. Цифровые технологии и дети – вещи плохо совместимые, утверждают многие неравнодушные специалисты на Западе. Дело в том, что мозг формируется до 25 лет, причем главное закладывается в нем до 17 лет, то есть к моменту окончания школьного обучения. Таким образом, дошкольный и школьный возраст является периодом наибольшей мозговой активности, и если происходит сбой, наверстать упущенное фактически невозможно.

Нейропсихологи утверждают, что нервные клетки необходимо постоянно нагружать новыми задачами, иначе они отмирают, причем каждая следующая задача должна быть более сложной. Таким образом, ребенок должен не просто запоминать информацию, а перерабатывать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, проверять и т.д., то есть уметь пользоваться своим мозгом, провоцируя его дальнейшее развитие. Если же ребенок просто ищет информацию в интернете, его мозг как бы скользит по ней, в голове ничего не остается. Появился даже такой термин «серфинг мозга». И если раньше считалось, что все можно найти в интернете и этого достаточно для обучения ребенка, то сейчас у западных специалистов появился термин «парадокс интернета». Ожидания не просто не оправдались, а показали обратные результаты. В итоге мы получили поколение детей, которые имеют результаты обучения ниже, чем 20-30 лет назад. Они лишены творческих способностей, им все сложнее производить уникальные и необычные идеи, у них снижено чувство юмора, хуже работает образное воображение.

Возраст первого знакомства ребенка с «экраном» молодеет с каждым годом. Многих родителей умиляет, что их дети быстро запоминают, как нажимать те или иные кнопки, не подозревая, что на это все и рассчитано. Некоторые дети не желают есть, пока им не включат планшет, телефон или телевизор, а родители, радуясь поначалу, что их ребенок занят, подсаживают своих малышей на гаджеты, а потом не могут ничего сделать с продолжающимися истериками. В итоге у детей нарушается сон, их невозможно ничем заинтересовать, они не желают общаться. Считается, что рост числа детей с аутизмом тоже провоцируется распространением информационных технологий. Такие дети хорошо себя чувствуют наедине с экраном и отказываются общаться с реальными людьми. Все чаще выявляются у детей проблемы со сном, зрением, опорно-двигательным аппаратом, нарушение обмена веществ.

Люди, которые разрабатывают новые технологии, осознавая все эти негативные последствия, старались ограждать своих детей, либо ограничивая пользование гаджетами до получаса или часа в день, либо вовсе запрещая, в зависимости от возраста. Нам необходимо задуматься, почему мировая элита обучает своих детей, используя традиционные, классические программы и методы обучения, а мы тратим большое количество денег на цифровое оснащение наших учебных заведений, которое постоянно требует обновлений. Но начать нам, взрослым, все же необходимо с себя. Именно наш пример важен для ребенка. Попробуйте отказаться от телефона хотя бы на день, и вы поймете, сколько времени освобождается, хотя будете чувствовать нервозность и большое искушение его включить. А это и есть зависимость. Зато придет понимание, насколько мы свободны.

Статистика: 7-летний ребенок в Европе проводит больше года за экраном; 18-летний европеец – больше 4-х лет; подростки заняты экранами в среднем 8 часов в сутки; 11-летние сегодня выполняют задания на уровне 8-9-летних детей 30 лет назад.

Наталья ЛАРИНА, психолог, педагог

См. далее - Цифровые финансы. Криптовалюты и электронная экономика. Свобода или концлагерь? (Катасонов Валентин Юрьевич)

Комментарии
Ольга 31.01.2018
Спасибо. Прочитаю это своим детям
Рейтинг: 0
Митрополит Антоний (Блум). Пути христианской жизни.
13 июня 2018 в 15:00

Вышел в свет сборник бесед выдающегося деятеля РПЦ, миссионера, проповедника и философа, митрополита Сурожского Антония (Блума). Книга называется «Пути христианской жизни. Беседы». В неё вошли тексты бесед и проповедей владыки А

Миры за мирами. Воспоминания эмигрантки.
08 июня 2018 в 13:00

Софья Сергеевна Куломзина (1903—2000), будучи в эмиграции, писала, казалось бы, только для эмигрантов и не надеялась увидеть свои литературные работы изданными в свободной от коммунистической политики России. Но вот это случилось и ст

07 июня 2018 в 13:00

В интернет-магазине «Зерна» появилась книжная новинка. Это жизнеописание игумении Наталии (Ильчук), которая больше тридцати пяти лет возглавляла Свято-Троицкую Корецкую обитель.  Издание посвящено истории христианской жизни

Книга «Церковный древлехранитель» переиздана для бесплатного распространения
06 июня 2018 в 13:00

Вышла в свет книга «Церковный древлехранитель». Это исправленное и дополненное издание методического пособия для епархиальных древлехранителей, первый тираж которого по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства &la

Знаниями школьников о русской литературе обеспокоились в РПЦ
06 июня 2018 в 8:00

Председатель Патриаршего совета по культуре владыка Тихон (Шевкунов) назвал знания учащихся русской литературы «удручающими». Такое определение было высказано им после заседания президиума Общества русской словесности. В засе

Вышли в свет «Записки бабушки-христианки…»
05 июня 2018 в 13:00

Вышла в свет новая книга Прокофьевой Елены «Записки бабушки-христианки, бывшей студентки МГИМО». Литературную новинку можно приобрести в интернет магазине «Зерна». Данная книга являет собой сборник реальных историй,

В Сербии издали книгу о Н.В. Гоголе
05 июня 2018 в 8:00

В Сербии издали книгу «Православный рыцарь Николай Васильевич Гоголь». Данное издание вышло на сербском языке и является сборником беллетристики и статей, которые посвящены русскому классическому писателю, письма к разным частны

Вышла новая книга о Тайне Туринской Плащаницы
04 июня 2018 в 13:00

В Москве, в издательстве Сибирская Благозвонница вышла новая книга Тайна Туринской Плащаницы и Христовой Пасхе. В первой главе данного издания помещены материалы, которые рассказывают про исторический путь святого полотна в который завернул

В Москве прошел вечер, посвященный творчеству Сергея Михалкова
04 июня 2018 в 8:00

В Москве прошел вечер, посвящённый творчеству русского советского классика, поэта Сергея Михалкова. Литературные чтения его стихов состоялись в оформленном в стиле 1950-х годов. литературном кафе Московского дома книги. Самые известные чтец

В Москве издана книга о монахах-воинах «Пересвет и Ослябя»
01 июня 2018 в 13:00

В Москве издана книга Аллы Колибаб о монахах-воинах  «Пересвет и Ослябя». Эта литературная новинка появилась в интернет-магазине «Зерна». В ней на примере судьбы героев Куликовской битвы преподобных Александра П