Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Смириться или проявить волю? Как найти золотую середину в духовном смирении
24 мая 2018 в 17:18

«Смиряйся, тебе полезно!». Так обычно говорят, когда с человеком произошло неприятное событие. В одних случаях смирение пойдет на пользу душе, в других — может навредить или ввести человека в прелесть. Попробуем разобраться, от чего это зависит.

Поделиться статьей с друзьями:

 

Золотая середина

«Покажите...в добродетели рассудительность» (2 Пет. 1:5) — наставляет апостол, дабы уберечь от неумеренных подвигов. Отсюда пошло и учение о «царском пути», то есть о золотой середине во всех добродетелях.

Многие опытные аскеты приходили к выводу, что без рассудительности даже самые благие намерения могут закончиться печально, ибо «не всякое благое желание входит в сердце от Бога» (прп. Исаак Сирин). Поэтому необходимо изучать себя, свою душу, обстоятельства, в которых мы находимся. То, что в одном случае будет уместно, в другом — окажется совершенно противоположным евангельскому духу.

Унижение себя и терпение

Этому учатся все монахи, как только поступают в монастырь. Обычно послушникам и новоначальным дают самую грязную и непривлекательную работу, чтобы проверить его готовность к новому образу жизни, способность к послушанию. Игнатий Брянчанинов пишет об этом в своих трудах так: «Поступающие в больницу для пользования обязываются руководствоваться во всем наставлением врача, не позволяя себе употреблять пищу, одежду, движение, лекарства по собственному усмотрению; иначе вместо пользы они принесут себе вред: так и всякий, вступивший в монастырь, обязывается упражняться не в тех подвигах и трудах, которые кажутся самому ему нужными и полезными, но в тех, которые будут ему указаны и назначены настоятелем лично или при посредстве других монастырских властей». Поэтому для монаха абсолютно естественно постоянное самоукорение и ненадеяние на собственные силы, почитание себя низшим из всей братии.

См. также: Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша)

Но представим такое поведение у отца большого семейства. Абсурдно, не так ли? Взявшие на себя ответственность семейной жизни должны помнить слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Также и свт. Иоанн Златоуст говорит, что «кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех».

Отец обязан защищать свою семью, принимать важные решения, разбирать и примирять домашние конфликты. Поэтому ему необходимо иметь свое мнение и определенный авторитет внутри семьи. И даже если монашеский образ жизни влечет душу семьянина, не стоит забывать, что его близкие нуждаются в кормильце и защитнике.

Бедность и богатство

В этом отношении есть две крайности — «плыть» по течению жизни и стремительно идти к своим целям вопреки всему вокруг. Крайности всегда опасны: первая может привести к безделью и унынию, а вторая — к гордости и сребролюбию. Но, как мы говорили выше, лучше идти средним путем, не уклоняясь ни в одну, ни в другую сторону.

О важности труда для человека четко говорится в Писании: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Однако трудиться можно по-разному. Стоит ли стремиться к высокому заработку, бесконечно улучшать свои земные дела? Такие вопросы, по-видимому, возникали и у первых христиан, на что апостол Павел пишет: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствия и пагубу» (1 Тим. 6:8–9).

Для христианина зарабатывание денег — не самоцель. Труд для человека важен с точки зрения физической и духовной пользы, ибо трудиться было заповедано еще первому человеку после грехопадения. Степень же богатства и земного благополучия определяется Богом. Христианин может быть и богатым, если это не повредит его душе.

Молитва и уединение

Многие сталкиваются с такой проблемой, как выбор между молитвой или деятельной помощью ближним. Часто это бывает, когда в семье не все верующие. Родные могут не понимать и даже обижаться и ссориться из-за того, что «появился тунеядец в семье, который только и молится». Некоторые специально или случайно тревожат просьбами именно в тот момент, когда человек решил уединиться для молитвы. Тогда возникает вопрос: продолжать молиться или откликнуться на просьбу?

К таким сложным вопросам нужно постараться подойти с рассуждением. Если человек только пришел к вере, молитва дается ему с большим трудом, а со всех сторон его еще и отвлекают, то, скорее всего, это попытки не дать идти к Богу. Если человек, проверив свою совесть, знает, что честен перед Богом, перед собой и ближними, что молитва для него — это не побег от своих обязанностей, то нужно проявить волю и принять, может быть, не очень приятные слова в свой адрес.

Но бывает другая ситуация. Когда человек ощутил сладость молитвы, красоту уединения, он может искать этого всегда и везде, забывая о людях рядом. В конце концов, он может возгордиться тем, что общается с Богом в то время как другие заняты суетой. В данном случае можно поучиться у подвижников, которые, порой не ожидая гостей, часто оставляли молитву и терпеливо выслушивали пришедшего. Они считали, что проявить любовь к брату таким образом в данной ситуации выше их личной молитвы к Богу.

Пост

Пост является предметом многих споров. Некоторые говорят о необходимости для любого христианина соблюдение всего, что прописано Уставом. Вероятно, такая точка зрения имеет в себе долю правды: внешняя жизнь определяет внутреннюю, особенно у новоначальных.

Но каждый человек индивидуален, особенно хорошо знали это выдающиеся духовные наставники прошлых лет. Для каждого есть свой предел духовных и телесных сил. Определяя меру поста, разумнее подойти с рассуждением и советом духовного лица. Ведь «запостившись» можно начать превозноситься над другими, тогда ни о каком смирении не может быть и речи.

Так же поучительны примеры из жизни святых, которые скрывали свой пост и могли съесть даже мясо, чтобы почтить любовь тех, кто старался и готовил.

Отношения с ближними

Пожалуй, эта самая трудная сторона жизни. Легко на словах быть верующим, но сохранить мир и добрые отношения с окружающими и, тем более, возлюбить их, как самого себя, крайне сложно.

Своих учеников и церковные общины апостол Павел просил: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Слово «возможно» здесь неслучайно: не всегда христианин может одинаково со всеми общаться, с каждым делиться мыслями, быть любимцем всех.

См. также: «Смирение заменяет всё». Письма преподобного Макария Оптинского о духовной жизни

Святые отцы хорошо знали, что ради спасения души можно отказаться от общения: «Если увижу, что самый возлюбленный мой увлекает меня в душевный вред, то немедленно отвергну его от себя, т.е. прекращу знакомство и сношения с ним» (авва Агафон Египетский). Это вовсе не значит, что мы должны упрекать человека за то, что он вредит нашей душе. Он может и сам того не желает. Но когда нас пытаются склонить на явный грех, нужно проявить волю.

В других ситуациях конфликты с людьми, наоборот, могут послужить нашей душевной пользе. Стерпеть грубое слово в свой адрес, вынести критику начальства, не замечать разговоров и сплетен у себя за спиной — всё это нам по силам. Поступая так, мы будем, по слову Христа «носить тяготы друг друга» и терпеть недостатки наших ближних.

В итоге

Никакая добродетель не приобретается без принуждения себя. Но получает ее человек по благодати Божией.

Занимаясь искусственным понуждением к смирению, существует опасность, что сначала человек изображает из себя благочестивого перед другими, а потом — и перед самим собой. И, в конечном счете, теряет себя, живет выдуманной жизнью, ни капли не меняясь внутренне на самом деле.

Господь — Творец — создал каждого индивидуальным и неповторимым и хочет, чтобы в каждом раскрылись именно его таланты. «Поэтому самое главное — найти для себя ту меру смирения, которую ты искренне принимаешь сердцем, а уже от нее начинать двигаться дальше и понуждать себя к большему» (схиархимандрит Авраам (Рейдман)).

Анастасия Охотникова

Смотрите также:

Что такое настоящее Смирение

Как судить, но не осуждать

Почему мы не всегда получаем то, о чем просим

 
Комментарии
Занимайтесь чем угодно, но оставьте душу свободной. Советы священников о смирении
18 июля 2018 в 12:09

Самые строгие афонские монахи живут в кельях на скале. С внешним миром их соединяет тонкая лебедка, по которой в кельи доставляют еду и воду. Но даже в таких условиях монахи живут умиротворенно,

Как бороться с гневом: 10 техник
12 июля 2018 в 14:03

Гнев — как аллергия. Сначала нас раздражают только самые неприятные ситуации. Но если не бороться с гневом, то мы начинаем чувствовать раздражение все чаще и чаще. И вот мы уже начинаем заводить

Православная литература для начинающих
11 июля 2018 в 11:20

Православная литература многогранна. Здесь можно встретить как легкие юмористические рассказы, так и глубокую, сложную для неподготовленного ума литературу. Многие авторы в своих рассуждениях о Боге порой расходятся, из-за чего возн

Раскаяние без прощения приводит к неврозам. Советы психолога о чувстве вины
06 июля 2018 в 13:09

Чувство вины одним помогает совершать правильные поступки, других доводит до саморазрушения. Из нашей статьи вы узнаете, как отличить полезное чувство вины от опасного. Информация взята из книги психолога Марины

«Можно ли бить богохульников?» Андрей Конанос о православии
03 июля 2018 в 16:01

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В последней части книги архимандрит Андрей рассказывает о православии. Что это такое, кто его придумал и как святые люди обращали в

«Не думайте ни о чем хотя бы 2 минуты в день». Советы, как стать счастливым
27 июня 2018 в 15:26

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В этот раз священник рассказывает о том, как найти подход к трудным людям, как успокоить мысли и настроиться на духовную жизнь. Порфирий Кавсок

Христос посреди нас. Новая книга архимандрита Андрея Конаноса
25 июня 2018 в 15:47

На днях в издательстве Никея вышла новая книга архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». Книга начинается с беседы о том, как за 2000 лет изменилось наше представление о Христе. Хрис

«Крики и ссоры — оружие слабых». Священник Павел Гумеров о семейных конфликтах
21 июня 2018 в 15:01

В конфликтах нет ничего страшного. Конфликт — это столкновение разных точек зрения. Нам дан язык и способность общаться, чтобы прийти к согласию. В книге «Семейные конфликты» священник Павел Гум

Есть ли душа у животных и растений?
19 июня 2018 в 14:18

В Священном Писании словом «душа» иногда обозначается человеческая жизнь. Так, к примеру, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кт

Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами
15 июня 2018 в 16:18

Наши дедушки и бабушки жили во времена, когда нужно было уметь выживать. О деньгах никто не заботился, зато все умели штопать одежду и готовить оладьи из картофельных стружек. Наши матери и отцы жили во