Николай Лобастов — автор пятитомника «Записки сельского учителя». Это пособие для школьников и преподавателей, в котором русская литература рассматривается с позиции Православия.
Портал «Культура» взял развернутое интервью у автора. Приводим его полностью:
Культура: Как возникло желание посмотреть на нашу литературу сквозь призму православия?
Лобастов: Еще когда началась перестройка, я понял: коммунизм откладывается и все вокруг меняется, но в преподавании литературы движения нет. Мы до сих пор не отказались от привычных мифов и штампов. Катерина из «Грозы» — по-прежнему «луч света в темном царстве». Захотелось довести до школьников мнения выдающихся мыслителей — Розанова, Бердяева, Франка, Дурылина, Сергея Булгакова, Фуделя. Дать ребятам представление о Евангелии, церкви, Древней Руси, о западниках и славянофилах, о таких категориях, как любовь, свобода, страдание. Я предлагаю взглянуть на нашу словесность через притчу о блудном сыне. Она универсально подходит к пониманию жизненного пути каждого человека, в том числе и писателей. Пушкин от «Гавриилиады» пришел к «Борису Годунову» и «Капитанской дочке», а Гоголь — от легкомысленного театра к «Размышлениям о божественной литургии». Литература — это всегда поиск утраченного рая, тоска по идеалу.
Культура: В чем особенность русской классики «золотого века» и той исторической эпохи?
Лобастов: В XIX столетии было две России: одна — Евгения Онегина, другая — Татьяны Лариной. Онегин олицетворяет западный выбор дворянства, Татьяна — связь с традицией. Литература с «героями нашего времени» не отражала реальной жизни народа, который дал замечательных ученых, военачальников, путешественников и миссионеров, дошедших до Аляски. А какие были купцы — тот же Третьяков, создавший главную художественную галерею. Мы же судим о них по пьесам Островского. Получается искажение... Наша литература позапрошлого столетия — это отражение поисков дворян, но не зеркало народного бытия. Были всплески, как лермонтовское «Бородино», где удавалось показать мироощущение простых людей. Однако в классике «золотого века» сложно найти сильного и привлекательного положительного героя.
Культура: Что, на Ваш взгляд, нужно поменять в школьной программе?
Лобастов: Ко многим произведениям у меня, как у педагога, есть вопросы. Вот «Ася» Тургенева. Зачем написана? Единственное объяснение — Иван Сергеевич перестал верить в семью. Брак для него уже не божественное установление, он думал, этот институт отмирает. Считал, что страсть — выше брака, семья опошляет чувства, бытом давит. И в повести «Ася» девушка бежит к молодому человеку, дабы сказать: «Ваша». Хотя в те времена эти слова никогда не произносили до венчания. Но Тургенев показывает: можно и до святого обряда. Если она любит, то она — ваша. Как это подействует на семиклассников? Они полагают: раз я страсть имею, то препятствий быть не должно. Личное чувство превыше всего, и никакие внешние законы, навязанные государством и церковью, не могут меня остановить. Вредно для наших учеников? Да не то слово. И так столько соблазнов. Пора кардинально вмешиваться. У нас такая богатая литература, что школьную программу можно наполнить и чем-то другим.
Важно отметить, что русская словесность в ХIХ столетии разделилась. Одна часть — те, кто сохранил верность традиции: Крылов, Жуковский, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Гончаров, а также славянофилы Тютчев, Хомяков, Киреевский. Вторая — либеральное крыло: Карамзин, Тургенев, Толстой, Чехов, Куприн, Бунин и дальше — весь Серебряный век. Рассказывая о литературе, необходимо давать характеристику мировоззрения писателя и нравственную оценку персонажам. Конечно, непревзойденная вершина — Достоевский. В школе изучают «Преступление и наказание», а «Братьев Карамазовых» — нет. Но последний роман Федора Михайловича — Эверест. А в школе его не проходят — нонсенс. В разговоре о классиках стоит правильно расставлять акценты.
Культура: Вот так вот категорично?
Лобастов: В школе анализируют тему «Духовные искания героев Толстого». Но ведь ни Пьер, ни Андрей к церкви не пришли. Интересные духовные искания! Толстой считал, что человек двусоставен: в нем есть животная природа и Бог — безличный, разлитый по всем людям, как общая мировая душа. Еще он писал, что зла нет, проповедовал в художественных текстах и публицистике, что не нужно служить государству, в романе «Воскресение» пришел к откровенному богохульству.
Н. Лобастов на презентации книги «Записки сельского учителя»
Культура: А что с Серебряным веком, который мы так любили когда-то...
Лобастов: Заметим, советская эпоха его не очень жаловала, всплеск интереса возник в перестройку. Серебряный век — апофеоз либерализма. Почти все представители этого периода пишут в таком ключе: «И Господа и дьявола хочу прославить я». Для них нормально стирание грани между добром и злом. В то время мы по вседозволенности лет на пятьдесят обогнали Запад. Там сексуальная революция произошла в 1950–1960-е годы, а у нас уже в начале столетия Гиппиус писала, что любовь, как радуга, разложенная на семь цветов. Среди представителей Серебряного века трудно найти писателей, кто жил бы нормальной традиционной семьей, не имел любовниц, а его окружали жена, детишки, бабушки-дедушки. Еще важный момент: в той писательской среде нет ни одного по-настоящему православного. Их духовность составляли Блаватская, оккультизм, Рерихи, буддизм.
Был огромный интерес к сектам — сектантов считали первыми революционерами, только в религии. Мережковский поддерживал такую теорию: давайте соединим религиозную революционность с социальной. Они полагали, что официальная церковь навязана людям, а народная вера — в сектантстве. Или возьмем «Башню» Вячеслава Иванова. Там происходили и медитации, и разговоры с мертвыми. В Серебряном веке много эстетизма: все красиво, но бессмысленно. Главное — миг. Я — личность, выражаю свои чувства ярко и поэтично. А зачем, к чему это приведет, как слово наше отзовется — никто думать не хотел. Конечно, и тогда были фигуры, которые трезво оценивали ситуацию. Пришвин, Ходасевич, Чуковский, Шмелев, Зайцев, Бехтеев. Но если мы придем в школу и спросим — я не знаю, кого из перечисленных назовут, тем более их произведения.
Культура: Тайну русской революции, похоже, лучше всех выразил Блок в поэме «Двенадцать». Почему красноармейцы идут за Христом?
Лобастов: На мой взгляд, самая главная причина революции — неправильно выстроенные отношения между Церковью и государством. Церковь — хранительница истин, а государство — защита от анархии смуты. Но после Петра духовность обюрократили, церковь стала государственной. В XIX веке о причастии давали справку. Накопились и социальные противоречия между «двумя Россиями» — прозападной элитой и народом. Что касается Блока... Он ждал либеральной революции. И, как многие тогда, верил, что изменится сама природа человека, наступит полнейшая абсолютная свобода. И вдруг — Христос. То есть, получается, большевики лучше либералов. Блок в ужасе от того, что народ не принял Февральскую революцию. Он не писал последние годы, понял, что мы не пойдем по этому пути. Снова потихоньку будем возвращаться ко Христу. В начале советской власти было насилие, вседозволенность, «теория стакана воды», но потихонечку большевики стали возвращать воспитание подрастающего поколения, семейные ценности. Нравственные идеалы в СССР являлись христианскими по своей сути. Из советской литературы нельзя вычеркнуть таких писателей, как Алексин, Астафьев, Шукшин, Распутин — у них можно найти то, что полезно нынешним школьникам.
Культура: Как педагогу заинтересовать литературой «поколение гаджетов»?
Лобастов: Сегодняшний стимул — быть успешным, конкурентоспособным. Чисто либеральный подход: нет внешнего давления, нет авторитетов. Ученики сами включаются в гонку знаний, но не с целью самосовершенствования, а ради ЕГЭ. Этот марафонский забег не позволяет остановиться и оглянуться, обратиться к смыслам.
Принцип ЕГЭ вступает в полное противоречие с русской классической литературой. Пушкин и Достоевский не для того создавали шедевры, чтобы дети лучше усвоили, что такое метафора, сюжет, композиция, аллитерация... Это насмешка над классикой. Школьники должны почувствовать, что есть смысл в их существовании, в учебе, браке, страданиях, любви, смерти. Тогда они сами возьмут те книги, в которых великие предки помогают искать ответы на проклятые вопросы бытия.
Читайте далее:
Поделиться статьей:
Задача образования трёхсоставна: воспитание чувства (нравственность), умение мыслить, размышлять логически и только на 3 месте знания. И в литературе необходимы нравственная оценка героев, размышления о произведении и на многих примерах сравнительный анализ.
Надеюсь, в скором времени, опираясь на сллова святителя Николая Сербского: " Первые люди немного знали , но всё понимали. Потом стали знать больше, но понимать меньше. Ну а в конце, наверное, много будут знать, но ничего не поймут, что происходит и почему происходит" движение это приостановится и начнёт обратный отсчёт!
Необходимо с детьми об этом говорить.