Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Дмитрий Мережковский и «Новая церковь»
27 декабря 2016 в 12:25

О личности философа Дмитрия Мережковского у нас в стране заговорили во время "перестройки" 1990-х годов. До тех пор он был одинаково чужим и в России, и в Европе, куда эмигрировал после революции. "В России меня не любили и бранили; за границей меня любили и хвалили; но и здесь, и там одинаково не понимали моего", — писал Дмитрий Сергеевич коллеге-мыслителю Николаю Бердяеву. Собственно, Бердяев-эмигрант был таков же - неоднократно идентично признавался в том, что чужой и там, и тут. Так что же было в их идеях сложного для восприятия другими, несвоевременного может? Что они хотели донести человечеству и вручить, как эстафету мировоззрения? Это безусловно огромный пласт в русской культуре. Но попробую вложить свою малую толику в отодвигание туманной завесы.

Дмитрий Сергеевич Мережковский — русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.

Во-первых, необходимо вспомнить трактовку Платона о том, что философ есть не только формирователь постулатов всеобщей мудрости и взглядов на бытие человека, а и борец. Был ли Мережковский борец? Как характеризуют его знакомые? Как сухого, бесчувственного "человека в футляре". Он практически никогда не проявлял эмоций в разговорах, но всегда и к месту у него была заготовлена известная распространенная цитата. Он доставал их внезапно, словно из-за пазухи и едко бросал в спор собеседников. Стало быть эрудиция данной исторической личности была отменная и принципиальную точку зрения принимал. И если мы посмотрим в исторических справках - последователем какого философского учения был Мережковский, то увидим - позитивизма, то есть когда изучение каждого знания должно базироваться на совокупности наук. Сам же писатель, как ни странно, позитивизм в своих работах не жаловал.

Философия Бердяева же зиждется на персонализме. И это учение, считающее человеческую личность высшей духовной ценностью. Можно ли объяснить ощущение чуждости всему, противопоставления самого Николая Александровича окружающему миру и вследствие этого одиночества - принципами персонализма? Конечно да. Он провозглашал Свободу и Творчество, но равных своей широте мировосприятия не находил. В обществе осознанно или бессознательно жили люди, нацеленные на желание подчинить другую личность себе так или иначе. Равноправие, провозглашаемое коммунистами в 1917-м году, изначально показалось и Бердяеву, и Мережковскому необходимым в излечении закабаленного сознания человека. Но оба сбежали из России от страха перед натиском агрессии голодных, желающих отмщения и власти, неуправляемых масс. Отсюда делаю вывод, что и Мережковский был все-таки персоналистом.

Мир равных возможностей снова маячил где-то далеко-предалеко и как утопичная сверх-идея. Может быть, цивилизация мира была погрязшей в духовном каннибализме? И только сейчас мы мелкими шажочками учимся и учим терпимости друг к другу, погашая внутренний энергетический позыв к игре в "победу и порабощение"?

Во-вторых, если говорить об отношении к Богу, то тут дорожки Бердяева и Мережковского разошлись как у героев пьесы Антона Чехова "Вишневый сад" Раневской и Лопахина. Бердяев был глубоко предан православной церкви, как бы она ни была. Мережковский считал перемены необходимыми.

Зинаида Гиппиус, поэтесса и супруга Мережковского, писала о том, как однажды, в октябре 1899-го года в селе Орлине она была занята расшифровкой разговора о Евангелии и вдруг к ней зашел Дмитрий Сергеевич со словами: "Нет, нужна новая Церковь". Подверженная мистицизму, Гиппиус развивает активную деятельность, схожую с весьма модными тогда спиритическими ритуальными салонами. Говоря о "новой церкви", имел ли в виду немногословный и сдержанный Мережковский именно то, во что это вылилось усилиями приземленной Гиппиус и молодого друга семьи Философова? Во всяком случае хорошо, что до нас дошли письменные труды Дмитрия Сереевича, в которых он полноценно раскрывался, как на исповеди перед Богом и потомками, без чьего либо посредничества. Исследователи не случайно трактуют Мережковского как религиозного философа. Все его детство прошло в окружении повышенной семейной набожности. Большинство его стихов и прозы - это обращение к Богу, разговор с ним или о нем:

"Везде я чувствую, везде,
Тебя Господь, - в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души".

Но почему же тогда православный от головы до пят Мережковский желал новую церковь? Ответ на этот вопрос расположен на страницах "Грядущего хама": "Христианство обмелело и успокоилось в покойной и каменистой гавани реформации". Мещанство - вот, по мнению автора, тот реальный бог, которому молились на западе, и к мещанству же устремились русские революционеры. И в этом он видел страшную беду всего общества мира. Новая, преобразованная, отказавшаяся первой от мещанских целей и интересов, церковь, считал Мережковский, должна излечивать людей духовно, повести за собой. Церковь должна быть в авангарде, а не идти на поводу у интересов хоть самодержавия, хоть народовластия. Вот как он писал: "В первом царстве - Отца, Ветхом завете, открылась власть Божия, как истина; во втором царстве - Сына, Новом завете, открывается истина, как любовь; в третьем, и последнем царстве - Духа, в Грядущем завете, откроется любовь, как свобода. И в этом последнем царстве произнесено и услышано будет последнее, никем еще не произнесенное и не услышанное имя Господа Грядущего: Освободитель".

Богословие в интернет-магазине Зёрна

Поэтесса и писательница Ирина Одоевцева неоднократно посещала с мужем, поэтом Георгием Ивановым, супружескую чету Гиппиус - Мережковский в Париже. Главной чертой Дмитрия Сергевича она называет "умение концентрироваться и постоянное, никогда не ослабевающее устремление всех мыслей и воли к одной цели: к созданию Царства Духа, к преображению души". Было это в 20-х годах XX-го века.

Любопытно, что Мережковский никогда не отрекался от православия. Но чего только он не натерпелся в связи со своими взглядами на совершенствование церкви! И отлучить его пытались, и в ереси обвиняли, и с сектантством связывали. А по сути - он пытался удержать себя и человечество от крайностей, брал на свои плечи тяжелую ношу ответственности за судьбу мира и... каждый день дисциплинированно писал по несколько часов, рассуждая о проблемах общества, которые оно не желало замечать.

Был ли Мережковский первым, кто заговорил о "Третьем завете"? Нет, задолго до него итальянец Иоахим Флорский, еще на стыке XII - XIII веков, вербовал в свое "братство" христиан. Правда, он придерживался монашеского аскетизма - своего рода персонализм зачаточной стадии в части самоотречения человека от мещанской зависимости. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти философа Дмитрия Сергеевича Мережковского, в России появились приверженцы той идеи, как, к примеру Сергей Тороп (Виссарион), собравший вокруг "Церкви последнего завета" целую общину под Красноярском. Мир творчества и ремесел, вокруг которого здесь все и строится, не есть плохо. Но от прогнозов я воздержусь. Миллионы людей современных мегаполисов живут в совершенно ином измерении, погруженными в потребительство и стяжательство. Вопросы религии серьезно волнуют лишь малую часть населения земного шара. Так что говорить о революционных требованиях верующего христианского населения изменить церковь не имеет никакого смысла - никто на баррикады за "Третий завет" не пойдет. По большей части - из-за отсутствия твердых устоев веры, по меньшей - из уважения к истории христианства, его традициям. Хорошо, что так. Ведь никогда не известно заранее - принесут ли плоды деревья нового сада после выкорчеванного старого. Да и какими они будут...

Руденко Юлия, публицист

Читайте далее:

Бог даст России Царя

О страшном. Рассказ монахини.

Старец Паисий Святогорец. Слова. Рецензия.

Комментарии
Незаслуженно забытый писатель и дипломат
23 мая 2017 в 8:00

Рязанец Владимир Павлович Титов, гордость земли рязанской /12 03. 1807 : 27 09. 1891/ был рожден в селе Новики /Спасского уезд. Рязанск. Губерн./. Замечательный писатель, деятель государственный, дипломат известный. Титов - кавалер всех орд

Наша здравница. Доброе слово о народной медицине.
22 мая 2017 в 8:00

Народная медицина зиждется на знаниях, что веками приобретались нашими предками. Поколение за поколением копило и хранило эти знания о болезнях и средствах лечения, что заключаются в применении растительных лекарственных препаратов. В них в

На заметку селянам и дачникам. О книге «Православная энциклопедия русского огорода»
19 мая 2017 в 8:00

В наше время свой личный сад и огород из мечты несбыточной в реальные понятия превращаются. По последней статистике загородное /пусть и временное/ проживание, пусть в форме дачного жительства на сегодня популярностью пользуется огромной.

Для чего нужны сказки и художественная литература
18 мая 2017 в 8:00

Сказки, являясь видом народного и в целом литературного процесса творчества – это важная составная культуры того или иного общества. Хотя они и основаны на вымысле, однако их значение и предназначение вполне конкретное. Ве5дь сказки н

Литературная стезя В.П. Титова
17 мая 2017 в 8:00

Владимир Павлович Титов ( дипломат, государственный деятель середины 19 в.) служил в Московском архиве Министерства иностранных дел. Срок его службы составил четыре года. И в течении всего этого времени по выражению

Дела пятой колонны. Издательство «АСТ» опубликовало для школьников карты России без Крыма.
16 мая 2017 в 8:00

Как стало известно девятый арбитражный апелляционный суд Москвы оштрафовал издательство АСТ за ряд неточностей, что были допущены на картах в школьных атласах РФ, в частности за отсутствие на некоторых контурных картах полуострова Крым в со

Фантастика или не фантастика? О книге
15 мая 2017 в 8:00

Книга «Беспощадная толерантность» - это сборник фантастических рассказов, написанных разными авторами. Но ей заинтересуются и те, кто не принадлежит к числу любителей этого жанра. Ведь рассказы, помещенные в книге связаны не сто

Поэт Андрей Вознесенский и Центр его имени
12 мая 2017 в 8:00

Со дня кончины известного поэта XX века Андрея Андреевича Вознесенского (род. 1933 – ум. 2010) прошло семь лет. Вознесенский - лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства РФ. 12 мая в день рождения Вознесенского в Москв

Почему мы не всегда получаем то, о чем просим
11 мая 2017 в 16:32

Иногда возникает искреннее желание сделать что-то полезное, но обстоятельства не дают исполнить задуманное. Каковы же причины возникновения препятствий при исполнении дел? Существуют две основные причины возникновения жизн

Это наша история. Об изданном томе документов Собора 1917 г.
11 мая 2017 в 8:00

Издательство Новоспасского ставропигиального монастыря выпустило в свет 19-й том научно-академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Который называется «Документы Отдела о монастырях и монашестве