МАЛЬШИН - СПАСИТЕЛЬ УСПЕНСКОГО СОБОРА
В конце XVII начала XIX века Пётр Алексеевич Мальшин, был одним из самых активных частных застройщиков города Рязани.
Но прежде надо сказать о его благотворительной деятельности в области общественного градостроительства.
Первые благотворительные акции Мальшин осуществлял совместно с Рюминым. В 1793 году на строительство здания для Главного народного училища они пожертвовали пять тысяч рублей. Однако по каким-то причинам это училище так и не было построено. И пожертвованная сумма ушла неизвестно куда. Что могли сказать на это православные купцы-меценаты? «Бог дал, Бог взял», – рассудили они и продолжили свою благотворительную деятельность.
В 1799 году благодаря их стараниям был спасён от сноса Успенский кафедральный собор.
Тогда он действительно сильно обветшал. Рязанский архиерей Симон в докладе Священному Синоду сообщал, что своды собора разошлись, стены оседают, в алтарной части глубокие трещины, некоторые металлические связи разорвались.
Синод, «ничтоже сумняшеся», повелел разобрать собор и построить новый. Это известие огорошило Преосвященного Симона да и всех рязанцев. Успенский собор был гордостью города. А по большому счёту он являлся уникальным и для всей России. В то время это был самый большой собор в нашей стране. Больше даже московского собора Василия Блаженного. Он получился длиннее всех известных до него храмов, а по ширине уступал только Софийским соборам в Киеве и Великом Новгороде.
Архитектура Успенского собора – один из лучших образцов нарышкинского барокко, которому присущи величие и декоративность. Витиеватая резба по камню, украшающая колонны перед входом в собор, это шедевр искусства рязанских камнерезов, мастерство которых превзойти так никому и не удалось. Внутреннее убранство собора было также уникальным.
Поэтому сразу же исполнять указ Священного Синода о сносе Успенского собора у архиепископа Симона рука не поднялась. Тогда он обратился с призывом к горожанам, чтобы они, посоветовавшись, дали знать «какие мысли они имеют о пособии для собора, и разобрать ли его или починить рассудят».
Дело дошло до городской Думы, которая как мы уже отмечали заявила владыке Симону: «Без Мальшина Петра Алексеевича граждане не могут иметь совета». В сентябре 1800 г. П. А. Мальшин и Г. В. Рюмин в письменной форме доложили рязанскому архиерею, что они «из усердия к древнему и величественному храму брали из Москвы архитектора и каменного мастера, которые осмотрели и нашли, что стены прочны и все ветхости могут быть исправлены, на что потребуется 50 тыс. рублей».
Вскоре было получено дозволение от Священного Синода «поновить» Успенский собор. Но казна смогла выделить на ремонт только тридцать тысяч из требуемой суммы. Двадцать тысяч пожертвовали Мальшин и Рюмин. Из этой суммы основную часть – четырнадцать тысяч пожертвовал Мальшин.
Именно он и Г. В. Рюмин были инициаторами восстановления святыни, взяли на себя организацию всех подготовительных и реставрационных работ и оплатили значительную часть расходов.
Вместе они финансировали и строительство первого яруса соборной колокольни. Величественная Успенская колокольня, инициаторами построения которой были Пётр Мальшин и Гаврила Рюмин, и по сей день, имеет большое градостроительное значение для Рязани. Такое же, как колокольня Ивана Великого для Москвы или шпиль адмиралтейства для Петербурга.
ЦЕРКОВНОЕ И СВЕТСКОЕ СРОИТЕЛЬСТВО
Особенным актом благотворительности Петра Алексеевича стало строительство на месте старой деревянной, новой каменной Скорбященской церкви. Строительство велось по просьбе архиепископа Рязанского и Зарайского Амвромсия. Помимо главного престола в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в церкви были устроены два придела. Правый – в честь Алексия, человека Божия, левый – в честь преподобного Онуфрия Великого. Существует предание, что правый придел Мальшин посвятил памяти своего отца Алексея Назаровича, а левый устроил в благодарность за исцеление.
По преданию у Пётра Алексеевича было заболевание глаз и он никак не мог вылечиться. Тогда по чьему-то совету он стал молиться преподобному Онуфрию и вскоре выздоровел.
Скорбященская Церковь была построена в 1807 г.
Кроме того, рядом с церковью он построил и флигель для притча, то есть для священников, дьяконов, псаломщиков, чтецов и других служителей церкви. Когда был утвержден притч для новой Скорбященской церкви, Мальшин на его содержание внёс капитал в 8 000 ассигнациями.
Скорбященская церковь единственная в Рязани, которая не закрывалась ни в лихолетья гонений на церковь, ни в военные, ни в послевоенные годы. Все остальные подвергались осквернению и разрушению, а от многих не осталось и следа.
Большой вклад внёс Мальшин и в реставрацию обветшалой Ильинской церкви.
Частное же строительство Петра Алексеевича в немалой степени формировало архитектурный облик Рязани. К строительству он привлекал столичных архитекторов. Возведённые ими здания являлись для местных архитекторов образцовыми. Одним из самых известных архитекторов начала 1800-х годов, приглашённых Петром Алексеевичем, был Иван Францевич Русско. Именно он отремонтировал Успенский кафедральный собор. По его проекту началось строительство второго яруса колокольни собора в Рязанском кремле. В проекте Русско классицизм предстает в своей зрелой стадии. Выстроенная по этому проекту на всю высоту колокольня была бы выдающимся произведением русского классицизма. «Мастер каменный» Иван Францевич Русско был талантливым архитектором. Вероятнее всего, именно Русско по заказу Мальшина возвёл Скорбященскую церковь.
Он же начинал строить и усадьбу Петра Алексеевича. Она находилась на углу нынешних улиц Астраханской и Свободы. Это была самая большая, после Рюминской усадьба в Рязани. Одно из её сохранившихся строений и поныне радует нас своей архитектурной гармоничностью. Это здание на углу улиц Астраханской и Свободы, где ныне находятся различные административные учреждения – господский дом, особняк Мальшина. Впоследствии он был передан городским властям и там разместили Окружной (Губернский) суд. Но со временем оказался для него слишком тесен и тогда построили другое здание, там где ныне находится областной суд, а до него находился людской флигель усадьбы Мальшиных.
Особняк Петра Алексеевича Мальшина окнами выходит прямо на одно из строений Гостиного двора (Каменных рядов), в возведении которого он принимал участие. Один из рядов этого Гостиного двора принадлежал Мальшину. Здесь он продавал свои товары.
Кроме того, мы сегодня можем полюбоваться и на другое замечательное строение города Рязани, часть которого принадлежала Мальшину. Это здание нынешнего рязанского ЗАГСа, бывшего Дворянского собрания, которое находится на углу Астраханской и Почтовой улиц.
Угловая часть этого особняка, там где находится ротонда, возводилась Петром Алексеевичем и первоначально принадлежала именно ему.
Он же приобрёл и реконструировал дом на углу улиц Соборной им Некрасова. Впоследствии этот дом приобрела Рязанская епархия для нужд духовного училища.
МАЛЬШИНСКАЯ БОГАДЕЛЬНЯ
Но главным строением Петра Мальшина благодаря которому он остался в памяти рязанцев, помимо Скорбященской церкви, была богадельня, построенная в 1808 году на углу улиц Курганской и Гостиной, впоследствии переименованная в Мальшинскую (ныне это соответственно улицы Маяковского и Свободы).
Эту богадельня по первоначальному проекту Мальшина должна была быть при Скорбященском храме, как больница для инвалидов. Однако по каким-то причинам место для богадельни было выделено на углу улиц Гостиной и Курганской (ныне соответственно Свободы и Маяковского).
На её учреждение в 1806 году Пётр Алексеевич внес пятьдесят тысяч рублей в Приказ общественного призрения. Пятнадцать тысяч из них были использованы для постройки каменного здания, а тридцать пять тысяч рублей оставлены «на вечные времена неприкосновенным капиталом», проценты с которого предназначались на содержание богадельни и выплату пособий служащему персоналу.
Впрочем, служащих в богадельне было не так много. Согласно Уставу того времени, уход за проживающими в богадельне престарелых, больных людей, кои «не могут за собой ухода иметь» осуществляли здоровые люди, которые принимались на работу по норме: на каждые 10 человек больных – один здоровый. В мальшинской богадельне первоначально содержалось 12 отставных солдат и 12 нищих мещан и государственных крестьян. После войны с Наполеоном в ней содержались раненые русские солдаты. Но, что интересно, в ней же проживали и раненые французы.
Однажды в этой богадельне случилась даже дуэль между российским поручиком и французским драгуном. Они стрелялись на расстоянии десяти шагов, и француз был убит.
Уход за проживавшими в богадельне осуществлялся согласно Уставу двумя людьми. Помимо них в ней работал специальный лекарь. Ведь больных в богадельнях предписывалось лечить. Поэтому нанимали врача которому начислялся соответствующий заработок из городской казны. Лекарства для богадельни обычно закупались так же за счет казны. Но до 1816 года богадельня на углу улиц Гостиной и Курганской полностью содержалась за счёт средств, завещанных Мальшиным. Позднее, когда число проживающих в богадельне достигло 34 человек, часть расходов взял на себя Приказ общественного призрения, то есть особый государственный орган в губерниях. В его ведении находилось управление больницами, приютами для больных и умалишённых и государственными богадельнями, которые создавались на казённые деньги.
Строительство частной богадельни в Рязани вызвало большой резонанс в обществе. Слух о ней дошёл до Петербурга. О Мальшине было доложено Государю. Император Александр I высоко оценил благотворительную деятельность рязанского мецената. Особым Указом от 5 июня 1806 года, адресованным лично Петру Алексеевичу Мальшину, Государь выразил свое «особое благоволение» к поступку Мальшина. Этим же Указом основатель богадельни был «всемилостивейше пожалован» орденом Анны II степени.
Строительство помещения было завершено в декабре 1808 года, а в 1809 году богадельня была открыта. Её открытие Петр Алексеевич косвенно посвятил памяти своей первой жены Ирины Максимовны, скоропостижно скончавшейся в том же году в возрасте 47 лет.
Мальшинская богадельня, как и другие богоугодные заведения того времени (вдовьи дома, инвалидные дома, приюты для обездоленных), была школой милосердия. Собственно, это были места прямого исполнения Божией заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя». Учитывая заслуги Мальшина в деле благотворительности, Император Николай I, посетивший в 1832 году Рязань, повелел именовать богадельню Мальшинским инвалидным домом. Инвалидные дома того времени были теми же богадельнями, только содержались в них раненые, болезненные и престарелые воины. Жители богаделен, увечные воины, которые могли хоть как-то трудиться, работали. Они могли работать по своему желанию и возможностям: некоторые трудились в мастерских, кто-то прислуживал в церквях и на хозяйственных участках.
В России первый инвалидный дом на ограниченное число призреваемых был учрежден при Екатерине II – Каменноостровский. Затем только при Николае I появились инвалидные дома, названные военными богадельнями. Их было всего две – Чесменская, близ Санкт-Петербурга, Измайловская, близ Москвы. А до этого в Рязани уже была создана Мальшинская богадельня. Потому, приехав в Рязань в 1832 году, Император Николай I побывал в этом редком для тех времён учреждении лично и нашёл её «в отличном состоянии». По-видимому, примерно в эти же годы улицу Гостиную, которая шла от нынешнего здания городской Думы до улицы Маяковского, переименовали в улицу Мальшинскую.
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
Мальшинской улица именовалась вплоть до 1919 года, когда революционные власти переименовали её в улицу Свободы. Тогда же с формулировкой «за ненадобностью» была закрыта и Мальшинская богадельня. За какой ненадобностью? Непонятно… Шла гражданская война, раненых и увечных было предостаточно. Но богадельню всё-таки закрыли. А ведь в ней к тому времени проживали более ста военных и женщин, членов их семейств. Получается, что увечных просто-напросто выбросили на улицу? Ненависть новых властей к тому, что созидали купцы и предприниматели была настольно сильна , что она застилала им глаза. Потому они и совершали совершенно бессмысленные и жестокие поступки. Существует легенда, что примерно в то время появилась у богадельни старица Ефросинья. Она стала кричать, чтобы люди готовили гробы, что настают времена, когда надо готовить гробы. Милиционеры схватили её и до предания суду за антиреволюционную пропаганду заперли в одной из комнат богадельни. Но получилось так, что в неразберихе того времени о ней попросту забыли. Когда же вспомнили, то скорее бросились открывать комнату, но, открыв, они обнаружили её пустой. Ефросинья исчезла.
Правда это или вымысел, однако, в богадельне действительно стали хранить гробы с трупами, поскольку там устроили морг (судмедэкспертизу). Так сбылись слова легендарной Ефросиньи. Однако морг в богадельне организовали только в конце 1970-х годов. А во время гражданской войны в ней находился холерный, а позже тифозный лазарет. В начале 1920-х годов сюда переехала Чрезвычайная комиссия (ЧК). В семидесятые годы здание занял архив КГБ, а позже бюро судмедэкспертизы. Но эксперты постоянно жаловались, что места для работы им катастрофически не хватает, и в 2001 году судмедэкспертиза переехала в другое здание. С этого времени богадельня стояла заброшенной и стала разрушаться. В тёплое время года в ней ночевали бездомные бродяги. Когда же становилось холодно, они разводили прямо в здании костры и грелись. А ведь Мальшинская богадельня – памятник архитектуры… Но, слава Богу, нашлась организация, взявшаяся за ремонт Мальшинской богадельни – православное издательство «Зёрна». С 2005 года оно стало постепенно восстанавливать былой облик уникального памятника архитектуры. Ведь Мальшинская богадельня и поныне выделяется на фоне современной застройки квартала угловой ротондой и колоннадами школы русского классицизма.
В мае 2006 года в восстановленной части здания был открыт магазин «Православная книга». Здесь есть большой выбор православной литературы, икон, церковной утвари, аудио и видеодисков по православной тематике. Представленные в магазине товары продаются по очень доступным ценам. Ныне в здании Мальшинской богадельни находится издательство «Зёрна» и «Православный интернет-магазин Зерна». Они ставят своей целью благородную и очень важную задачу – донести до людей слова Евангелия, жития и наставления святых и просто добрые и поучительные истории. Издательство представляет небольшой коллектив православно верующих христиан, которые объединились для служения Богу и ближнему. Так, на новом витке истории и в новом качестве Мальшинская богадельня возвращает свою основную функцию – «для Бога делание».