Сегодня, когда осмысление и использование позитивного опыта прошлого становится одним из важнейших средств патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, обращение к опыту патриотического движения, охватившего российскую учащуюся молодежь с начала Первой мировой войны приобретает особую значимость и актуальность. Это одна из ярких, славных и малоизвестных страниц «Второй Отечественной войны».
Впервые патриотические инициативы российских учащихся обратили на себя внимание накануне и в период Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Тогда молодые люди, главным образом в столицах и губернских центрах, приняли участие в различных мероприятиях по поддержке борьбы югославянских народов против османского ига, благотворительных акциях и сборах средств, в том числе на постройку крейсеров для Черноморского флота, торжественных встречах воинских эшелонов. Известны случаи, когда старшеклассники, одолеваемые жаждой подвига, сбегали из дома и стремились попасть на театр военных действий.
Новый всплеск, по существу, в прежних формах патриотической активности учащейся молодежи наблюдался в связи с внезапным нападением в январе 1904 г. японского военно-морского флота на Порт-Артур и началом Русско-японской войны. К тому же довольно распространенной, особенно в женских образовательных учреждениях, стала также практика посылки в действующую армию небольших подарков, сделанных руками самих воспитанников. Тогда же с согласия военных властей учащиеся стали посещать раненых в госпиталях.
Важными средствами проявления патриотических чувств учащейся молодежи стало участие юношей и девушек в молебнах о даровании победы православному воинству, панихидах по убитым воинам-выпускникам образовательных учреждений, организация постоянного ухода за воинскими захоронениями и т.п.
Масштабы, содержание и социально-педагогическая значимость патриотического движения российских учащихся в период Первой мировой войны были значительно расширены
Наиболее ярким и впечатляющим выражением патриотического порыва, охватившего в начале войны российское юношество, стало стремление многих из них любыми путями попасть на фронт. Только в ноябре 1914 г. в Петрограде было зафиксировано свыше 500 случаев бегства на фронт «малолетних». Говоря о широком распространении этого явления, весной 1915 г. столичная пресса констатировала, что молодежь бежит в армию, «движимая искренним желанием посильного служения родине в трудную минуту». Количество подростков и юношей, бежавших на фронт исчислялось многими тысячами.
Немало детей принимало и непосредственное участие в боевых действиях в составе действующей армии. Показательно, что свои «сыны полка» были в 1916–1917 гг. даже в русском экспедиционном корпусе во Франции. Своеобразным символом ребенка-защитника Родины на полях «Второй Отечественной войны» по праву следует считать Володю Владимирова, о подвигах которого в 1916 г. много писали в прессе. Будучи сыном погибшего в бою хорунжего казачьего эскадрона, Володя неоднократно ходил в разведку в тыл врага, добывая важные для командования сведения. В 11 лет он был удостоен Георгиевского креста 4-ой степени, став, таким образом, самым юным в истории кавалером этой высокой боевой награды.
Примечателен и пример Павла Логолевича, ставшего в 14 лет самым молодым унтер-офицером в русской армии. Что касается девушек-учащихся, то многие из них работали сестрами милосердия в лазаретах, санитарных распределительных пунктах и санитарных поездах. Другие же молодые люди и девушки часто посещали раненых в госпиталях, устраивали для них концерты и театральные представления.
Новым явлением была и активная работа учащейся молодежи в различных общественных и правительственных организациях, связанных с обеспечением фронта, помощью раненым и беженцам, например, во Всероссийском Земском Союзе, Всероссийском Союзе городов, Обществе 1914 г., Татьянинском комитете, Скобелевском комитете.
Осенью 1916 г. в целях координации развернувшейся еще в 1914 г. работы учебных заведений по накоплению и сохранению материалов о погибших воспитанниках, царским правительством было создано Всероссийское общество памяти воинов русской армии, покровителем которого стал лично Николай II. Главная задача этого Общества заключалась, выражаясь современным языком, в повышении эффективности патриотического и гражданского воспитания за счет увековечения в учебных заведениях памяти о павших на войне воспитанниках, широкого изучения их подвигов, а также ухода за могилами. По поручению императора Министерством народного просвещения была разработана поражающая своей актуальностью и содержательностью «Примерная программа» участия учебных заведений в деятельности Общества. К сожалению, после Февральской революции деятельность Общества была свернута. Накопленные за время войны учебными заведениями коллекции документов личного происхождения и музейные экспонаты были безвозвратно утрачены. Затерянными и уничтоженными оказались и тысячи захоронений погибших и умерших от ран защитников Отечества.
Одной из самых заметных и результативных форм патриотического движения учащихся стало их активное участие в различных благотворительных акциях, связанных с оказанием материальной помощи раненным, семьям погибших, беженцам, военным сиротам. Во многом неожиданным для правительственных органов и общественности стало развернувшееся осенью 1916 г. активное участие молодежи в кампаниях по популяризации государственных военных займов. В отдельных случаях учащиеся, особенно в военных учебных заведениях, вскладчину сами приобретали облигации займов за счет экономии карманных денег.
Однако наиболее масштабный и массовый характер в годы войны приобрело движение сельскохозяйственных трудовых дружин, которое следует считать своеобразным стержнем всей патриотической деятельности учащейся молодежи.
Картины вовремя не убранных с крестьянских наделов хлебов, нескошенные луга, несоизмеримый с физическими возможностями женщины труд крестьянок, оставшихся без своих мужей-кормильцев, – все это породило у них мысль оказать посильную помощь наиболее нуждавшимся семьям мобилизованных.
Высоко оценивая патриотический порыв учащихся, выражая благодарность членам дружин за их добровольный труд, царь Николай II особо выделял воспитательное значение подобного опыта: «... Ничто не может более благотворно влиять на юношей, как сближение с крестьянами в обстановке их трудовой сельской жизни».
Это «высочайшее» одобрение явилось мощным стимулом для дальнейшего развития движения сельскохозяйственных ученических дружин, которое буквально за несколько последующих месяцев стало приобретать всероссийский масштаб. Осенью 1915 г. такие дружины существовали более чем в 20 губерниях и областях империи, в том числе в Сибири, Туркестане, на Кавказе. В Рязанской губернии первая подобная дружина появилась осенью 1915 года. А в следующем году в губернии насчитывалось уже более двух десятков таких дружин и артелий, которые работали в Егорьевском, Скопинском, Зарайском, Рязанском, Ряжском и некоторых других уездах.
Количественному росту сельскохозяйственных дружин в общероссийском масштабе в немалой степени способствовала широкая пропаганда их деятельности в центральных и местных газетах, а также на страницах журналов, непосредственно связанных со школой – в «Вестнике воспитания», «Журнале Министерства народного просвещения», «Русская школа», «Школа и жизнь» и других.
Таким образом, годы Первой мировой войны были ознаменованы возникновением и развитием беспрецедентного по своим масштабам и содержанию патриотического движения российской учащейся молодежи. Охватив сотни тысяч юных россиян, оно стало не только важным фактором развития образования в военные годы, но и заметным явлением социальной жизни. Не вызывает сомнений, что накопленный в ходе войны опыт участия молодежи в патриотическом движении был затем соответствующим образом оценен и во многом использован в советской школе, особенно – в период Великой Отечественной войны. Однако ссылки на опыт периода 1914–1917 гг. при этом, к сожалению, отсутствовали.
Василий Вячеславович СТРАХОВ,
профессор кафедры истории России
Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина