Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Патриарх Никон. Возвышение и падение.
30 октября 2015 в 0:00

 

 

БУНТЫ В ПРАВЛЕНИЕ ТИШАЙШЕГО ЦАРЯ

 

Правление сына первого царя династии Романовых (Михаила Федоровича) Алексея Михайловича продолжалось с 1645 по 1676 гг. В российской истории Алексей Михайлович получил прозвище «тишайший». Дано оно было из-за мягкого и доброго характера государя. Однако царствование Алексея Михайловича было далеко не спокойным. Неслучайно XVII век называется «бунташным». Стране в этот период пришлось пережить «соляной» и «медный» бунты, вызванные непродуманными действиями правительства. В 70-х гг. государство потрясло выступление казаков под предводительством Степана Разина, для усмирения которого пришлось приложить немало усилий.

 

Одним из важнейших событий царствования Алексея Михайловича стал Церковный раскол. В начале своего правления, обладая мягким характером, царь остро нуждался в надежном советчике и друге. Этим человеком стал новгородский митрополит Никон. Волевой и своенравный, Никон понравился государю и вскоре всецело овладел царским доверием. В 1652 году Никон был избран патриархом и стал оказывать прямое влияние на дела государственные. Он попытался вернуться к положению, которое было в отношениях светской и духовной властей при патриархе Филарете и царе Михаиле Федоровиче, где власть патриарха была почти равна царской. Патриарх даже именовал себя «государем». Однако времена патриарха Филарета ушли безвозвратно.

 

РЕФОРМЫ, КОТОРЫЕ НЕ ПРИНИМАЛ НАРОД

 

В области церковной жизни новым патриархом были начаты серьезные реформы. Решено было все сделать так, как в греческих Церквях. Прежде всего началось исправление церковных обрядов и русских богослужебных книг по греческим и старославянским образцам, и Никон начал с того, что своей властью без решения собора в 1653 году, перед Великим постом, разослал по церквям указ, сколько следует класть земных поклонов при чтении церковной молитвы св. Ефрема Сирина, причём предписывал также креститься тремя перстами. Потом он покритиковал русских иконописцев своего времени, которые отступали от греческих образцов в писании икон и усваивали приёмы католических живописцев.  Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего московского унисонного (одноголосого) пения новое киевское многоголосое, а также завёл небывалый обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения.

 

В Древней Руси подозрительно смотрели на такие проповеди, видели в них признак самомнения проповедника; пристойным считали читать поучения святых отцов, хотя обычно их не читали, чтобы не замедлять церковной службы. Легко понять смущение, в которое должны были впасть от этих нововведений православные русские умы, и без того тревожно настроенные. Эти распоряжения Никона заставляли делать верующим вывод, что они доселе не умели ни молиться, ни писать икон и что духовенство не умело совершать богослужения как следует. Нововведения вызвали резкий протест части общества: боярства, духовенства, народа. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались признать реформы Никона и призывали вернуться к дореформенным порядкам. Лидерами старообрядцев стали Иван Неронов, Протопоп Лонгин, протопоп Аввакум, Никита Добрынин. Алексей Михайлович поддержал исправления Никона. Поддержку реформаторской деятельности русского патриарха продемонстрировали и греческие Церкви.

 

Трагическим для патриарха Никона стал разрыв с Алексеем Михайловичем, произошедший в 1658 году. Многие историки считают, что повзрослевший и возмужавший царь стал тяготиться опекой со стороны патриарха и не желал делить с ним власть. Алексей Михайлович перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенский собор, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьёзным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в построенный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако царь поступил совсем иначе. Он предложил патриарху добровольно оставить престол. Никон отказался. Ситуация, когда патриарх фактически не руководил Церковью, находясь в монастыре, продолжалась в течение восьми лет. Пока патриарх отсутствовал, подняли голову противники его реформ. Многие из них, ранее вынужденные покинуть Москву, теперь возвратились в столицу и служили по старине.

 

СУД НАД ПАТРИАРХОМ

 

Единственным выходом из сложившейся ситуации Алексей Михайлович видел в церковном суде над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран. Для суда над Никоном в 1666 году был созван Церковный собор, на который патриарх приехал лишь через некоторое время после его начала. Поэтому первые слушания прошли без него. Царь заявил, что Никон без разрешения царя оставил церковь и отрекся от патриаршества, а также мнил себя равным царю. Присутствовавшие зарубежные православные церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Тем не менее, в русской Церкви Никон поминается как патриарх.

 

Дело в том, что у гробницы его стали совершаться многие исцеления и знамения благодатной помощи (особенно — матерям и несправедливо гонимым), что свидетельствовало о том, что душа его сподобилась пребывать в Небесном Иерусалиме. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси. Стоит, однако, заметить, что правильность реформ, проводимых патриархом Никоном, не подверглась никакому сомнению. Собор 1666-1667 гг. поддержал церковные реформы и предал проклятию всех её противников, которые стали именоваться старообрядцами. Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки властей. По Соборному уложению от 1649 года им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформы Никона и Собор 1666-1667 гг. положили начало старообрядческому расколу в Русской Православной Церкви. Необходимо упомянуть еще одно замечательное событие этого царствования, в настоящее время слегка позабытое.

 

В 1654 году произошло воссоединение Украины с Россией. Украина в середине ХVII в. оказалась между тремя сильными государствами: Речью Посполитой, Россией, Османской империей. Воссоединение освободило народ Украины от национального и религиозного гнёта, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации. Благодаря усилиям первых царей династии Романовых, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, к концу ХVII века Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния, что особенно было важно после тяжелейших последствий смутного времени. Алексей Михайлович стал последним царем старой Московской Руси. Он стоял на перекрёстке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своём мировоззрении. Последующее правление Петра I развернет Россию с Востока на Запад, определив на столетие развитие нашего Отечества.

 

Игорь МИТРОФАНОВ, историк

Комментарии
Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось 90 лет со дня рождения бывшего управляющего Рязанской епархией митрополита Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в кот

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду

Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
02 февраля 2018 в 6:55

Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поу

Нужна решимость. Рецензия на книгу Наталии Сухининой «Натюрморт с разбитой чашкой»
01 февраля 2018 в 13:25

Среди воцерковленных людей есть такое мнение, что «мир лежит во зле», неверующие в Бога люди пьянствуют, блудят, предают друг друга. А есть ли такие среди воцерковленных людей? К сожалению, есть. Книга &

Как причащать младенцев
31 января 2018 в 11:22

Некоторые родители считают, что у младенцев нет понятия греха, и какой смысл причащать младенца, не имеющего грехов? Однако святитель Феофан Затворник говорил, что причастие действенно и живо соединяет с Господом мл