Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Патриарх Никон. Возвышение и падение.
30 октября 2015 в 0:00

 

 

БУНТЫ В ПРАВЛЕНИЕ ТИШАЙШЕГО ЦАРЯ

 

Правление сына первого царя династии Романовых (Михаила Федоровича) Алексея Михайловича продолжалось с 1645 по 1676 гг. В российской истории Алексей Михайлович получил прозвище «тишайший». Дано оно было из-за мягкого и доброго характера государя. Однако царствование Алексея Михайловича было далеко не спокойным. Неслучайно XVII век называется «бунташным». Стране в этот период пришлось пережить «соляной» и «медный» бунты, вызванные непродуманными действиями правительства. В 70-х гг. государство потрясло выступление казаков под предводительством Степана Разина, для усмирения которого пришлось приложить немало усилий.

 

Одним из важнейших событий царствования Алексея Михайловича стал Церковный раскол. В начале своего правления, обладая мягким характером, царь остро нуждался в надежном советчике и друге. Этим человеком стал новгородский митрополит Никон. Волевой и своенравный, Никон понравился государю и вскоре всецело овладел царским доверием. В 1652 году Никон был избран патриархом и стал оказывать прямое влияние на дела государственные. Он попытался вернуться к положению, которое было в отношениях светской и духовной властей при патриархе Филарете и царе Михаиле Федоровиче, где власть патриарха была почти равна царской. Патриарх даже именовал себя «государем». Однако времена патриарха Филарета ушли безвозвратно.

 

РЕФОРМЫ, КОТОРЫЕ НЕ ПРИНИМАЛ НАРОД

 

В области церковной жизни новым патриархом были начаты серьезные реформы. Решено было все сделать так, как в греческих Церквях. Прежде всего началось исправление церковных обрядов и русских богослужебных книг по греческим и старославянским образцам, и Никон начал с того, что своей властью без решения собора в 1653 году, перед Великим постом, разослал по церквям указ, сколько следует класть земных поклонов при чтении церковной молитвы св. Ефрема Сирина, причём предписывал также креститься тремя перстами. Потом он покритиковал русских иконописцев своего времени, которые отступали от греческих образцов в писании икон и усваивали приёмы католических живописцев.  Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего московского унисонного (одноголосого) пения новое киевское многоголосое, а также завёл небывалый обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения.

 

В Древней Руси подозрительно смотрели на такие проповеди, видели в них признак самомнения проповедника; пристойным считали читать поучения святых отцов, хотя обычно их не читали, чтобы не замедлять церковной службы. Легко понять смущение, в которое должны были впасть от этих нововведений православные русские умы, и без того тревожно настроенные. Эти распоряжения Никона заставляли делать верующим вывод, что они доселе не умели ни молиться, ни писать икон и что духовенство не умело совершать богослужения как следует. Нововведения вызвали резкий протест части общества: боярства, духовенства, народа. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались признать реформы Никона и призывали вернуться к дореформенным порядкам. Лидерами старообрядцев стали Иван Неронов, Протопоп Лонгин, протопоп Аввакум, Никита Добрынин. Алексей Михайлович поддержал исправления Никона. Поддержку реформаторской деятельности русского патриарха продемонстрировали и греческие Церкви.

 

Трагическим для патриарха Никона стал разрыв с Алексеем Михайловичем, произошедший в 1658 году. Многие историки считают, что повзрослевший и возмужавший царь стал тяготиться опекой со стороны патриарха и не желал делить с ним власть. Алексей Михайлович перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенский собор, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьёзным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в построенный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако царь поступил совсем иначе. Он предложил патриарху добровольно оставить престол. Никон отказался. Ситуация, когда патриарх фактически не руководил Церковью, находясь в монастыре, продолжалась в течение восьми лет. Пока патриарх отсутствовал, подняли голову противники его реформ. Многие из них, ранее вынужденные покинуть Москву, теперь возвратились в столицу и служили по старине.

 

СУД НАД ПАТРИАРХОМ

 

Единственным выходом из сложившейся ситуации Алексей Михайлович видел в церковном суде над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран. Для суда над Никоном в 1666 году был созван Церковный собор, на который патриарх приехал лишь через некоторое время после его начала. Поэтому первые слушания прошли без него. Царь заявил, что Никон без разрешения царя оставил церковь и отрекся от патриаршества, а также мнил себя равным царю. Присутствовавшие зарубежные православные церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Тем не менее, в русской Церкви Никон поминается как патриарх.

 

Дело в том, что у гробницы его стали совершаться многие исцеления и знамения благодатной помощи (особенно — матерям и несправедливо гонимым), что свидетельствовало о том, что душа его сподобилась пребывать в Небесном Иерусалиме. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси. Стоит, однако, заметить, что правильность реформ, проводимых патриархом Никоном, не подверглась никакому сомнению. Собор 1666-1667 гг. поддержал церковные реформы и предал проклятию всех её противников, которые стали именоваться старообрядцами. Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки властей. По Соборному уложению от 1649 года им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформы Никона и Собор 1666-1667 гг. положили начало старообрядческому расколу в Русской Православной Церкви. Необходимо упомянуть еще одно замечательное событие этого царствования, в настоящее время слегка позабытое.

 

В 1654 году произошло воссоединение Украины с Россией. Украина в середине ХVII в. оказалась между тремя сильными государствами: Речью Посполитой, Россией, Османской империей. Воссоединение освободило народ Украины от национального и религиозного гнёта, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации. Благодаря усилиям первых царей династии Романовых, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, к концу ХVII века Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния, что особенно было важно после тяжелейших последствий смутного времени. Алексей Михайлович стал последним царем старой Московской Руси. Он стоял на перекрёстке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своём мировоззрении. Последующее правление Петра I развернет Россию с Востока на Запад, определив на столетие развитие нашего Отечества.

 

Игорь МИТРОФАНОВ, историк

Комментарии
Марина Гончаренко: Моя задача - предупредить. Интервью с автором антиутопии «Остров бессовестных»
17 мая 2018 в 12:03

— Марина Васильевна, скажите, что побудило вас написать такую, я бы сказал, странную для писателя-реалиста повесть? Тему повести «Остров бессовестных» мне навеял сон о племени дикарей, которые каким-то об

Смириться или проявить волю? Как найти золотую середину в духовном смирении
28 апреля 2018 в 17:18

«Смиряйся, тебе полезно!». Так обычно говорят, когда с человеком произошло неприятное событие. В одних случаях смирение пойдет на пользу душе, в других — может навредить или ввести человека в прелесть. Попробуем разобратьс

Как бороться с грехами, если их нет?
26 апреля 2018 в 15:03

Существует довольно большая категория людей, которые считают, что у них нет серьезных грехов. Они не воруют, не блудят, не пьянствуют, не курят, не гневаются, никого не обижают. Что это за люди и прав

Митрополит Павел (Пономарев) о браках и разводах
19 апреля 2018 в 16:17

Митрополит Павел (Пономарёв) — бывший управляющий Рязанской епархией, а ныне экзарх Белорусской Православной Церкви. В книге «Беседы с владыкой Павлом» содержатся высказывания относительно

Паломничество Ланселота. Обзор романа-антиутопии Юлии Вознесенской
17 апреля 2018 в 15:34

Роман «Паломничество Ланселота» переносит нас в будущее, в те времена, когда миром будет править антихрист. Поделиться статьей с друзьями:   Жизнь в виртуальном мире В начале произведения

Сколько бы много грехов у нас ни было, у Бога милосердия более. Наставления старца Кирилла (Павлова) из книги «Помним»
11 апреля 2018 в 15:06

В интернет-магазине «Зерна» появилась книжная новинка «Помним. Жизнь и наставления архимандрита Кирилла (Павлова)». В книге описываются встречи и беседы с одним из наиболее почитаемых старцев

Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
05 апреля 2018 в 14:45

Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себ

Встречаем Пасху 2018. Выбираем подарки и пасхальную утварь
30 марта 2018 в 14:05

Доброго дня. На этой странице вы найдете все необходимые для встречи Пасхи товары. Пасочница, подставка под кулич, подарки родным, книги, свечи, сувениры. Мы постарались подобрать полезные и недорогие товары, которые пользуются популярность

Как рязанцы спасли Москву от позора
28 марта 2018 в 16:27

Театр начинается с вешалки, Рязань с Кремля, а Кремль с Успенской колокольни. Но это сегодня. А когда-то город Переяславль-Рязанский начинался с дубовых ворот, над которыми высились сторожевые башни.

Ошибки в духовной жизни. О книге Марины Захарчук «В радость или в тягость?»
23 марта 2018 в 15:40

Размышлениями о духовной жизни в старые времена занимались только богословы. Потом на эту тему печатно стали высказываться архиереи и священники. К сегодняшнему времени каждый писатель или публицист может размышлять